bookmark
10:45 12.12.2017

Однажды весной: Массовая гибель зверей в Якутии (Окончание)

Окончание. Начало смотрите тут

РИГ SAKHAPRESS.RU В ходе следствия была проделана большая работа с целью установления истины -допрошены сотни свидетелей, направлены отдельные поручения во многие районы республики, проведены экспертизы, проделаны следственные эксперименты и т.д.

В первые же дни расследования появилась версия, что звери были отравлены фторуксусной кислотой бариевой соли (краткое наименование – фторацетат бария), в просторечии «волчьим ядом».

28 апреля 1987 г. были проведены следственные эксперименты с применением указанного яда, оказавшегося в ветеринарной аптечке зверохозяйства. Трем лисицам и собаке, оставшимся в живых, были скормлены кусочки свежего мяса, «сдобренные» фторацетатом бария. Лисицы «продержались» от полутора часов до часа 45 минут. Собака жила три часа. Далее лисице и собаке были скормлены остатки пищи, взятые со стенок кормозапарника. То есть, они съели ту же пищу, что и павшие звери. Лисица пала спустя 45 минут, овчарка прожила 4 с половиной часа. Клиническая картина гибели животных была идентична той, что наблюдали в вечер массовой гибели зверей – угнетенное состояние, позывы к поносу, рвота, скрипение зубами, заметное возбуждение, затем наступали агония и смерть. Разница во времени, предшествующей смерти, очевидно, зависела от массы тел животных.

Тем самым было установлено, что наиболее вероятной причиной смерти павших зверей было отравление их фторацетатом бария («волчьим ядом»).

В связи с этим в ходе следствия была сделана попытка проследить движение этого яда по республике за последние три года. Было установлено, что Управлением охотничье – промыслового хозяйства при Совете Министров АЯССР было получено в 1985 г. – 2.700 граммов яда, в следующем году 900 граммов, в 1987 г. поступлений не было. Все количество «волчьего яда» было распределено по запросам охотничьих хозяйств по районам. На этом уровне документирование движения яда соответствовало Инструкции по обеспечению безопасности его хранения и применения. Однако далее контроль за распределением среди охотников и ветеринарных хозяйств практически никем не осуществлялся. Охотоведы выдавали яд по обычным распискам, а то и забывали их отобрать при передаче яда. Это показали проверки, проведенные в Мегино-Кангаласском, Горном, Момском, Алданском, Олекминском и других районах. В самом же Орджоникидзевском (ныне Хангаласском) районе, где случилась беда, была такая неразбериха, что четких концов не найти.

Было установлено, что фторацетат бария в последние годы использовался ветеринарными специалистами района, в том числе и работниками зверохозяйства, в целях борьбы против бродячих собак. Однако расход яда нигде не фиксировался. Потому установить происхождение примененного яда не удалось.

Проведенные по делу экспертизы подтвердили имевшуюся версию об отравлении зверей ядом, попавшим в их организмы вместе с употребленной вечером 25 апреля пищей.

По заключении специалистов Научно- исследовательского ветеринарного Института (г.Казань) в кормосмеси, тканях органов лисиц и песцов обнаружена монофторуксусная кислота – основной метаболит солей этой кислоты, в том числе и фторацетата бария.

Заключение специалистов Управления ветеринарии Госагропрома РСФСР от 18 мая 1987 г. гласит: «Учитывая результаты поставки биопроб и химических исследований кормосмеси и патматериала (положительная реакция на барий и фтор) можно предположить, что причиной падежа зверей является отравление фторацетатом бария».

Выводы химико-токсикологической экспертизы, проведенной Бюро судебно-меди-цинской экспертизы Главного Управления здравоохранения Мосгорисполкома (заключение №72/87сп от 10.07.87 г.): В образцах корма и внутренних органах зверей обнаружены фтор и барий. Их количество, высокая токсичность фторацетата бария, а также механизм его токсического действия не исключают возможности отравления зверей этим ядом.

Кроме кормосмеси, взятой из кормозапарника, и патологического материала, было проведено исследование образцов пищи зверей. Поскольку пищевой рацион зверей в основном состоял из рыбы – «минтая» и «морского листа», их образцы были направлены на экспертизу. Но в них токсичных веществ не было обнаружено. Также была проверена версия об отравлении зверей различного рода химическими удобрениями (ведь такого добра тогда, да и сейчас кое-где, было разбросано повсюду). Но и эта версия не подтвердилась – исследования дали отрицательный результат.

Таким образом, следствием был определен наиболее вероятный яд, повлекший гибель почти всего поголовья зверей Покровской зверофермы. Утверждать, что звери были отравлены именно фторацетатом бария, ни следствие, ни ветеринарные специалисты ни тогда, ни сейчас не могут. Ведь эти химические элементы (фтор и барий), составные «волчьего яда», содержатся и в других препаратах, например, в средстве против древесных жучков, применяемом в деревообрабатывающей промышленности. Кстати, такое средство лежало тогда (может быть, и сейчас лежит) недалеко от Зверофермы - на территории Кыл-Бастахского арболитового завода.

Но главный вопрос – кто виновен в массовой гибели зверей, повлекшей причинение крупного материального ущерба, расследованием не был разрешен. Одно можно утверждать точно – халатность должностных лиц прямо способствовало этому преступлению. Отсутствие всякой охраны территории, особо – кормокухни, недостаточный контроль за применением токсических веществ, короче – разгильдяйство везде и всюду – вот причина данной трагедии.

Леонид ДИОДОРОВ.

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют