bookmark
12:19 03.03.2016

JuniorSkills объединяет всех!

РИГ SAKHAPRESS.RU 1 марта состоялся круглый стол на тему «Профориентация школьников и современный рынок труда: особенности, подходы и технологии».

Он организован Республиканским центром развития дополнительного образования и детского движения в рамках республиканских соревнований для школьников JuniorSkills.

Приняли участие: Василий Гуляев, заместитель министра образования РС(Я); Надежда Щелкун, ректор Института профессионального образования Хабаровского края, директор регионального координационного центра WorldSkills Russia в Хабаровском крае; Павел Григорьев, главный специалист отдела общего образования Министерства образования РС(Я); Надежда Тимофеева, директор Саха политехнического лицея г. Якутска, депутат Городской Думы, руководитель Ассоциации политехнических школ РС(Я); Матрена Кондратьева, редактор отдела образования газеты «Якутия»; Александра Баишева, президент компании «MyTona»; Вячеслав Егоров, модератор технологичных проектов, основатель профориентационной школы «Я – инноватор», руководитель Центра молодежного инновационного творчества «Орех». Модератором выступила Мария Петрова, к.п.н., директор Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения.

JuniorSkills впервые в Якутии

Мария Петрова ознакомила с информацией о чемпионате для школьников JuniorSkills, который организуется в республике впервые. Чемпионат создаст новые возможности для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills. Проведена работа по разработке «профстандартов» по компетенциям WorldSkills, по созданию инфраструктуры программы: координаторы, экспертные сообщества, центры компетенций и т.д. Необходимо развить широкую систему соревнований школьников по профессиональным компетенциям, повышать профессионализм педагогов – участников программы.

В течение четырех дней юные профессионалы будут бороться за звание лучших по 13 компетенциям. Оценивают работу 53 эксперта. Соревнования проходят на базе Института новых технологий РС(Я), Дворца детского творчества г. Якутска и Саха политехнического лицея.

На республиканский этап приехали 159 школьников из 9 улусов.

Для того чтобы эффективно развивать компетенции в школах, в частности, на уроках технологии и информатики, нужна соответствующая материально-техническая база. Не все образовательные учреждения могут себе позволить выкупить станки, автомашины и др.

Где тусуется молодежь Хабаровска?

Надежда Щелкун рассказала об успешных профориентационных проектах, которые реализуются в Хабаровском крае. Два года назад на уровне Правительства края создан межведомственный координационный совет по подготовке кадров. Разработана Концепция инженерного образования. Создается инженерная школа в Комсомольске-на-Амуре. Работают 16 учебно-производственных кластеров, 19 специализированных тренировочных баз по инженерным и рабочим специальностям, центр по профессиональному самоопределению школьников. За последние три года 50 % профильных техникумов оснащены современным оборудованием, на базе которых школьники проходят элективные курсы, овладевают навыками работы на станках с ЧПУ, получают рабочие специальности. Также плодотворно действуют два межрегиональных центра оценки качества по компетенциям. Есть интересная фишка: продвинутая молодежь Хабаровска собирается в клубах, так называемых научных кафе. В течение семи минут молодой исследователь знакомит сверстников со своим научным исследованием простым, доходчивым языком, не употребляя научных терминов.

Надежда Игнатьевна сообщила, что они ждут победителей якутского чемпионата JuniorSkills в апреле в Хабаровске по компетенциям Мобильная роботехника и Инженерный дизайн CAD.

Воспитываем будущих дипломатов и других профи

По словам Павла Григорьева, работает профориентационный портал «Профессиональное будущее Якутии», создана Малая академия наук. Реализуется Концепция дуального образования, действует штаб «Абитуриент», ежегодно проводятся Неделя научно-технического творчества, республиканский дистанционный конкурс для учащихся 10-11 классов по рабочим профессиям «Профессиональное будущее Якутии». Эффективность показывают такие республиканские проекты, как конкурсы «Будущий дипломат», бизнес-проектирования; слет юных туристов-краеведов, Малая Академия «Дорожных наук» и конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо», конкурс для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Профи», «Мой профессиональный выбор», профориентационной форум «PROF-выбор» и др.

Надо, чтобы инициатива исходила не только от нас, а из школ тоже, чтобы на местах педагоги делали все для того, чтобы наши дети уже в стенах школы определялись с будущей профессией, приобретали компетенции.

Очень рады, что наконец-то включаемся в движение WorldSkills Россия, готовы и дальше с энтузиазмом развивать в республике JuniorSkills.

Водители и парикмахеры из Саха политехлицея

Есть что рассказать директору Саха политехнического лицея г. Якутска Надежде Тимофеевой, ведь приоритетными направлениями образовательного учреждения являются предпрофильное, профильное обучение и профориентационная работа. В стенах лицея выпускники получают специальности «Столяр», «Керамика», «Ювелир», «Швея», «Водитель категории В», «Парикмахер», «Программист». Есть две автомашины, мини-пекарня, мини-пилорама, станки, глину приобретаем в Амгинском и Намском улусах.

Конечно, все родители мечтают, чтобы их дети поступили в вуз. Одно время думали снять направления «Швея второго разряда» и «Парикмахер» как неактуальные. Но на экзамене девочки смастерили такие модные, модельные комплекты одежды, продемонстрировали настоящее парикмахерское искусство, что мы поняли: это им надо!

Хочется, чтобы Министерство образования поддерживало политехнические школы, чтобы производственные предприятия обратились к нам, стали настоящими нашими партнерами.

Мечты о современном учителе информатики

Александра Баишева, как IT-специалист, поделилась своим видением о том, каким должен быть современный учитель информатики. Самое главное качество, это уметь обращаться с современными сервисами и программами, иметь свой канал в YouTube, тысячи подписчиков в Instagram, бесплатные программы в Play Market, чтобы ответить на любые вопросы учеников про тот или иной сервис, чтобы быть интересным для них. Учитель информатики должен иметь кучу идей по созданию совместного проекта с учениками, быть в курсе проводимых российских и международных конкурсов по робототехнике, программированию и т.д. И главное, это человек, который каждый день жаждет получить новые знания от учеников, от окружающих, чтобы быть на гребне технологической волны. Он учит детей программированию на настоящем языке программирования, создает с детьми приложения для смартфонов и планшетов, полезные сайты и программы. Городской чемпионат JuniorSkills показал, что у нас есть продвинутые школьники в этом направлении, но сей факт еще не говорит о том, что у них есть хорошие учителя информатики. Как работодатель, я вижу, чего не хватает нашим выпускникам, у них нет усидчивости, кропотливости, не хватает практических умений и навыков. Есть много проблем из-за слабого Интернета в улусах.

Орешки из кедровой шишки

Вячеслав Егоров организовал школьный бизнес-инкубатор «Орех Джуниор» – итог сотрудничества руководства Октемского лицея со студенческим бизнес-инкубатором «Орех» при СВФУ. Название «Орех» в данном случае обозначает орешки внутри кедровой шишки, символизирующие резидентов бизнес-инкубатора и их единство.

Принцип работы школьного бизнес-инкубатора – предоставление помещения, информационная поддержка, регулярно будут проводиться встречи резидентов студенческого и школьного бизнес-инкубаторов, старшие товарищи будут помогать младшим в вопросах, касающихся составления бизнес-проектов. Не стоит забывать, что в России предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане от 14 лет.

Мы готовы сотрудничать с движением JuniorSkills, это по-настоящему стоящее дело.

Вячеслав Счаславович посетовал на то, что в республике есть много спортивных комплексов, где молодежь занимается спортом и физкультурой, но нет такого места, где могли бы собираться дети, чтобы развивать практические навыки работы на различных станках, компьютерах и рабочем оборудовании.

Детский городок «Юные якутяне»

На что Василий Гуляев ответил, что это очень правильное замечание. Идея создания ресурсного профориентационного центра для школьников республики витает уже несколько лет. И вот, в Год дополнительного образования Якутским региональным отделением общественного движения «Матери России» инициировано создание детского городка «Юные якутяне» при Республиканском центре развития дополнительного образования и детского движения. Его планируется разместить на базе бывшей республиканской школы для детей с девиантным поведением в п. Хатассы.

Чем же будет примечателен Детский технопарк «Юные якутяне»? Это будет территория технического творчества детей и молодежи. Образовательная деятельность Технопарка будет направлена на возвращение престижа инженерных профессий, формирование у детей и подростков профессиональных компетентностей и практических навыков в таких высокотехничных специальных сферах, как робототехника, механика, электроника, автоматика, компьютерное, телекоммуникационное, техническое моделирование и т.д.

Одна из задач чемпионата JuniorSkills – разработка массовой и целостной системы работы со школьниками с использованием различных форм: обучение профмастерству, индустриальные экспедиции, технические лагеря, профпробы, проекты, сообщества. Очень надеемся, что в технопарке «Юные якутяне» мы сможем создать условия для всего этого.

От того, насколько плодотворно будут сотрудничать школа, родители, работодатели, предприятия, министерства и ведомства, будет зависеть решение такой острой проблемы, как профориентация.

Октябрина КАПИТОНОВА

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют