РИГ SAKHAPRESS.RU Общественность республики скорбит в связи с уходом из жизни известного якутского олонхосута, знатока традиционной культуры и фольклора, дипломанта I степени республиканского конкурса олонхосутов (2005 г.), ветерана сцены Афанасия Егоровича Соловьева, внесшего значительный вклад в увековечивание шедевра нематериального наследия Олонхо. Афанасий Егорович родился в 1935 году в селе Таастаах Намского района в семье охотника. С детских лет он проявлял интерес к эпическим сказаниям. В молодые годы ему посчастливилось услышать олонхо в исполнении выдающихся сказителей прошлого –
Прокопия Прокопьевича Ядрихинского, Устина Гаврильевича Нохсорова, Михаила Терентьевича Шараборина-Кумарова. Огромное влияние на становление молодого сказителя оказало творчество олонхосута
Михаила Ивановича Зырянова, которого он впервые услышал в 12-летнем возрасте и запомнил в его исполнении фрагмент олонхо «Кюн Кюех» и олонхо «Уолан Дохсун». В разные годы своей жизни
А.Е. Соловьев никогда не упускал возможности учиться сказительскому мастерству. Так, с большим интересом он прослушал, не пропустив ни слова, трансляцию по радио олонхо
П.А.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» в исполнении замечательного якутского артиста
Гавриила Гаврииловича Колесова. Неизгладимое впечатление произвело на него и исполнение олонхо
Прокопием Прокопьевичем Ядрихинским в записи на грампластинке. Сам
Афанасий Егорович называет себя «утум-олонхосут», т.е. сказитель, который исполняет услышанное им ранее олонхо в собственной сказительской манере и интерпретации. Детство будущего фольклорного исполнителя прошло в родном Намском улусе. В семилетнем возрасте маленький
Афанасий получает известие о гибели своего отца на фронте во время Великой Отечественной войны и уже с 1943 года воспитывается в детском доме с. Хамагатта. По окончании семи классов сельской средней школы юноша начинает работать, затем проходит воинскую службу в армии. Вернувшись после службы в армии в родное село, работает плотником в строительной бригаде, а в свободное от работы время участвует в художественной самодеятельности. Летом 1957 года
Афанасий Егорович получает приглашение принять участие в 1-м Республиканском фестивале художественной самодеятельности, который стал ярким событием не только в творческой биографии молодого фольклорного исполнителя, но и в культурной, общественной жизни Якутии тех лет. Проявившиеся незаурядные творческие способности и огромный энтузиазм
Афанасия Егоровича оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. На несколько лет он становится заведующим сельским клубом в родном селе, руководит не только организацией культурного досуга односельчан, но и продолжает исполнять и пропагандировать родной фольклор. В 1969 году
Афанасий Егорович переезжает с семьей на родину своей супруги в с. 1-Нерюктяй (Олекминский район), где начинает работать бригадиром строительной бригады. Долгие годы, вплоть до выхода на заслуженный отдых, он трудится в совхозах "Дмитровский" и "Нерюктяй". В эти и последующие годы
Афанасий Егорович проявляет себя как талантливый, энергичный и всесторонне одаренный человек. Он активно занимается спортом, став одним из первых известных марафонцев в своем районе. С 1979 года участвует в различных районных, республиканских фестивалях, смотрах и конкурсах народного художественного творчества, где представляет свое искусство в качестве исполнителя различных традиционных жанров якутского фольклора (чабыргах, тойук, алгыс, олонхо и др.). Наибольшую известность приобретают в его исполнении олонхо «Уолан Дохсун», «Уолан Эрили» и др. Осознавая необходимость сохранения и популяризации эпической традиции,
Афанасий Егорович исполнял олонхо не только в родном селе, но и выезжал со своими выступлениями в другие районы Якутии. Он являлся участником республиканских фестивалей и смотров народного творчества в г. Мирном, г. Ленске, г. Нерюнгри, г. Якутске. В 1990-е годы
А.Е. Соловьев оказывает содействие в публикации эпического текста "Уолан Дохсун" в Намской районной газете, сотрудничает с исследователями в организации аудиозаписи олонхо, участвует в телепередачах на республиканском телевидении («Аал Луук маc») и др. Летом 2006 года он становится победителем Республиканского фестиваля олонхосутов и исполнителей олонхо в с. Сунтар (Сунтарский район) в номинации «Бастыҥ олонхоһут» («Лучший сказитель»). Творчество
А.Е.Соловьева приобрел известность не только в родной республике, но и далеко за ее пределами. В ноябре 1993 года
Афанасий Егорович принял участие в работе II-й Международной научной конференции по эпосу, посвященной памяти
А.Б. Лорда в г. Санкт-Петербурге, в 1997 году – в XIII-м Токийском летнем международном фестивале «Гармония сфер II: мифы и легенды» («Тhе Наrmоnу оf Thе Sрhеrеs II: Муths аnd Legends») в Японии, где он совместно со старейшей сказительницей из Верхоянского района
Дарьей Андреевной Томской представил эпическое искусство Якутии.
Афанасий Егорович, будучи признанным знатоком и активным популяризатором родного фольклора, стремился передать свой огромный опыт и знания подрастающему поколению. Он являлся участником фольклорного ансамбля «Рябинушка», а также первым руководителем детского фольклорного ансамбля "Сыккыс". Большое внимание
Афанасий Егорович уделял воспитанию юных сказителей Якутии, участвовал в работе мастер-классов, проводимых им в рамках ежегодного Республиканского фестиваля юных исполнителей олонхо «Мин олонхо дойдутун оҕотобун» («Дети и олонхо») и летнего Креативного летнего лагеря юных исполнителей олонхо. В Олекминском районе, где
Афанасий Егорович проживал последние годы, он продолжал активную творческую деятельность, ежегодно открывал торжественным благословением (алгыс) празднование национального летнего праздника Ысыах, участвовал в различных фольклорных фестивалях с исполнением различных жанров якутского фольклора. Плодотворная творческая и общественная деятельность А.Е. Соловьева отмечена дипломами Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), памятным знаком-медалью в честь 100-летия
Сергея Зверева (Кыыл Уола), а также дипломом и знаком отличия «Гражданская доблесть».
Андрей БОРИСОВ Министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)