bookmark
11:56 29.08.2016

Назад – в Арктику

РИГ SAKHAPRESS.RU Первое впечатление от аэропорта Тикси – древний ЛиАЗ, который ждет пассажиров, прилетевших на не так давно приобретенных авиакомпанией «Якутия» Bombardier. Самолет, кстати, неплохой, относительно новый, чего не скажешь об автобусе. В этом-то и есть вся разница, которую можно увидеть наглядно, – Арктика доживает на советских мощностях и несмотря на все заявления о ее развитии, до нормального, современного уровня жизни здесь далеко. Лет так… тридцать. А может, и больше.

Они вернулись через год

Про былое величие Тикси можно рассказывать много. В советское время это был процветающий поселок с почти 17-тысячным населением, который сам замечательно жил, снабжал близлежащие поселения и почти половину республики. Да что там! Таких продуктов и вещей, которые были здесь, остальные якутяне в глаза не видели. Причина проста – здесь базировались военные части, активно работал аэродром двойного назначения (для военных и гражданских целей), Морской порт Тикси ежегодно перерабатывал сотни тысяч тонн грузов, рекордным стал 1986 год, когда за навигацию было переработано 860 тысяч тонн грузов. Здесь базировались метеорологи, была крупная полярная станция, обсерватория, занимавшаяся полярными исследованиями. Местные старожилы до сих вспоминают, как они хорошо жили и что «относились напрямую к Москве».

В местном частном краеведческом музее «Горностай», который по крупицам создал Александр Гуков, доктор биологических наук, действительный член Русского географического общества, помимо уникальных музейных экспонатов хранятся картографические планы развития поселка. Примерно в наши дни это должен был быть современный город, с широкой набережной, новыми домами, обрабатывающим производством и другими прелестями комфортной жизни.

Всем этим планам не суждено было сбыться. Развал Советского Союза в первую очередь ударил по Арктике. И не только по якутской, а по всем арктическим территориям страны. Егор Гайдар, не стесняясь, объявил, что Арктика стране не нужна и про нее тут же забыли. И теперь то, что в ней осталось, напоминает кадры из фильмов про апокалипсис. Как будто после стихийного бедствия небольшие кучки людей обжили отдельные здания, остальные – стоят с заколоченными или выбитыми окнами. Причем, здания эти -- почти сплошь каменные капитальные пятиэтажки. Повсюду проржавевшие останки машин, оборудования, остовы огромных теплиц, которые раньше снабжали свежей зеленью и овощами население поселка…

Так что ЛиАЗ из советского прошлого смотрится здесь вполне органично.

«В постсоветские годы основная надежда была на военных, которые базируются рядом с поселком в небольшом поселении под названием Тикси-3. Военных было достаточно много, но в 2012-2013 годах они практические все уехали. Ежедневно в аэропорту садились их борта, подходили морские суда и вывозили людей, вещи, оборудование», -- рассказывают местные жители.

Военные покинули Тикси, потому что высшим руководством Минобороны было принято решение о расформировании военной части, расположенной здесь. Тикси еще больше опустел и пополнился новыми домами с зияющими черными дырами вместо окон.

Дальше начался транспортный коллапс всего района, потому что, как мы помним, после ухода военных перестал действовать аэропорт – тот самый единственный на весь улус, который обслуживали военные, но которым пользовалась и гражданская авиация.

Не будем описывать весь ужас, который пережили булунцы – все это подробно запротоколировано в информационных сообщениях и письмах отчаявшегося населения во все инстанции.

Примерно через год после тотального исхода военные вернулись. Чем объясняется такая последовательность, сказать сложно. Но факт остается фактом – сегодня здесь снова образована военная часть и служивые понемногу начинают отвоевывать у разрухи брошенные дома и даже строить новые объекты. Аэропорт работает – одним словом, жизнь в Тикси продолжается.

На грани возможного

О том, что в районе и районном центре сегодня все не так уж плохо, подробно рассказывает в своих статьях глава улуса Константин Шахурдин.

Например, в Тикси построена котельная на 32 МВт, в селе Кюсюр введена в строй тундровая котельная, в котельной Таймылыра заменены котлы. Во всех котельных заменена насосная группа, установлены резервные дизели. Решена проблема водоснабжения, введены в строй новые модульные дизельные электростанции, в планах – солнечная генерация электричества, ведь в Булунском улусе солнце стоит над горизонтом много месяцев подряд. Не так давно введен в строй культурно-спортивный комплекс с 3D-кинотеатром, спортзалом, на капремонт Центральной районной больницы выделено 53 миллиона рублей. Начато строительство каменной современной школы в Кюсюре на 220 мест с интернатом на 50 мест. Введены детский сад в Намы, причал в заливе Неелова. В 2006 году был возведен православный храм во имя Спаса Нерукотворного. Наблюдается даже естественный прирост населения – а это уже серьезный показатель того, что у населения есть надежда на то, что все будет хорошо.

Более того, в Тикси приезжают молодые люди. Причем, не только из республики, но и из других городов. Например, вот уже практически десять лет с небольшим перерывом здесь живет семья руководителя Булунских электрических сетей Александра Казакова. Александр родом из Карачаево-Черкесии, приехал к друзьям родителей, да так и остался. Потом женился, родился ребенок, но пришлось уехать на родину. А когда позвали обратно – не раздумывая согласился, потому что ему нравится жить здесь, и тундра нравится, и охота-рыбалка – все нравится.

Вместе с тем проблем и у людей, живущих здесь, остается немало. Цены в магазинах – запредельные. В самолете на пути в Тикси мы встретили девушку, которая везла перемотанные скотчем две каретки яиц. Позже, в одном из тиксинских магазинов стало понятно, почему она не поленилась взять их с собой – стоимость одного десятка яиц составляет в Тикси 175 рублей. Заработные платы здесь такие же, как и по всей республике. Вот и представьте, как приходится выкручиваться местным, чтобы элементарно прокормить семью.

Арктика – это наше будущее

«Жители северных и арктических улусов должны получать компенсацию за то, что они проживают в таких суровых условиях. Эти люди выполняют стратегическую государственную задачу – участвуют в сохранении ресурсов и территории страны. Я считаю, что мы должны всеми силами поддерживать их», – такого мнения придерживается генеральный директор компании «Якутскэнерго» Олег Тарасов, который на прошлой неделе побывал в Булунском районе с производственной целью – проверял подготовку местных электрических сетей к зиме. Должность руководителя крупной компании подразумевает доскональное знание всех улусов республики. А арктические районы стоят особняком. И понятно почему – здесь самые суровые условия даже по якутским меркам и… дизели. Кто видел, как работают дизельные электростанции, сколько потребляют топлива, поймет, какую ответственность берут на себя люди, ежедневно обеспечивающие электроснабжение арктических улусов.

Поэтому и цены в магазинах, и условия жизни людей в Арктике для Олега Тарасова не секрет. Наверное, поэтому он активно выступает за разработку проекта федерального закона о развитии Арктики. Этот документ реально готовится, но, к сожалению, чтобы «пробить» его, понадобится очень много аргументов. А все потому, что отголоски «гайдаровской» политики до сих пор сильны. «Закон должен стать для всех проживающих в Арктике надеждой, потому что в нем будут прописаны не только меры, благодаря которым территория будет активно развиваться с экономической точки зрения, но и — гарантии и льготы всем, кто живет здесь», — считает Олег Тарасов. Он участвует в разработке этого документа, поскольку является членом Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. И считает, что для того, чтобы решить все социальные проблемы жителей арктических улусов республики, в первую очередь нужно развивать здесь инфраструктуру – строить автомобильные дороги, реконструировать аэропорты, морской порт Тикси.

Кстати, что касается последнего. Как говорит генеральный директор «Морского порта «Тикси» Владимир Земнухов, сейчас порт находится в упадке – в год перерабатывает максимум 15 тысяч тонн. По его словам, для полноценной загрузки порта нужно, чтобы поток грузов рождался в республике и шел на экспорт, равно как и грузы с западной части должны идти в республику. «В таких условиях мы можем полноценно использовать Северный морской путь хоть сейчас», - добавляет директор морпорта.

Действительно, развитие Северного морского пути – это еще одна важнейшая задача наряду с реализацией госпрограммы по развитию Арктики и разработкой нового закона.

«Жизнь все расставляет на свои места. В свое время мы бросили Арктику на произвол судьбы. Большинство трудоспособного населения уехало, производство встало, инфраструктура пришла в упадок. Казалось бы, все – надо «севера» закрывать. Но здравый смысл все-таки берет верх. Потому что абсолютно очевидно для всех – Арктика – это наше будущее. Здесь и богатые природные ископаемые, и биоресурсы, и, что особенно важно, государственная граница Российской Федерации. Но я скажу больше: Арктика – это родной дом для наших людей. Да, мы такие! Мы хотим и готовы жить здесь, потому что нам нравится. Пусть суровые условия, пусть критические температуры, но Север манит нас, как магнит, потому что здесь выживают сильнейшие, и люди здесь доверяют друг другу. Поэтому я абсолютно уверен, что мы жили, живем и будем жить в Арктике, и никакие политические и экономические преграды не помешают нам», – говорит гендиректор «Якутскэнерго» Олег Тарасов.

Государство вспомнило об Арктике. Никуда не делось. Теперь осталось дело за малым – возродить ее.

Василий ПАВЛОВ

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют