bookmark
11:04 29.08.2016

Анатолий Алексеев – как шаман спас и изменил жизнь известного ученого этнографа

– Анатолий Афанасьевич, расскажите немного о себе.

-- В настоящее время я преподаю в СВФУ, занимаюсь этнографией, в частности тунгусских народов, а также шаманами, и нахожу аналогии у других народов мира.

Шаманов я изучаю вот уже 21 год. А всё началось так.

После инфаркта в 1995 году, я лежал в кардиологической больнице Якутска с ишемической болезнью сердца. Лечился 3 недели, и прогнозы были неутешительные. Потом узнал, что в Иенгре в оленеводческом стойбище живет удаганка Матрена Петровна Кульбертинова, ей тогда было 107 лет. После больницы вылетел туда, до Иенгры самолетом и машиной до стойбища. Это было весной, примерно 7 марта 1995 года. И когда впервые зашел в палатку Матрены Петровны, она такая маленькая женщина была, и она на меня посмотрела и сказала, «о какой молодой больной человек приехал». Мне тогда было 47 лет, ей 107, и я ей казался молодым. И таким образом она дала распоряжения своим помощникам, родственникам, посадить возле палатки 9 лиственниц (на эвенкийском языке лиственница зовется «орин») а к отдельной лиственнице привязать молодого оленя, 2-3 лет, «важенку». И с западной стороны палатки, а палатка маленькая была, женщины никогда не входили – для шаманов такие детали очень важны. Рано утром перед восходом солнца меня разбудили, зашел в палатку, в ней были все работники стойбища. На удаганку надели костюм, и начался обряд камлания. Я засекал время, удаганка камлала 40 минут, затем она приказала всем выйти. Следом она вышла, стуча бубном, и сказала обнять шею оленя. Так начался процесс лечения. Матрена Петровна стояла рядом и камлала, ударяя в бубен. Она пела на тунгусском языке, никто не понимал слов, это были архаичные слова, идущие из глубины веков. И таким образом она и оленю и мне на грудь и в область спины направляла бубен, во время камлания. Так прошло около 15 минут, затем все вернулись в палатку, она раскурила трубку и сказала: «Всё Анатолий, я заменила твое больное сердце здоровым молодым сердцем оленя. Потом поедешь к себе домой в Себян-Кюель Кобяйского улуса, к оленеводам, и по приезде они должны забить свежего оленя идэhэ, и затем обязательно выпей кружку свежей оленьей крови. Сердце твое будет болеть ещё год, но после этого твое сердце выздоровеет».

И вот уже более 20 лет после инфаркта мое сердце меня не беспокоит, я веду активную жизнь, забираюсь на горы в составе научных экспедиций, регулярно рыбачу и охочусь, в том числе в горах на горных баранов. Я сам мастер спорта СССР по вольной борьбе, старое поколение меня знает как борца. И хотя в тунгусской культуре многое связано с оленями, о том, что сердце человека заменяется на оленье во время лечениям шаманом – об этом я впервые узнал тогда, от Матрены Кульбертиновой. И вот, я полагаю, что это очень интересное явление, оленье сердце в груди человека благодаря воле шамана. А ведь я был и остаюсь коммунистом, меня учили материалистической картине мира, что религия «опиум для народа». Но факт есть факт.

-- В 2017 году, будет печальный юбилей – 80-я годовщина трагической гибели экипажа Леваневского, пытавшегося вслед знаменитым перелетам Чкалова и Громова пройти трансполярным маршрутом над Северным Полюсом.

Кстати про научные экспедиции, как известно, вы лично участвовали в экспедиции по поиску пропавшего самолёта Леваневского, что вы можете рассказать об этом?

-- Да, я участвовал, в середине 1980 годов, в четырех поисковых экспедициях известного исследователя всего таинственного, Эрнста Мулдашева, организованных газетой «Советская Россия». Искали мы тогда место падения печально известного самолета под бортовым номером Н-209. На этом модифицированном бомбардировщике ДБ-А вылетел в трансполярный рейс знаменитый герой Советского Союза и великий авиатор Сигизмунд Леваневский со своим экипажем из шести человек – и бесследно исчез. По одной из версий, подтвержденной одним радиолюбителем, который принял обрывочную радиограмму, самолёт упал в окрестностях озера Себян-Кюель в Якутии. Были свидетельства местных жителей о том, что до войны на озере был большой шум, был найден труп мужчины в странной одежде, очевидно летной форме. Я лично видел табличку на столбике, где было вырезано слово «экипаж». Наша экспедиция обнаружила подводный холм в озере, который скрывал некий запас металла – возможно золото, который вез бомбардировщик, модифицированный в транспортный самолёт, ведь главной целью Леваневского было доказать практическую возможность коммерческим трансполярных рейсов. Но выяснить тогда что это было такое, под водой, не удалось…

А последняя моя экспедиция с Эрнстом Рифгатовичем была в Мурманскую область в 2010 году. Мы вплотную занимались проблемой «мерячения» или «арктической истерии»: состояния человека похожего на транс, в котором он становится чрезвычайно внушаемым, фактически становится зомби – и при всем этом была затронута тема шаманов, которые якобы и наводили этот морок. Этим эффектом зомбирования интересовались в годы Второй Мировой войны все воюющие стороны – а ведь в Мурманской области по сути шла линия фронта в Арктике. Попутно искали следы «летающих тарелок Третьего Рейха». И что интересно, нашли некоторые доказательства – но это совсем другая история.

Платон ХАРИТОНОВ

hotu.su

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют