bookmark
13:00 18.02.2013

Все о праве: Что делать, если ДТП произошло на территории предприятия?

РИГ SAKHAPRESS.RU совместно с Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) продолжает публикацию материалов в новой  рубрике "Все о праве". Вопрос: На предприятиях нередко происходят несчастные случаи с работниками в результате дорожно-транспортных происшествий, связанных с движением транспортных средств по территории организации. Каков порядок их расследования и участвует ли в расследованиях таких случаев ГИБДД? Ответ: При расследовании несчастных случаев, связанных с эксплуатацией транспортных средств, следует иметь в виду, что ГИБДД расследует дорожно-транспортные происшествия (ДТП), возникшие в процессе движения по дороге или прилегающей к ней территории транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения РФ «прилегающая территория» - это территория, непосредственно прилегающая к дороге или не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. Таким образом, ДТП на территории организации расследуются ГИБДД в установленном порядке. Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками на территории организации при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, вследствие нарушения требований безопасности при запуске двигателя, сцепке-расцепке транспортных средств и др. осуществляется в порядке, установленном ст.227-230 Трудового кодекса РФ. Приведем 2 примера, отнесенные к рассматриваемой ситуации:
  1. На территории стройки во время очистки водителем поднятого кузова автомобиля-самосвала от остатков бетона кузов внезапно самопроизвольно опустился, в результате задним бортом была нанесена легкая травма ноги водителю. Как установлено, водитель не принял мер, исключающих самопроизвольное опускание кузова, и производил его очистку стоя на заднем борту кузова.
  2. На территории организации после разгрузки автомобиля на складе при выезде из него задним ходом был совершен наезд на работника, проходившего в непосредственной близости от выезжающего автомобиля, вследствие чего работник получил тяжелую травму.
Рассмотрим как они должны расследоваться. Расследование в общем порядке означает: несчастные случаи, отнесенные к категории легких, расследуются комиссией, образованной и возглавляемой работодателем(ч.1 ст.229 ТК РФ), а отнесенные к категории групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, - комиссией, образованной в соответствии с ч.2 ст.229 ТК РФ, с участием в её составе государственного инспектора труда, представителей органа исполнительной власти субъекта РФ, представителя территориального объединения организаций профсоюзов, представителя страховщика (Фонда социального страхования РФ). Работодатель обязан направить извещение о таких несчастных случаях в органы и организации, предусмотренные в ст.228.1 ТК РФ. Порядок оформления материалов при расследовании несчастного случая, происшедшего в указанных ситуациях, и их состав такие же, как и при расследовании других несчастных случаев, в соответствии с нормами ТК РФ. Дополнительно к материалам расследования несчастного случая приобщаются копии материалов, полученных из ГИБДД, и копии материалов служебного расследования, проведенного владельцем транспортного средства. Несчастные случаи, происшедшие в результате действий работника с транспортными средствами при выполнении им трудовых обязанностей, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, оформляются актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве. Перечень и объем материалов расследования определяется председателем комиссии. В первом приведенном примере водитель автомобиля-самосвала получил травму ноги при очистке кузова от остатков бетона, а не в результате ДТП, возникшего в процессе движения автомобиля по дороге или прилегающей к ней территории (территории организации). ГИБДД подобные несчастные случаи не расследует и не учитывает. Комиссия для расследования данного несчастного случая, отнесенного к категории легких, образуется в соответствии с ч.1 ст.229 ТК РФ. В её состав включаются: специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию охраны труда приказом (распоряжением) работодателя; представитель работодателя, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель). Во втором примере тяжелый несчастный случай с работником произошел в результате ДТП на территории организации; на него наехал автомобиль, выезжавший из склада задним ходом. Следовательно, он подлежит расследованию ГИБДД  в установленном порядке, как происшедший в результате ДТП, вне зависимости от того, кто является владельцем данного автомобиля. Поскольку случай является тяжелым, при его расследовании в состав комиссии помимо лиц, указанных в первом примере, дополнительно включаются государственный инспектор труда, представители исполнительной власти или местного самоуправления, представитель территориального объединения профсоюзов и Фонда социального страхования РФ. Комиссию возглавляет государственный инспектор труда. Вопрос: Я работаю слесарем по ремонту подвижного состава. Общий класс вредности 3.2, компенсация 4% доплаты есть, но сокращенной рабочей недели и дополнительного отпуска нет. В список профессий от 1974-1975 г.г. не подпадает, этим руководство и мотивирует отказ. Прошу разъяснить: положена ли мне компесация в полном объеме по факту аттестации рабочего места : 4% доплаты, сокращенная рабочая неделя и дополнительный отпуск. Ответ: В настоящее время льготы и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда, устанавливаются на основании конкретных списков, перечней и других нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке и действующих в отношении определенных ими льгот и компенсаций (молоко, льготная пенсия, спецпитание, спецодежда и др.). Установление одной из компенсаций (например, доплаты за работу во вредных условиях труда), не означает, что на работника распространяются и другие льготы (сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск и др.). Право на дополнительный отпуск (и его продолжительность), а также право на сокращенный рабочий день в настоящее время предусмотрены постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». Вы не уточнили конкретное наименование производства, цеха, профессии. Однако с учетом позиции класса условий труда (3.2 – вредный степени 2) полагаем, что Вы имеете право на льготы, указанные в пунктах 22-25а раздела XXXIII «Транспорт». А. «Железнодорожный транспорт» указанного постановления. Так, согласно пункту 25 указанного раздела право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день имеет слесарь по ремонту подвижного состава, постоянно занятый на разборке, ремонте, сборке сливных приборов, спускных и предохранительных клапанов цистерн, на осмотре и заправке клапанов сливных приборов цистерн из-под нефтепродуктов и химпродуктов. Согласно разъяснению Минтруда России от 01.10.2012 до реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. С 1 сентября 2011 года введен в действие новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. Документом, содержащим сведения о фактических условиях труда и применяемых компенсациях на данном рабочем месте, является карта аттестации рабочего места по условиям труда (п. 1 Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение № 3 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011  №  342н). Также разъясняем, что индивидуальный трудовой спор между работником и работодателем подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам или суде. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Техническая инспекция Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия)
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют