bookmark
14:10 20.04.2017

Кровь и золото: расстрел на Ленских приисках

РИГ SAKHAPRESS.RU К 1911 году «Лензолото» сосредоточило в своих руках более трети сибирской золотодобычи. Однако положение рабочих было бедственным: их заманивали высокой зарплатой, но условия труда и жизни на приисках были очень тяжелыми. Это не сильно беспокоило администрацию «Лензолота», и вскоре такое положение дел привело к массовым выступлениям рабочих, одно из которых закончилось трагедией.

Обстановка и условия труда

Компания «Ленское золотопромышленное товарищество» («Лензолото») было практически монополистом на добычу золота в районе бассейне рек Лена, Витим, Олекма и др. Она объединяла свыше 400 приисков в Сибири. «Лензолото» более чем на 60% принадлежало британской компании «Lena Goldfields» и только 46% компании принадлежало русским золотопромышленникам. Управление рудниками осуществлялось бароном Гинцбургом. К 1912 году наметился конфликт интересов в делах компании — управляющая компания во главе с Гинцбургом пыталась не допустить правление «Lena Goldfields» к фактическому контролю над приисками. Исследователи полагают, что забастовка рабочих и последующие события были спровоцированы попыткой рейдерства.

Однако, помимо причин, связанных с контролем над золотодобычей, у рабочих Ленских приисков были свои довольно веские причины для проявления недовольства. Заработная плата у горнорабочих была вдвое выше, чем в Москве или Петербурге, поэтому проблем с наймом работников у «Лензолота» не было. Этим охотно пользовался управляющий приисков, который, отмечая большой поток желающих, решил спекулировать на размере оплаты, понижая ее, ведь даже такой она будет «чем-то вроде Эльдорадо для голодного народа». Кроме того, рабочим «позволялось» сверхурочно искать золотые самородки, которые они потом могли сдать в одну из лавок «Лензолота». На самом деле такая практика стала неплохим приработком для людей, за год они могли скопить до тысячи рублей. Но вскоре рабочим запретили сверхурочно искать самородки, что лишило их дополнительного дохода.

Но деньги вряд ли могли компенсировать условия труда и жизни на приисках. На деле, с учетом дополнительного поиска самородков, люди работали по 15−16 часов вместо 11. В условиях мерзлоты ледник приходилось разогревать кострами, талую воду нужно было постоянно откачивать. Иногда рабочие проводили свои смены по пояс в воде в шахтах, а потом в мокрой робе должны были идти по морозу несколько километров до бараков. Также из-за того, что многие работы приходилось выполнять вручную, был высок уровень травм среди рабочих: за год на 1000 было свыше 700 травматических случаев, а надлежащая медицинская помощь трудящимся не оказывалась. Позднее правительственная и общественная комиссии Государственной Думы признали медицинское обслуживание рабочих неудовлетворительным.

Феодосьевский прииск. Шахта

Администрация не чуралась привлекать к труду женщин и подростков. Их работа оплачивалась значительно ниже, чем работа мужчин, а иногда и вовсе не платили. Люди жили в тесных практически непригодных для этого бараках, только 10% из них были минимально оборудованы для проживания. Один из членов общественной комиссии, увидев их, предложил немедленно их сжечь и «бежать из этого ада, куда глаза глядят».

Даже несмотря на то, что зарплата привлекала большое количество людей на Лену, администрация нашла способ и тут сохранить свои деньги — зарплата выдавалась частично талонами на крупную сумму, иногда до половины получки. Талонами можно было расплатиться в магазинах, но только тех, которые принадлежали «Лензолоту». Качество продуктов и товаров в них было очень низким, но чтобы не потерять деньги, людям приходилось покупать иногда совершенно ненужные вещи и продукты.

Забастовка и расстрел

В таких условия возмущение долгое время копилось в рабочих, но поводом к забастовке стал случай на Андреевском прииске. Существует много версий того, что конкретно произошло, но все они сходятся в одном — рабочим продали непригодное в пищу мясо.

29 февраля началась забастовка на Андреевском прииске, к которой вскоре присоединились работники с других приисков. К середине марта число бастующих перевалило за 6 тысяч человек. Было организовано Центральное стачечное бюро и забастовочный комитет, которые должны были вести переговоры с властями и администрацией. 3 марта рабочие выдвинули ряд требований, среди которых были 8-часовой рабочий день, отмена принудительного труда для женщин, улучшение жилищных условий, отмена штрафов, повышение заработной платы на 30%.

Феодосьевский прииск

Управление «Лензолота» отказалось выполнять требования бастующих, пока забастовка не закончится. Она продолжилась и приняла более организованный характер. О ситуации на Ленских приисках было доложено в Госдуму и Кабинет министров. Рабочие обратились в Биржевой комитет и «Лензолото» было вынуждено пойти на некоторые уступки с условием, что горняки немедленно выйдут на работу. Но забастовка продолжилась и на прииски прибыли следователь, прокурор и военные. Членов стачечного бюро обвинили в подстрекательстве и агитации, директор Департамента полиции Белецкий писал начальнику Иркутского губернского жандармского управления: «Предложите непосредственно ротмистру Трещенкову непременно ликвидировать стачечный комитет…».

3 апреля руководители забастовки были арестованы, некоторые отправлены в Бодайбинскую тюрьму. 4 (17) апреля 1912 года рабочие количеством более 2,5 тысяч человек пошли к Надеждинскому прииску, чтобы объясниться с прокурором и потребовать отпустить арестованных. Но на пути рабочих встали солдаты жандармского ротмистра Трещенкова. Они открыли огонь по рабочим. По официальным советским данным было убито 270 и ранено 250 человек. Информация о жертвах в прессе разнится.

Жертвы Ленского расстрела 4 апреля

Расстрел на Ленских приисках обсуждался в Государственной Думе 9 апреля. Было решено организовать две комиссии для расследования случившегося. Правительственную комиссию возглавил сенатор Манухин, а общественную — тогда еще малоизвестный адвокат Керенский. 25 мая они прибыли в Иркутск. Манухин приказал прокурору возбудить уголовное дело против отдавшего приказ к расстрелу ротмистра Трещенкова. Он был уволен со службы в жандармском корпусе, разжалован в рядовые и зачислен в пешее ополчение Петербургской губернии.

Несмотря на трагические события, стачка на приисках продолжилась до 12 августа. После окончания забастовки около 80% работников покинули прииски. События на Ленских приисках спровоцировали стачки и митинги по всей стране, в которых приняли участие около 300 тысяч человек. Они показали продолжающийся кризис царской империи и спровоцировали новый революционный подъем, который продолжался вплоть до 1917 года. Ленин писал, что «Ленский расстрел явился поводом к переходу революционного настроения масс в революционный подъем масс».

diletant.media

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют