bookmark
09:05 06.09.2017

Первые актёры народа саха на больших экранах страны. К открытию V Якутского международного кинофестиваля

РИГ SAKHAPRESS.RU Сэр Исаак Ньютон, впервые в английской истории возведённый королевой в рыцарское достоинство за научные заслуги, утверждал, что он видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов.

Вслед за светилом науки эту максиму могут повторить и кинематографисты самого большого по территории субъекта Российской Федерации, которые стояли на плечах таких «гигантов», как героический эпос народа саха олонхо, и взращенного на его благодатной почве национального театрального искусства.

Впрочем, эта тема отдельного и большого разговора. Сегодня, накануне открытия уже пятого по счёту Якутского международного кинофестиваля, считаю уместным вспомнить имена тех, кто ещё задолго до кинематографического бума в Якутии, констатация которого уже давно стало loci communes (общим местом), первым из народа саха появился на больших экранах страны. Мы решили перечислить первые художественные фильмы, в которых снимались якутяне, а заодно и напомнить читателям некоторые интересные подробности из биографии любимых актёров.

* * *

По архивным данным, впервые якутян на белом экране можно было увидеть ещё в далёком 1935 году в фильмах «Пропавшее звено» и «Аэроград», в которых участие приняли молодые якутские студенты.

Аэроград

«Аэроград», «Мосфильм», «Украинфильм», 1935 г.

Фильм о первых годах советской власти, о мечте построить в Сибири новый Аэроград. Роль юного чукчи сыграл якутский артист Никон Табунасов. В массовых сценах приняли участие студент из Якутии Панаев, дети якутян – Тамара Романова, Лана и Муся Ойунские.

Фильм также примечателен тем, что впервые с большого экрана прозвучала якутская песня «Кэнтик-мунтук сыттардаах» в исполнении Табунасова. Никон Семенович Табунасов родом из села Кыллаах Олекминского района. После окончания Московского театрального института имени Луначарского остался в столице. Сыграл в нескольких фильмах. В Волгограде у него есть сын по имени Леонид, который жил и работал в городе Набережные Челны.

Режиссёром картины был один из основателей отечественной кинематографии Александр Довженко, а композитором – будущий народный артист СССР, четырежды лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического труда Дмитрий Кабалевский.

Николай Харитонов. Фильм "Пропавшее звено"

«Пропавшее звено», «Востокфильм», 1935 г.

Веселая детская картина. Роль пионервожатого сыграл студент Театрального института Николай Харитонов. Заслуженный артист Якутской АССР Николай Николаевич Харитонов – актер драмы, певец, исполнитель роли Юрюнг Уолан в опере «Ньургун Боотур», является одним из первых якутов, пробовавших свои силы в художественном фильме.

Поколение победителей

«Поколение победителей», «Востокфильм», 1936 г.

Первый из Якутии выпускник киножурналистского факультета ВГИК Никандр Егорович Саввинов предполагает, что «тот, кто сидит за жерновами и поет якутскую песню, без сомнения, наш земляк». К сожалению, установить имя исполнителя пока не удалось.

"Романтики"

«Романтики», «Союздетфильм», 1940 г.

Первые годы социалистического строительства. За тысячи километров от железной дороги, в тундре, расположена культбаза. Начальник культбазы и учительница, выезжая на стойбища и встречаясь с охотниками и оленеводами, убеждают их жить по-новому: пользоваться больницей, учить детей в школе.

Роль Тинь-Тинь, жены одного из главных героев – орденоносца Тукая, сыграла жившая в то время в Москве якутянка Анастасия Маркина, а её дочери Лена, Мила и Люба – детей Тукая. В финальном эпизоде младший Тукай возвращается на самолете. Он стал летчиком. Его роль исполнил Павел Иванович Корякин, в то время слушатель партийной школы, позже работавший секретарем Президиума Верховного Совета ЯАССР.

Петр Решетников Следы на снегу

«Следы на снегу», «Ленфильм», 1955 г.

Послевоенные годы. Якут-охотник Быкадыров обнаруживает в тайге таинственные следы, ведущие в поселок, где только что совершено убийство начальника геологической экспедиции. Для расследования преступления из Москвы приезжает группа сотрудников госбезопасности. Боясь разоблачения, диверсанты покидают поселок и бегут к условленному месту. Оперативной группе удается задержать убийц и экипаж прилетевшего за ними самолета.

Фильм снят по одноименной повести Георгия Брянцева. Режиссёр Адольф Бергункер. Роль охотника Быкадырова сыграл народный артист РСФСР и ЯАССР Пётр Михайлович Решетников, жену охотника – Матрёна Денисовна Гермогенова (ныне к.п.н., профессор СВФУ). Из дневника Петра Решетникова: «Писатель Георгий Михайлович Брянцев, живя и работая 5-6 лет в нашей республике, написал повесть «Следы на снегу». А потом на основе этой повести написал киносценарий под тем же названием».

«Долгий путь», «Мосфильм», 1956 г.

Создателями фильма были классики советского кинематографа. Одним из авторов сценария является народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий Михаил Ромм, а режиссёром-постановщиком – народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Леонид Гайдай. Это первый фильм будущего создателя всенародно любимых картин «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.

В фильме, поставленном по мотивам рассказов Владимира Короленко, повествующих о трудной, полной лишений жизни мелкого чиновника, сосланного в Якутию, сыграли Кюня (Кюннэй) Николаевна Игнатьева и Матвей Матвеевич Лобанов. Будущий народный артист России и Якутии Матвей Лобанов в те годы учился в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Незрячий с детства юноша с уникальным голосом был первым из якутских певцов студентом престижного учебного заведения.

Интересна и трагична судьба Кюннэй Игнатьевой, которую на родине отца называли не иначе, как «якутское национальное достояние». Она была единственным ребёнком в семье балерины и научного работника. Отец будущей актрисы Николай Михайлович Алексеев был одним из ведущих этнографов и библиотековедов Якутии, высокопоставленным чиновником. После окончания театрального училища имени Щукина Игнатову приняли в Московский театр драмы и комедии, где она вскоре заняла ведущие позиции. А вот карьера Игнатовой в кинематографе складывалась трудно. После удачных работ в «Ляне» и «Долгом пути» последовали картины «И снова утро» (1960) в паре с Владимиром Самойловым, «Планета бурь» (1961) в дуэте с Георгием Жжёновым, «Борец и клоун» в паре со Станиславом Чеканом. Следующая интересная роль – Шура в «Повести о молодожёнах», где партнёрами Кюнны выступали Анатолий Кузнецов, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Вера Пашенная, Алиса Фрейндлих, Кирилл Лавров. Последняя главная роль – в революционном фильме «Взрыв после полуночи». На излёте кинокарьеры Игнатова сыграла эпизодическую роль в «Короне Российской империи».

Личная жизнь актрисы также сложилась не очень удачно, хотя она трижды была замужем. Кюннэй Игнатова умерла 21 февраля 1988 года, ей было всего 53 года. Обстоятельства её загадочной смерти до сих пор вызывают споры. У актрисы остался сын Пётр и трое внуков – Савватий, Арсений и Елизавета, родившиеся уже после её кончины.

Спартак Федотов. Третья ракета

«Третья ракета», «Беларусьфильм», 1963 г.

Действие фильма происходит в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Немецкое наступление прорывает оборону. Советские войска отошли назад, и расчёт противотанкового орудия оказывается на трое суток отрезанным от своих войск. Судьба свела в одном фронтовом окопе разных людей; им предстояло выстоять против атак войск гитлеровской Германии.

Режиссёр – Ричард Викторов. В фильме по одноименной повести классика советской литературы, белорусского писателя Василя Быкова якутский актёр Спартак Федотов снялся вместе со Станиславом Любшиным и Георгием Жжёновым. В то время выпускник Московского театрального училища имени М.С. Щепкина Спартак Федотов работал артистом Верхневилюйского государственного передвижного драматического театра. На роль якута-артиллериста Петрова он попал благодаря рекомендации главного режиссера Якутского государственного музыкально-драматического театра Федота Федотовича Потапова.

Автор этих строк специально встретился с актёром, чтобы поговорить о его ролях в кино. Спартак Петрович поведал про свой самый первый фильм – про картину «Третья ракета», в частности, о том, как проходили натурные съёмки под городом Гомель на реке Сож. Это было в 1962 году. На месте съёмок были обширные территории, огороженные красными флажками, за которую киногруппе категорически было запрещено заходить – это были ещё не разминированные после войны места. «Песчаный берег, где мы вырыли окопы, был сплошь укрыт гильзами, как галькой, – вспоминает Спартак Петрович. – Как будто война кончилась только вчера. В один из дней, когда рыли окопы для натурных съёмок, мы обнаружили в песке останки советского солдата. Там были полуистлевшая гимнастёрка, шинель, пробитая пулей каска. Нашли и солдатский медальон. Потом всё это передали местным властям».

По словам моего собеседника, он многому научился у Георгия Жжёнова, имевшего к тому времени уже двадцать с лишним картин, а также у Станислава Любшина, для которого это были третьи съёмки. «Конечно, они мне не говорили прямо, как держаться, с какой интонацией произносить текст. Но я внимательно смотрел, как они стоят и держатся перед камерой, ловил их каждое движение, словом, учился по ходу. Для меня, театрального актера, самым трудным было не обращать внимания на кинокамеру. Также мне вначале трудно давалось отличное от театра произношение текста, ведь это не театральная сцена, где надо говорить достаточно громко, чтобы тебя было слышно и в последнем ряду», – поясняет Спартак Петрович.

Спартак Федотов, помимо «Третьей ракеты», снялся в таких фильмах, как «Тайна предков» (1972), «Срочно... Секретно... Губчека» (1982), «Залив счастья» (1987), «Шаман» (1996), «Река» (2002), «Снайпер Саха» (2010) и др. Спартак Петрович – самый снимаемый актёр старшего поколения якутских актёров. Весной этого года Спартаку Петровичу Федотову вручили заслуженную награду – любимый несколькими поколениями актёр удостоился, наконец, звания «Народный артист Республики Саха (Якутия)». В 87 лет. Это именно тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. В этом огромная заслуга земляков из села Ой, отдела культуры и в целом администрации Хангаласского улуса, которые неоднократно представляли его к этому званию.

Дорога к морю

«Дорога к морю», «Мосфильм», 1965 г.

Сестры-близнецы Ася и Славка мечтают поступить в мореходное училище. После первого отказа девушки едут в Забайкалье, устраиваются на работу в зверосовхоз, обретают настоящих друзей, влюбляются, переживают всевозможные приключения и по-прежнему мечтают о море.

Режиссёр Ирина Поплавская. В фильме по мотивам повести Ильи Лаврова «Встреча с чудом» снялась группа якутских студентов Щепкинского училища: заслуженные артисты республики Степан Иннокентьевич Емельянов и Фрументий Петрович Софронов, Николай Михайлович Барашков, А.Тихонова, А.Г.Аргунова. Второй якутский набор Щепкинской студии окончили 18 артистов, которые составили костяк созданного в 1966 году Нюрбинского государственного передвижного драматического театра. В фильме «Дорога к морю» якутяне-щепкинцы снимались вместе с Ростиславом Пляттом, Олегом Табаковым, Борисом Токаревым, Георгием Вициным, Савелием Крамаровым и другими.

Это был один из первых кинематографических опытов будущего директора Якутского государственного драматического театра имени П.А. Ойунского Степана Емельянова.

Из воспоминаний заслуженного артиста Якутии Степана Емельянова: «… Видеть себя на экране никогда не доставляло мне удовольствия, но, сниматься в нескольких эпизодических и довольно заметных ролях, приходилось. Более и менее заметные роли я сыграл в восьмидесятых года на «Мосфильме» и Свердловской киностудии. Впервые на знаменитую киностудию «Мосфильм» попал, если не ошибаюсь, в 1962 или 1963 году. Тогда я впервые прошагал по знаменитым своей длиной мосфильмовским коридорам. Потом мы студенты – парни якутской студии Щепкинского училища, снялись в массовых сценах у знаменитого Андрея Тарковского, в его еще более знаменитом фильме «Андрей Рублев». Нас одевали и гримировали на «Мосфильме», а съемки проходили в Андрониковом монастыре, куда нас возили на большом автобусе ЛАЗ. Фильм «Андрей Рублев» вышел на экраны спустя несколько лет. Вот так началась моя карьера «киноартиста», минутным эпизодом, в котором даже не мог с первого раза себя узнать…»

Впоследствии Степан Иннокентьевич снялся в таких фильмах, как «Срочно...секретно...Губчека», Аксёнов, 1982 г., «Семен Дежнев», Атамай, 1983 г., «Залив счастья», эпизод, 1987 г., «Шаман», эпизод, 1996 г.

«Клятва Гиппократа», Рижская киностудия, 1965 г.

Молодой хирург Имант Вейде после окончания института получает назначение на пассажирское судно. В первом же рейсе он ставит неправильный диагноз больному, который умирает после операции. Суд, учитывая молодость врача, ограничился вынесением условного наказания. Имант во всём винит себя и, не желая больше работать по специальности, уезжает за Полярный круг. Начальнику метеорологов нужен повар на дальнюю станцию в посёлок Медвежий, и Имант начинает новую жизнь.

В фильме режиссера Ады Неретнице одну из ролей сыграл бывший к тому времени уже народным артистом Якутской АССР и заслуженным артистом РСФСР Виктор Афанасьевич Саввин, а роль её дочери – заслуженная артистка Якутии, выпускница якутской студии высшего Московского театрального училища имени М.С. Щепкина 1955 года Татьяна Ивановна Мыреева.

Натурная часть фильма была снята в Якутии на берегу моря Лаптевых в районе морского порта Тикси. В массовых сценах участвовали жители этого заполярного поселка.

Христофор Максимов Утро долгого дня

«Утро долгого дня», Рижская киностудия 1968 г.

Героико-приключенческий фильм по повести участника и героя Первой мировой войны, полного Георгиевского кавалера, участника Гражданской войны в Якутии Ивана Яковлевича Строда «В якутской тайге». Чтобы захватить Сибирь, белогвардейцы решили взять сначала Якутию и захватили в плен разведывательный отряд. Но отряду красных удалось избежать расправы. Они преградили путь генералу Павлову и держали Якутск под контролем до прихода частей Красной Армии.

Съемки проходили в местах действительных событий гражданской войны. Вторая картина режиссёра Ады Мартиновны Неретнице с участием якутских актёров. В роли главного героя латвийский артист Улдис Пуцитис, другие основные роли сыграло целое созвездие якутские артистов. Это народный артист РСФСР и ЯАССР Спиридон Алексеевич Григорьев, народный артист ЯАССР Христофор Трофимович Максимов, народный артист Якутии, долгое время проработавший директором Русского драматического театра в городе Якутске Константин Тимофеевич Ануфриев, заслуженная артистка РСФСР и ЯАССР, звезда советского якутского балета Наталья Иннокентьевна Христофорова, заслуженный артист Якутии Фрументий Петрович Софронов, заслуженная артистка Якутии Мария Егоровна Кривогорницына,

Любопытная деталь: на роль Додора режиссёр наряду с Христофором Максимовым пробовала народного артиста СССР Дмитрия Фёдоровича Ходулова. После недолгих колебаний она выбрала Максимова, у которого Додор получился правдоподобным. Он суетлив, угодлив перед сильными, зато как резко меняется отношение к батракам, домочадцам! Тут он жесток, беспощаден, высокомерен. Христофор Трофимович Максимов в качестве актёра сыграл запоминающиеся роли в спектаклях по пьесам мировой и русской классики, советской и якутской драматургии, но большинство якутян знают его, как самодеятельного композитора, автора около четырехсот песен, многие из которых стали поистине народными.

Это не первый фильм, в котором по разным причинам не смог сняться народный артист СССР Дмитрий Ходулов. Классик мирового кинематографа режиссёр Акира Куросава пригласил якутского актёра на свой фильм «Дерсу Узала», созданный в 1975 году по мотивам произведений Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Не получилось, и вместо Ходулова в советско-японской картине снялся тувинский актёр Максим Мунзук.

Вот что вспоминает о своём дедушке моя однокурсница по университету журналистка Юлия Ходулова: «…В 1973 году Дмитрий Федорович Ходулов получил письмо, которое его, уже вышедшего на пенсию, лишило спокойствия. Вершина мирового кинематографа японский режиссер Акира Куросава приглашал сыграть главную роль в фильме о следопыте, таежном охотнике Дерсу Узала. У Ходулова было больное изношенное сердце, высокое давление, ведь каждой роли он отдавал частицу себя самого, что не могло не сказаться на его здоровье. Автор этих строк с родителями жила тогда в столице Монголии, г. Улан-Баторе. Моя мама вспоминает: «Как я упрашивала отца, в каждом письме умоляла – папа, соглашайся, японцы тебя вылечат, такого шанса, встречи с такими людьми судьба больше не подарит!» Он долго думал, но решил, что не имеет права подводить съёмочную группу и беспокоить жалобами на сердце такого режиссера, как Куросава, многочисленную съемочную группу. После мучительных раздумий он отказался. В 1975 году фильм «Дерсу Узала» вышел на экраны и получил приз американской киноакадемии «Оскар».

Дмитрий Федорович Ходулов скончался 3 октября 1977 года в родной стихии — осеннем лесу во время охоты, которую он так любил».

"Тайна предков"

«Тайна предков», «Таджикфильм», 1972 г.

1920-е годы. Пользуясь тем, что в Якутию еще не пришла Советская власть, купцы поставили местных жителей в полную зависимость от своей воли. Купец Опарин перестал менять порох и продукты на меха, он хотел узнать, где находится золотоносный ручей. Но вождь племени Сэдюк не нарушил закон предков и не раскрыл тайну Золотого ручья.

Режиссёр фильма Марат Арипов отобрал для съёмок несколько якутских актёров: народного артиста СССР Дмитрия Фёдоровича Ходулова, народного артиста Якутии Спартака Петровича Федотова, заслуженного работника культуры Якутии Анатолия Ивановича Васильева, заслуженную артистку Якутии, выпускницу Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства им. Л.С. Маслюкова Наталью Васильевну Кирюшкину.

Наиболее освещённый в средствах массовой информации фильм с участием якутских актёров. Этому во многом способствовало то, что картина была снята по повести Народного писателя Якутии Николая Гавриловича Золотарёва (псевдоним – Николай Якутский) «Золотой ручей». Фильм также вошёл в историю киноискусства фактом того, что сценарий картины написал первый якутский профессиональный киносценарист Лев Львович Габышев. Прозаик и переводчик Лев Габышев в годы культа личности был необоснованно репрессирован, но потом его реабилитировали, и он активно включился в общественно-литературную жизнь. Одним из последних публикаций в СМИ является интервью киноведа, кинокритика и лауреата премии Гильдии кинокритиков России Сергея Анашкина, который он взял у режиссёра фильма «Тайна предков» Марата Арипова в 2012 году. Впоследствии статья была опубликована в одной из республиканских газет.

Художник-постановщик фильма Владимир Артыков в 2009 году написал воспоминания о работе над картиной: «После изучения материала и натуры в Якутии, стало очевидным, что снимать художественный фильм в Якутии при морозах ниже 40 градусов технически трудно. Кроме того, актёрам из Москвы и других городов страны, занятым в своих театрах, прилетать на съёмки и возвращаться практически невозможно (…) Якутских актёров Дмитрия Ходулова, Наталью Шестакову, Спартака Федотова отсняли в первую очередь. [Также] эпизоды с оленями, чтобы животных быстрее вернуть на север, в места их привычного обитания и тем самым сохранить им жизнь. Декорации в павильонах «Таджикфильма» были отсняты летом в сорокоградусную жару. Артисты в зимних меховых одеждах под горячими лучами осветительных приборов чуть не падали в обморок, каждые 20 минут они выскакивали из павильона, сбрасывали костюмы и их обливали холодной водой из шланга. После короткого отдыха актёров вновь гримировали, одевали, и они снова входили в декорации (…) Хочу объяснить, почему фильм «Тайна предков» снимался на киностудии «Таджикфильм». Дело в том, что в Якутии ещё не было своей киностудии, способной снять полнометражную художественную кинокартину. Приближалась дата «50 лет Якутской АССР». В те времена, отмечать такие праздники из истории становления советской власти в республиках, было принято широко и с размахом: фильмами, концертами, выставками, наградами. На мой взгляд, картина получилась интересной, о чём свидетельствовала премьера в Якутске, восторженно принятая зрителями и прессой. Думаю, что этот фильм был хорошим подарком к юбилею республики».

«Пламя», 2 серии, «Беларусьфильм», 1974 г.

Фильм режиссёра Виталия Четверикова рассказывает о подвиге партизан во время наступления 1-го Белорусского и Прибалтийского фронтов в 1944 году в Белоруссии. Среди них храбро воюет Того – собирательный образ представителя северный народностей, роль которого исполняет артист Якутского драматического театра имени П.А. Ойунского Афанасий Семёнович Фёдоров. Заслуженный артист Якутии, заслуженный работник культуры России Афанасий Фёдоров снялся также в 4-серийном фильме Свердловской киностудии «Иван Бабушкин» (1984 г.), где сыграл роль Шамана, а также в якутских телефильмах «Охоноон» (Охоноон), «Сайылык» («Летник», управляющий), «Ардах иннинэ» («Перед дождём», Николай).

Начиная с 1990 года, Афанасий Фёдоров является бессменным разработчиком содержания и сценария главного национального праздника народа саха Ысыах, проводимого ежегодно в столице республики городе Якутске. Во многом благодаря ему «Ысыах Туймаады» стал визитной карточкой Якутии, признан самым массовым национальным праздником в России и входит в Национальный событийный календарь Ростуризма. В праздновании «Ысыаха Туймаады – 2017» участие приняло свыше 180 тысяч горожан и гостей со всей республики, центральных регионов России и зарубежных государств.

Меня ждут на земле

«Меня ждут на земле», Одесская киностудия, 1977 г.

Летчика-истребителя Станицина решением медкомиссии безоговорочно отстранили от полетов на истребителях. А он мечтал о космосе и вот-вот должен был вместе с семьей перебраться в Звездный. О том, как Станицин преодолел свою беду, став летчиком военно-транспортной авиации, рассказывает этот фильм.

В фильме режиссёра Марка Толмачёва снялись Александр Михайлов, Алексей Локтев, Владимир Седов и другие. Актёр Саха театра Тимофей Тимофеевич Сметанин сыграл роль старшего лейтенанта, штурмана Александра Чээрина. В этой фамилии легко угадывается любимый якутянами нескольких поколений герой писателя Тимофея Сметанина, который артисту приходится отцом. Смеем предположить, что сам актёр и предложил фамилию штурмана авторам картины.

Анатолий Васильев фильм Осада

«Осада», «Таджикфильм», 1979 г.

Фильм об осаде Душанбе басмачами в 1921-1922 гг. Классический истерн от режиссёра Марата Арипова, уже знакомого якутянам по фильму «Тайна предков». В этот раз Марат Сабирович на один из ролей своей картины пригласил Анатолия Ивановича Васильева. Рано ушедший из жизни заслуженный работник культуры Якутии Анатолий Васильев сыграл в фильмах «Тайна предков», «Осада», «Срочно… Секретно… Губчека», «Залив счастья» и в нескольких якутских телевизионных фильмах, в том числе в картине якутского драматурга Семена Никоновича Ермолаева – Сиэн Ёкёр «Старая игрушка».

Срочно секретно губчека

«Срочно… Секретно… Губчека», «Мосфильм», 1982 г.

1921 год. Годы гражданской войны в Советской России, Якутия. Красная Армия теснит отряды белогвардейцев, которые договариваются о помощи японцев в поставке оружия в обмен на ценную якутскую пушнину. Об этом плане становится известно Губчека (Губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и в тыл белогвардейцам направляется специальный отряд ЧК.

В картине режиссёра А.Косарева задействованы заслуженный артист Якутии Степан Иннокентьевич Емельянов (главная роль – командир спецотряда Аксенов), заслуженный артист Якутии, заслуженный работник культуры России Афанасий Семёнович Фёдоров (Кешка Трофимов), в эпизодах снялись народный артист Якутии Спартак Петрович Федотов (старик-оленевод), заслуженный работник культуры Якутии Валерий Яковлевич Келле-Пелле (Лавров), заслуженный работник культуры Якутии Анатолий Иванович Васильев.

Якутские артисты снимались вместе с такими известными актёрами, как Пётр Вельяминов, Владимир Басов, Олег Видов, Георгий Юматов и другие.

Маргарита Борисова в фильме "Семен Дежнев"

«Семён Дежнёв», Свердловская киностудия, 1983 г.

Историко-биографическая картина режиссёра Николая Гусарова о русском путешественнике XVII века Семёне Дежнёве, первооткрывателе новых сибирских земель. Великий Устюг начала XVII века. Дежнёв влюбляется в дочь богатого купца – Авдотью, но жених беден. Отец девушки ставит условие: Семён должен поехать в Сибирь и разбогатеть – только тогда он получит согласие на женитьбу. Дежнёв соглашается, ещё не зная, что в эту минуту выбирает свою судьбу. Хоть он и выдержал испытание, но к Авдотье не вернулся. Жизнь его – трудная, полная опасностей – была отдана служению России. В середине XVII века (за 80 лет до Витуса Беринга) он нашёл пролив «из тёплого моря в холодное».

В фильме в роли Атамая снялся заслуженный артист Якутии Степан Емельянов, а Абакаяду исполнила звезда Саха театра, заслуженная артистка Якутии Маргарита Михайловна Борисова. В 2016 году, во время празднования своего юбилея в Саха театре, актриса вспоминала, чтобы сыграть исторический образ, много времени проводила в музеях и библиотеках, но не нашла документов, поэтому сыграла обобщённый образ верной жены, хранительницы очага. В Якутске есть памятник Семену Дежневу и его жене Абакаяде. Молодожены приезжают к памятнику, чтобы поклониться верной женщине Абакаяде, ждавшей своего русского мужа более двадцати лет. Существование якутской красавицы до сих пор не доказано, одни историки уверяют, что она была вымышлена, другие утверждают, что она – полумифический герой.

Про Маргариту Борисову, выпускницу театрального факультета Дальневосточного института искусств по специальности «актриса драмы и кино» её учитель, руководитель группы Ефим Давидович Табачников всегда говорил, что она разноплановая актриса, которая может играть и комические, и романтические, и лирические, и трагические роли. Маргарита Михайловна, безусловно, также относится к плеяде актрис, которые открыли дорогу в российское кино. Позже она сыграла разные роли в телевизионных фильмах «Приказ» («Беларусьфильм»), якутских картинах «Срединный мир» режиссера Алексея Романова, «Вокруг нас одни горы» Никиты Аржакова, «Плисада» Эдуарда Новикова. В первом игровом фильме на якутском языке «Мааппа» также сыграла Маргарита Борисова.

* * *

На этом первая, большая по времени и не очень большая на события, но очень важная для становления якутского национального кинематографа эпоха закончилась. Закончилась вместе с историей большой страны, которая ушла в небытие, распавшись, в том числе, на чисто национальные киностудии.

Алексей Романов

Человеком, перекинувшим кинематографический мостик между разовыми появлениям якутских актёров на большом экране в советскую эпоху и появлением собственной якутской киностудии, стал первый профессиональный кинорежиссер народа саха Алексей Романов. Алексей Семёнович стал автором первого игрового фильма на якутском языке «Мааппа», снятого на Свердловской студии в 1986 году. Кроме того, именно выпускник режиссерского театрального отделения Алтайского Государственного института искусств и культуры, окончивший впоследствии кинорежиссерское отделение Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (мастерская С.А. Герасимова) создал в 1990 году Творческое объединение «Северфильм». Вскоре Алексей Семёнович добился создания на его базе Государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», которой он руководил в течение пятнадцати лет – до 2005 года.

Алексей Романов в 1996 году был избран председателем Союза кинематографистов Якутии и проработал на этой должности до 2009 года. Он провёл большую работу по подготовке и обучению кадров для национальной кинематографии. При его участии и содействии за эти годы в киновузы страны поступили более 60-ти человек, был осуществлен специальный набор в Институт кинематографии (ВГИК), на актерское, операторское и режиссерское отделения. Не в одном из регионов России не готовилось столько специалистов в области кино как в Якутии.

Всё для начала якутского кинобума было готово. Но это уже следующая страница нашей истории. Страницы про то, какой стремительный рывок совершило якутское кино за последние годы. Ведь раньше мы гордились лишь одним фактом того, что якутский актёр снялся в кино. Пусть даже в эпизоде, но это был наш человек в настоящем кино, и мы радовались и этому. Прошло несколько лет, и мы уже рассуждаем об аутентичности использованных при съёмке предметов, обращаем внимание на операторскую работу, озвучку, отмечаем актерскую игру, а не просто радуемся тому, что в кадре якутское лицо. Но это, повторюсь, следующая страница истории якутского кино.

Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ,

писатель, переводчик.

Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют