bookmark
10:23 24.04.2012

О фотографии, которая не лжет

РИГ "SAKHAPRESS.RU". …Красоту мы видим каждый день. А вот замечаем ее нечасто. Она тянется к нам -- лепестками одуванчика у забора, каплями дождя, ползущими по стеклу. Пухлой детской ладошкой, что доверчиво вложена в узловатую  стариковскую ладонь… Мы же бежим мимо, не уронив даже взгляда. И лишь единицы вычленят этот кадр из бесконечного калейдоскопа впечатлений. И, сначала подивившись сами, потом заставят удивиться  других... …На минувшей неделе по приглашению владыки Романа Якутию посетил тот, чей взгляд на мир через объектив фотокамеры заставляет увидеть великое в малом. Знакомьтесь: Михаил Моисеев -- московский журналист, фотохудожник, создатель пресс-службы Московской Патриархии. Ныне -- один из авторов популярного в России и за ее пределами портала «Православие и мир» ( http://www.pravmir.ru/), приезжавший в Якутск для участия в Первом съезде православной молодежи республики. Свое творческое (и, наверное, жизненное) кредо позиционирует так: «В споре между журналистикой и фотографией для меня фотография выигрывает уже потому, что с ее помощью не так просто солгать, как с помощью слова». Ну, и как после этого было не поговорить с ним о журналистике вообще и православной журналистике, в частности? -- Михаил, портал  «Православие и  мир» -- ресурс уникальный: его посещают и глубоко верующие люди, и те, кто от Церкви далеко. По одной простой причине -- там всегда есть что почитать. Как вам это удается? -- Ну, это вопрос, скорее, не ко мне, а к его главному редактору Анне Даниловой. Я в «Правмире» работаю последние пару лет, сайт же был запущен в 2004-м, он существует уже восьмой год, что много не только для православного, но и любого другого Интернет-ресурса. Сайт создавался по благословению одного из московских священников, протоиерея Александра Ильяшенко. Его духовные чада, супруги Анатолий и Анна Даниловы, и занялись созданием портала. В итоге сегодня «Правмир» (я абсолютно в этом убежден!) -- это единственный мультимедийный портал, освещающий православную тематику, который может быть интересен не только православной аудитории. -- Это верно… -- К сожалению, в подавляющем большинстве православные сайты создаются почему-то как корпоративные ресурсы -- «для своих». «Православие и мир» же изначально задумывался не как официальный сайт синодального отдела, какого-либо храма или прихода. Это издание, которое создавали журналисты, пишущие о православии для ВСЕХ. Со временем, благодаря какой-то совершенно чудовищной (в хорошем смысле этого слова!) и неиссякаемой энергии главного редактор Ани Даниловой подобрался и коллектив авторов. -- Который, судя по всему, не мал… -- Да. И при этом уникальность «Правмира» заключается в том, что как таковой редакции, собственно, нет. Нет своего офиса, нет рабочих мест в их  традиционном понимании. Авторы работают, как правило, на удалении: кто откуда может. С основной работы, из дома, в пути и т.д. Благо технологии сейчас это позволяют -- Интернет есть везде. Я сам в прошлом  был главным редактором официального церковного сайта и могу оценить уровень такой работы. И все равно для меня до сих пор загадка: как можно было так четко организовать столь сложный технологический процесс без единого присутственного места? -- А кто контролирует поток информации? Кто решает, что важно, что нет? -- Прежде всего, главный редактор. Кроме того, есть несколько человек, которые со временем из авторов превратились в редакторов. То есть они находятся где-то и в то же время ведут целые направления, авторские колонки. Я в последнее время не пишу. Не хочется сейчас как-то… Четыре года работал главным редактором официального сайта Русской православной церкви «Патриархия.ру», который, к слову, и создавал. За это время накопилась некоторая усталость… -- И клавиатуру вы сменили на фотоаппарат? -- Ну, получается так. Говорят, что фотографии нельзя научиться -- ее можно воспринять от хороших учителей. Или же не воспринять… Это кому как дано. Так вот когда я общался с мастерами, то одна из вещей, которая   прочно отложилась в моей голове, звучала примерно так: хорошо снимать можно только те темы и сюжеты, которые ты любишь, понимаешь и которыми живешь. Мне близка и понятна церковная жизнь. Поэтому 90% моих сюжетов -- оттуда. -- А какие темы особенно любимы? -- Все: храмы, лица в храмах... Если попытаться определить творческое кредо -- и думаю, что тут я не ошибаюсь, потому что недавно был на творческой выставке одного священника-фотографа, и он сформулировал эту мысль точно так же -- то мне кажется, что моя задача: просто показать красоту. А красота -- она иногда высвечивается в очень неожиданных предметах, ракурсах, сюжетах. Это необязательно должен быть сияющий крест, устремленный в небо. Неожиданным сюжетом может стать даже пыль на подоконнике. Или лежащая вербочка, засохшая с прошлогоднего Вербного воскресенья… -- Михаил, но ведь жизнь состоит не только из красоты. У того же храма, например, полно нищих… -- У меня таких снимков нет -- мне ни разу это снять не захотелось. Я считаю, что не очень этично снимать человека в минуты, когда ему тяжело… -- Другими словами, даже ради редкого кадра вы не стали бы вытаскивать человеческие страдания на всеобщее обозрение? -- Нет. Мне кажется, это табу... -- Но ведь сегодня этим многие грешат. И за грех, кстати, не считают… -- Ну, подобные моменты -- дело совести каждого, когда каждый решает для себя. Но мне кажется, что не стоит оно того… Знаете, был один случай, когда я особенно ярко это почувствовал -- после взрыва в аэропорту «Домодедово». Я поехал туда снимать. В зону, где произошел взрыв, не лез. Снимал что-то рядом -- самые разные ракурсы. В какой-то момент туда прибыли священники, чтобы совершить первую панихиду по погибшим в часовне Михаила Архангела, которая в здании аэропорта, и куда после взрыва никто не заходил. И вот идет панихида. В часовню входит женщина с двумя сыновьями: одному лет 13, второму года четыре. У них в этом взрыве погиб отец. Женщина плачет. Между тем, в часовню, где еще полчаса назад никого не было, уже набились фотокорреспонденты. Ну, вот как это можно снимать? Я не понимаю... Я просто выпихивал фотографов-новостников, которые своими объективами лезли ей буквально в лицо. Я их просто гнал оттуда, потому что смотреть на это было невозможно. Фотограф -- это неизбежно авторский взгляд. И когда некоторые говорят, мол, я снимаю отстраненно, в моей фотографии автора нет, -- это все ерунда… Здесь важно решить для самого себя, что ты хочешь сказать своему читателю-зрителю. И честным быть, прежде всего, с собой. -- Позиция, заслуживающая уважения. А в Якутии на что хотелось бы взглянуть через объектив фотокамеры? -- Мы приехали вдвоем с заместителем главного редактора сайта «Православие и мир» Машей Сеньчуковой -- нас пригласил владыка Роман. Хотим сделать большой материал о вашей епархии. Я в Якутске не был никогда, поэтому посмотреть хочется все. Вряд ли, конечно, это получится в полной мере за те четыре дня, которые мы здесь проведем, но пытаться будем. Вот, к примеру,  узнал, что буквально на днях в Якутске вбили  первую сваю в основание мужского монастыря. Меня очень заинтересовало, как он выглядит? Хочется посмотреть что-то такое, в хорошем смысле, обыденное -- не парадное, не юбилейное. То, что составляет Жизнь… Елена ВОРОБЬЕВА. Фото Михаила МОИСЕЕВА. РИГ "SakhaPress.ru"
Прокомментировать Наш канал в Telegram

Комментарии

Добавить комментарий

ТОП

Погода

Яндекс.Погода

Курс валют