bookmark
22:41 17.08.2017

Городской канал: Новая веха в истории Якутска

Раньше и сейчас. Фото 2017 года

РИГ SAKHAPRESS.RU В городе стало легче дышать.

История Городского канала в Якутске уходит корнями еще в довоенное время. Его начали строить в далеком 1938 году.

Необходимость его возведения обуславливалась тем, что Якутск построен на вечной мерзлоте и в нем очень много озер. Отсюда грязь, лужи на улицах, тина в водоемах. Уже тогда люди задумались, что нужны провести водоотведение. Так и появился проект Городского канала, который стал реализовываться почти 80 лет тому назад. В то время протяженность трассы и основных гидротехнических сооружений составляла порядка 20 км.

В 70-80-х годах прошлого столетия на 15 км. Покровского тракта, где под горой протекает река Шестаковка, был построен шлюз-регулятор, обеспечивающий свежей проточной водой близлежащие водоемы и городские озера. В летнее время работниками коммунальной отрасли Горисполкома велась плановая работа по обводнению городских озер.

Раньше и сейчас. Фото 2017 года

Старожилы вспоминают, что в те годы ребятишки даже купались в городских озерах, настолько вода в них была чистой и свежей. Затем в с. Пригородное была построена насосная станция, от которой по двум водоводам длиной по полтора километра, вода запускалась в городские озера. Это инженерное сооружение было запущено в 90-х годах, однако потом вышло из строя.

С тех пор свежая проточная вода перестала поступать в городские озера, а стоячая вода начала быстро загнивать, артерии Городского канала были забиты мусором, что существенно повлияло на разрушение городской экосистемы. В результате этого, на протяжении десятилетий состояние Городского канала находилось в неудовлетворительном состоянии, являясь источником неприятного специфического запаха и грязи.

В.В.Аммосов

-- Водоотведения у нас очень сложные, обусловленные географическими и климатическими особенностями, -- рассказывает корреспонденту РИГ SAKHAPRESS.RU заместитель руководителя МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» Владимир Аммосов. -- Перепады от начала Якутска и до его конца минимальные. Если другие города построены на холмах или других возвышенностях, то у нас плоская равнина…

В конце прошлого века вновь начались работы по благоустройству канала. Однако, к сожалению, они были приостановлены. Городские озера постепенно зарастали тиной, ухудшая экологическую обстановку в городе.

Все изменилось в 2013 году. Тогда глава Якутска Айсен Николаев принял решение о восстановлении проточности Городского канала. В тот же год коммунальщики начали проводить начальные подготовительные работы: дноуглубление, очистку мусора на всей протяженности горканала, ремонт гидротехнических сооружений (ГТС) и многое другое.

-- Одним из пунктов предвыборной компании Айсена Николаева как раз было восстановление городского канала, -- вспоминает Владимир Аммосов. -- Конечно, про горканал тогда говорилось очень много. В том числе, депутатским корпусом, общественными организациями, старейшинами столицы. Все понимали, что без его восстановления невозможно решить многие вопросы, более локального характера. Такие, как вывод воды из жилых кварталов, которые из-за этого утопали в грязи, улучшение климата в городе, очищение водоемов и многих других.

-- Владимир Владимирович, еще пять лет назад состояние городских озер было неудовлетворительное. Что за это время сделано для восстановления проточности городского канала?

-- Действительно, в городе складывалась тяжелая экологическая ситуация. Все те озера, которые не были соединены -- Сайсары, Талое и другие, они тухли, зарастали тиной. Лишь Теплое было подключено к гидротехническому сооружению и через Зеленый луг вода там обновлялась. Но это было единственное такое озеро в городе. Все остальные водоемы в Якутске практически гнили.

-- Масштабные работы по реконструкции русла Городского канала начали проводиться в черте города, -- вступает в разговор заместитель начальника отдела за внешним благоустройством МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» Ида Петрова. -- Дноуглубительные работы и замена водопропускных сооружений проводились по проекту 2008 года, разработанному ЯкутПНИИС. Второй этап масштабных работ начался с 15 км Покровского тракта - реки Шестаковка, откуда берут свое начало три рукотворных русла. Два идут в Пригородное и Хатассы, а один в сторону города, на Атласовские и Сергеляхские озера.

В силу того, что на протяжении десятилетий на Городской канал никто не обращал внимания, большой объем работы был проведен в части восстановления эксплуатационных и подъездных путей. На тех участках, где техника не могла проехать, использовался чисто ручной труд сотрудников жилищно-коммунальной отрасли. Например, на участке от улицы Кальвица до ВПС №4, работники «Якутдорстроя» заново прорывали русло горканала. Также на тех участках, где отсутствовали подъездные пути, тяжелую технику приходилось загонять в болотистую местность, обсыпать его и только затем проводить дноуглубительные работы, - рассказывает она.

Раньше и сейчас. Фото 2017 года

-- Начинали мы работу со стороны Даркылаха, -- поддерживает коллегу Владимир Аммосов. -- Это были первые шаги. Действовали по принципу «вода идет туда, где глубже». Провели дноуглубительные работы, чтобы вода не оставалась в центре города.

Работа была проделана грандиозная: проведена большая инвентаризация, проверены глубины, благоустроены охранные зоны и многое другое. Как сказал Айсен Николаев, оценивая нашу работу, мы сумели вернуться из точки невозврата.

Необходимо отметить, если бы не начали работу в 2013 году, то спустя год-два участки Городского канала застроились частниками, мы погрязли бы в судебных тяжбах на долгие годы. Уже тогда люди самовольно разбивали в охранных зонах огороды, ставили гаражи. Поэтому была проведена разъяснительная работа с населением. Самое интересное, что граждане пошли нам навстречу. Лишь просили, дайте нам собрать урожай, а потом мы сами уйдем. Так оно и произошло, люди сами вывозили постройки, -- вспоминает Аммосов.

В 2015 году была проведена ударная работа по очистке, соединению и восстановлению всех гидротехнических сооружений, которые расположились по малому кольцу канала. В 2016 году в крупных масштабах осуществлялись дноуглубительные работы, а также были соединены Атласовское и Сергеляхское озера с речкой Шестаковка. Это порядка 5 км соединительных работ.

Но ударным стал этот год. Именно в 2017-м коммунальщикам удалось полностью восстановить проточность малого кольца Городского канала от реки Шестаковка до мкр. Даркылах. В результате проделанной работы порядка полутора миллиона кубов воды через Шестаковку начало поступать в русла горканала и городские озера.

-- Мы работали по проекту 2008 года, согласно которому вода из реки Шестаковка с помощью ГТС направлялась бы в центр города. По нашим расчетам, полутора миллионов кубометров воды нам хватило бы, чтобы запустить малое кольцо. И тут, как назло, лето оказалось жарким, и Шестаковка дала минимальный объем – как раз полтора миллиона.

К счастью, наши расчеты оказались верными и даже минимального объема хватило, чтобы обеспечить проточность Городского канала, -- рассказывает Владимир Атласов.

Вначале водой наполнили озеро Атласовское, потом – Сергеляхское. Оттуда вода начала наполнять озеро Сайсары до определенного уровня. 27 мая текущего года в новой истории города произошло знаковое событие – сброс воды из озера Сайсары в русла Городского канала. Через ГТС, расположенную на улице Кирова, вода поступила в озеро Талое, затем в водоемы на улице Очиченко и в микрорайоне Даркылах. Проточность Городского канала от Шестаковки до Даркылаха была восстановлена.

Кандидат географических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Иннокентий Жирков вместе со своими студентами с начала 90-х годов занимается изучением вопросов озероведения. Он отмечает, что от состояния Городского канала напрямую зависит комплекс условий среды: климат, состояния почвы и грунта, влагосодержание и засоленность почвы, растительная особенность зеленых насаждений, биологическое разнообразие городских озер и др. Сейчас экологи отмечают, что благодаря восстановлению проточности малого кольца, городские озера наполнились проточной водой, а русло канала очищено от мусора, гнили и ила. А это играет существенную роль в улучшении городской экологии.

Заместитель руководителя Управления контрольно-аналитической работы и водных отношений Министерства охраны природы республики Зинаида Васильева отмечает, что городские озера исторически были образованы на пойме реки Лена, и являясь важнейшей артерией города, испокон веков были связаны с ней. «До восстановления проточности городского канала, состояние городских озер было неудовлетворительное. В 2011 году Республиканским информационно-аналитическим центром экологического мониторинга была проведена паспортизация 33 городских озер, в ходе которого был взят анализ проб воды. Если взять озеро Сайсары, то анализ показал, что многие показатели ПДК (предельно допустимых концентраций) были превышены. Но последний анализ, проведенный после дноуглубительных и очистных работ, показал, что вода в озере значительно улучшилась», - подчеркивает Зинаида Егоровна.

-- Горожане должны были почувствовать, что жара нынешнего лета переносилась легко, -- считает Владимир Аммосов. – Связано это как раз с функционированием Городского канала. Благодаря испарениям из городских озер, влажность в городе повысилась, что позволило легче перенести жару. К тому же влага прибила пыль, что также благоприятно сказалась на экологии столицы. Я уже не говорю про озера, вода в которых значительно очистилась. Например, караси и раньше водились в озере Сайсары, но нынче их впервые увидели в Сергеляхском озере. Туда они приплыли как раз из Сайсар. А ведь рыбы плывут туда, где чище вода…

-- Какова перспектива развития Городского канала Якутска?

-- Перспективы Городского канала огромные. В будущем он станет местом отдыха горожан. На берегах чистых водоемов будут разбиты скверы и парки.

Сейчас разработана программа «Комфотрная городская среда», утвержденная президентом России Владимиром Путиным. Мы на нее очень надеемся. Уже в следующем году хотели бы вдоль малого кольца начать работы по благоустройству: бетонирование, создание скверов, велодорожек. Эта работа облегчается тем, что кольцо не находится в зоне застроек.

Вторая важнейшая задача -- восстановление большого кольца. Тогда все крупные водоемы города будут обеспечены проточной водой.

Длина большого кольца составляет около 20 км: река Шестаковка – Атласовские озера – озеро Ытык Кюель – Хатынг Юрях – Белое озеро – река Мархинка – городская протока.

Эти работы у нас также запланированы. Если мы очистим все ГТС, объемы воды возрастут, то эти планы вполне реальны, -- уверен Владимир Аммосов.

Алексей ДМИТРИЕВ.

РИГ SAKHAPRESS.RU

Благодарим пресс-службу Окружной администрации Якутска за предоставленные материалы.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют