bookmark
10:08 14.02.2018

Современные технологии в Арктическом образовании

РИГ SAKHAPRESS.RU Какие электронные технологии используются в обучении языкам коренных малочисленных народов Севера Якутии, какие есть перспективы развития родных языков и реализации проекта «Мобильная электронная школа» обсудили сегодня на примере Андрюшкинской средней общеобразовательной школы Нижнеколымского района и Экспериментальной школы-интернат «Арктика». Участники встречи не только обсудили важные вопросы, но и услышали живую речь из уст обучающихся. Символично, что видеоконференция по такой актуальной теме состоялась в День родного языка и письменности – 13 февраля.

В работе видеоконференции приняли участие специалисты Министерства образования и науки РС(Я), сотрудники НИИ национальных школ, проектного офиса «Международная Арктическая школа», представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я) и муниципальных образований: Нижнеколымский, Нерюнгринский, Верхоянский, Момский, Олекминский, Булунский, Жиганский, Хангаласский районы.

Вела видеоконференцию первый заместитель министра образования и науки РС(Я), доктор педагогических наук Феодосия Габышева. Во вступительном слове Феодосия Васильевна проинформировала о том, как ведется работа по сохранению и изучению родных языков и о том, что предстоит сделать для улучшения ситуации по развитию языков и расширения их функционирования посредством новых образовательных технологий.

Перед участниками видеоконференции выступил генеральный директор компании "Мобильное Электронное образование", доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков. Александр Михайлович отметил, что в Якутии руководством республики уделяется большое внимание изучению родных языков и это является примером для многих субъектов России. «Мы должны больше думать о том, каким должно быть цифровое образование, и работать над тем, чтобы разработать новые федеральные государственные образовательные стандарты цифрового образования», - сказал он в своем выступлении. С полным текстом его выступления можно ознакомиться по ссылке

Далее слово взяли представители Нижнеколымского района. С информацией об использовании информационных технологий в обучении родному языку выступила директор Андрюшкинской СОШ Лариса Степановна Винокурова. Она представила соавторов букваря юкагирского языка Федосию Николаевну Татаеву и Анастасию Владимировну Третьякову и поблагодарила Министерство образования и науки республики, в частности Феодосию Васильевну Габышеву и Наталью Васильевну Ситникову за поддержку и работу, которую они ведут по развитию изучения юкагирского языка. Учащиеся школы прочитали стихи на юкагирском, эвенском и якутском языках. Звучали песни на родном языке и все вместе кружили в танцах.

Глава Олеринского наслега Римма Гавриловна Макарова, а также старейшины- носители юкагирского языка Дарья Николаевна Курилова и Дора Михайловна Неустроева порадовались прогрессу и выразили надежду на то, что интернет поможет улучшить качество образования.

Заместитель директора Сергей Владимирович Николаев рассказал о технических деталях пилотного проекта «Открытое образование для юкагиров Андрюшкино» и о провайдере интернета - компании «Востоктелеком», благодаря которому учителя стали повышать квалификацию в удаленном режиме, участвуют в вебинарах и скайп-консультациях. Теперь ни дети, ни учителя не чувствуют себя изолированными в тундре, у них «есть не только телефон и телевидение, но и быстрый интернет».

О том, как ведется обучение на родном языке в Экспериментальной школе-интернат «Арктика» рассказала директор школы Мария Николаевна Руфова.

Учащиеся данной школы также продемонстрировали свои умения говорить на родном языке, прочитав стихотворения на эвенкийском, эвенском, чукотском, юкагирском языках. Им было также приятно увидеть и услышать своих сородичей. Кстати, уроки юкагирского языка у них ведет дистанционный учитель Анна Николаевна Татаева. Учащиеся школы- интернат им. Г.М. Василевич с. Иенгра прочитали на родном языке стихи эвенкийских поэтов, где воспеваются любовь к Родине, к родному языку. Две уникальные школы тесно сотрудничают в рамках Южно Якутского культурно-образовательного кластера «Омакта Эрин» («Новое дыхание»). Ведь, общей целью является воспитание человека, владеющего родным языком и основами национальной культуры, воспринимающего себя как носителя ценностей этой культуры.

В работе видеоконференции также приняли участие представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я). Вице-президент Ассоциации Вячеслав Иванович Шадрин в своем выступлении обозначил три важные задачи. Во всех местах компактного проживания народов Севера должно вестись обучение родным языкам в виде предмета, факультатива либо кружка. Необходимо усилить работу по созданию электронных ресурсов по всем языкам коренных малочисленных народов Севера. Также, по мнению, Вячеслава Ивановича необходимо закладывать определенные средства в муниципальных бюджетах районов на развитие изучения родных языков.

Директор образовательных программ проектного офиса Международной Арктической школы Наталья Васильевна Ситникова выразила пожелание о том, чтобы принять участие с данным проектом в конкурсном отборе, проводимом Министерством образования и науки России: «В конкурсе по развитию современной информационной среды и внедрению новых технологий образования мы могли бы принять участие вместе со всей сетью тех школ, которые будут иметь такой же интернет как в Андрюшкинской школе, и мы будем все вместе создавать обучающую среду для школьников и педагогов, разрабатывать этнокультурный компонент в рамках этого проекта. Отрадно, что есть компании, которые имеют технические возможности, чтобы обеспечить качественный трафик во всех северных и арктических районах республики. Наша задача – эффективное использование интернета».

Большинство населенных пунктов, в которых проживают наши коренные малочисленные народы Севера, в том числе село Андрюшкино, находятся в труднодоступных местах. С целью обеспечения доступа к образовательным ресурсам в наших планах модернизация инфраструктуры дистанционного и сетевого образования, организация высокоскоростных каналов связи.

«Электронное образование это очень перспективный проект. То, что мы наработали на опыте проекта «Кочевые школы» и «Учителя Арктики» будем продолжать. Сегодня благодаря дистанционному доступу к обучению сокращаются расстояния. Но, с другой стороны, расстояния помогают сохранить языки и культуру народов. Мы богатые в этом отношении и можем делиться опытом с другими субъектами России и с международным сообществом», - резюмировала Феодосия Васильевна.

Пресс-служба Министерства образования и науки Якутии

Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют