bookmark
09:34 17.05.2016

Профессор Джулиан Мертон: «Котловины вроде Батагайки могут возникнуть в других местах»

РИГ SAKHAPRESS.RU Ученые Института прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета вернулись из экспедиции в Верхоянский район, где исследовали термокарстовую котловину Батагайка.

Несмотря на прохладную погоду и снег, исследователи спустились на глубину 100 метров и отобрали образцы почв, растений, древних отложений. Профессор Университета Сассекс Джулиан Мертон предполагает, что они находились на местности 200 тысяч лет назад. Он рассказал о первых итогах экспедиции сайту мнений «Наш университет_онлайн».

В этой экспедиции вы планировали изучать погребенные почвы. Вам удалось выяснить, являются ли черные отложения древней почвой? Какие образцы вы отобрали?

Мы нашли несколько слоев погребенных почв. Особенно два слоя (горизонта) выглядят многообещающе. По ним видно, что тысячи лет назад климат в районе Верхоянска был таким же теплым, как сейчас, и даже теплее. Мы отобрали образцы останков деревьев для того, чтобы узнать, какой вид леса произрастал в этой местности. Также собрали образцы отложений – они помогут выяснить, какого рода почва преобладала здесь в древности.

Как вы оценили сохранность научных образцов: растений, корней, почвы?

Благодаря вечной мерзлоте сохранность органических материалов отличная. Сама Батагайка поразила мое воображение – ее размерам можно только подивиться, сам разлом отлично обнажен, раскрыт, все слои можно детально рассмотреть и изучить. Порадовало, что местные жители – открытые, добродушные люди, готовые всегда прийти на помощь и сотрудничать. Я осознал, что перспективы нашего научного проекта обширны.

Профессора Анатолий Ложкин и Патриция Андерсон предположили, что возраст растений в котловине может достигать 120 тысяч лет. Можно ли предположить, что в Верхоянском районе в древности был более теплый климат?

Мне было одновременно удивительно и волнительно узнать, что мы можем датировать образцы, найденные в самом нижнем горизонте, 200 тысячами лет.

Как будут проходить дальнейшие исследования? Возьмете ли вы какие–то материалы для изучения в лаборатории?

Это будет пилотный проект, на основе проб будут проведены предварительные исследования. По результатам их анализа планируется подготовка научных статей, что послужит основой для дальнейших исследований. Я рад, что стал частью этого научного исследования, и буду участвовать во всех этапах работ. Возможно, мы не раз посетим Батагайку. Эта котловина, являющаяся научно-исследовательским стационаром СВФУ – один из значимых объектов России и мира для изучения вечной мерзлоты, которую с 2011 года активно изучают ученые федерального университета.

Вы говорили, что работа в лабораторных условиях обходится дешевле. Почему?

Я – единственный специалист в Университете Сассекс, занимающийся мерзлотоведением. Раньше в основном работал в Канаде, но пришел к выводу, что содержать лабораторию проще, чем ездить в трехмесячные экспедиции. Например, в Канаде очень много медведей гризли. Ученым приходится нанимать специального гида, который обеспечивает безопасность, и ежедневно оплачивать его услуги. Из-за таких факторов стоимость исследований возрастает, и проще выехать в Сибирь. Мой университет спонсирует содержание лаборатории – в ее условиях удобно отслеживать процессы, происходящие в мерзлоте. К примеру, можно воспроизвести процесс замерзания камня в ускоренном режиме. Для наблюдений в природных условиях на это потребовалось бы очень много времени.

Котловина Батагайка возникла вследствие антропогенного воздействия и природных факторов. Как вы думаете, есть вероятность того, что она станет глубже или увеличится?

Очень трудно делать прогнозы. Говорили, что произошло небольшое сужение. Но я полагаю, что есть вероятность возникновения такого рода котловин в других местах этого района.

Термокарстовая котловина в многолетней мерзлоте Батагайка находится у подножия горы Киргилях в Верхоянском районе, в семи километрах от поселка Батагай. Ее глубина составляет до 100 метров, ширина – 800 метров, длина – более километра. В 2009 году здесь были найдены туша голоценовой лошади возрастом 4400 лет и мумия детеныша бизона. В 2011 году был организован научно-исследовательский стационар Научно-исследовательского института прикладной экологии севера СВФУ.

Фото: Григорий Саввинов, из архива Института прикладной экологии Севера, Александр Габышев, из личного архива

Татьяна НОХСОРОВА.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют