РИГ SAKHAPRESS.RU Не так давно президент республики Егор Борисов заявил о планах создания нового органа, который будет бороться с коррупцией – Управлении при президенте Якутии по противодействию коррупции. Судя по формулировке, это будет не просто совет, а целое управление, подчиняющееся главе республики. Его неожиданное решение наводит на мысль, что уже существующие государственные и общественные институты не справляются с этой задачей, а проблема коррупции остается одним из самых серьезных вызовов власти.
Комиссий и комитетов, как грибов после дождя В связи с новоявленным трендом «борьба с коррупцией» в республике появилась масса всевозможных советов, комиссий, комитетов, созданы Общественные палаты. Так, например, существует совет по борьбе с коррупцией при мэрии, есть общественная палата республики, общественные палаты при Верховном суде РС(Я), МВД Якутии, отдел по борьбе с коррупцией в прокуратуре, МВД, СУ СК. Созданы комиссии по борьбе с коррупцией в Управлении федеральной миграционной службы, налоговых органах, управлении федеральной службы судебных приставов. Кроме того, существует общественная организация по борьбе с коррупцией, возглавляемая депутатом Госсобрания (Ил Тумэн) Виктором Губаревым.
Управление будет состоять из семи человек Возникает вполне логичный вопрос, чем в первую очередь будет заниматься управление и какими полномочиями будут наделены его члены. В администрации президента и правительства республики корреспонденту «НВ» сообщили, что пока положение не разработано, поэтому рано говорить о функциях и полномочиях нового органа. Однако рассказали, что в управлении будет работать семь человек. Естественно, члены управления не смогут заниматься оперативной деятельностью, возбуждать или отказывать в возбуждении уголовных дел, потому как у них нет и не должно быть на то полномочий. Но, тем не менее, у управления будут особые функции – проведение служебных проверок в отношении госслужащих. По сути, это будет некий отдел собственной безопасности в правительстве. Кроме того, на одном из совещаний президент республики сказал, что самые коррумпированные сферы – это ЖКХ и госзакупки. Скорее всего, важнейшими направлениями работы нового управления станет контроль именно в этих областях. Возможно, что президент республики, не доверяя отчетам и статистике, желает самостоятельно «контролировать гидру коррупции», чтобы ему напрямую докладывали о коррупционных нарушениях. Но в таком случае возникает вопрос, в чем будет выражаться президентский контроль? Он будет решать - кто взяточник, а кто нет, что есть откат, а что им не является? Кто войдет в новое управление, и по какому принципу будет происходить отбор его членов – также не совсем понятно. Будет ли учитываться образование, потому как члены управления должны по логике иметь либо юридическое, либо финансовое образование (а такие люди, понятно, на дороге не валяются). Из кого будут набираться люди – будут ли это госслужащие, или сотрудники правоохранительных структур, а, может, упор будет сделан на общественных деятелей. Совсем не хочется, чтобы управление превратилось в политическую дубинку для неугодных, поэтому независимость нового органа должна быть важнейшим критерием. Основополагающий вопрос - на какую нормативно-правовую базу будет опираться управление, каковы будут его полномочия? За комментариями мы обратились к нескольким экспертам, которые выразили свое мнение о новой антикоррупционной структуры: есть ли в ней необходимость и насколько эффективной она сможет стать.
Афанасий Егоров: «Механизм рано или поздно выдает результат» Руководитель пресс-службы администрации президента и правительства РС(Я)
Афанасий Егоров сообщил: «Все правоохранители, при всем к ним уважении, всегда "бъют по хвостам" - действуют по факту обнаруженных правонарушений или преступлений. Но порой таковые возникают из-за элементарной забывчивости, нечеткого следования регламенту и прочим не преднамеренным деяниям. Например, лично меня в прошлом году уличили в предоставлении недостоверных данных о доходах. Я забыл указать в декларации случайный гонорар в размере полторы тысячи рублей. Президент на последнем совещании сказал, что самыми коррупциогенными сегодня являются сферы ЖКХ и госзакупок. На электронные торги мы перешли совсем недавно. Причем, перешли массово - не только министерства и ведомства, но и огромное количество государственных и муниципальных учреждений, организаций и предприятий. На данном этапе даже по теории вероятности разного рода нарушения, причем без всякого злого умысла, просто неизбежны. Кто-то прочитал закон, но не посмотрел подзаконный акт, другой прочитал все инструкции, но неверно их истолковал, третий просто запутался в исчислении дат. Так что, полагаю, одной из функций нового управления будет контроль за четким соблюдением всех процедур и сроков при проведении госзакупок. Насчет необходимости или ненужности новой структуры: бюрократию часто и справедливо ругают за неповоротливость и медлительность. Но есть один непреложный факт - однажды запущенный государев механизм рано или поздно выдает результат. Я тоже сторонник тезиса, что лучше научить людей правильно исполнять закон, чем пачками сажать за его нарушение».
Андрей Мартынов: «Управление будет иметь особые полномочия» Руководитель Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации президента и правительства РС(Я)
Андрей Мартынов сообщил «НВ» следующее: «Сейчас нами совместно с департаментом внутренней политики идет разработка положения, структуры и функционала данного управления. Управление будет непосредственно подчинено президенту республики. Это не «очередной орган» по борьбе с коррупцией. В структуре Администрации президента и правительства республики создается впервые. До настоящего времени вопросами профилактики и противодействия коррупции в администрации занимались два разных департамента, и то параллельно выполняя совершенно другой объем и фронт работы. По идее президента республики данное управление возьмет на себя весь комплекс и спектр широчайших вопросов борьбы с коррупцией, начиная от профилактики, работы с институтами гражданского общества, населением, СМИ, координации взаимодействия со всеми правоохранительными органами, имеющими федеральное подчинение. Также управление будет иметь отдельные особые полномочия: это проведение специальных служебных проверок в органах исполнительной власти и на уровне местного самоуправления при поступлении информации, жалоб граждан, публикации в СМИ на предположительные факты коррупции, по аналогии отделов собственной безопасности в правоохранительных структурах. Отбор кадров в управление будет проходить по открытому конкурсу с предъявлением специальных профессиональных требований, и с обязательным соблюдением законодательства о государственной службе. Предпочтение будет отдаваться людям, имеющим опыт оперативной работы в правоохранительных органах, с юридическим образованием, и самое главное человек должен отвечать современным требованиям антикоррупционного поведения чиновника, иметь высокие моральные и человеческие качества».
Коммунист Диодоров: «В управлении должны быть опытные люди» Леонид Диодоров, член республиканского общественного антикоррупционного совета сообщил «НВ», что нынешний антикоррупционный совет при президенте Якутии занимается болтологией и пустозвонством. «Еще в 2009 году мы предлагали свой проект закона о противодействии коррупции. Мы разработали проект закона на основе разработок республик Башкирии и Татарстана. Свой проект закона мы предложили республиканским властям, но он не прошел. Был принят проект закона, разработанный правительством республики. За эти три года прошло несколько заседаний антикорруционного совета, и что мы видим? Президент сказал, что совет не работает, и нужен новый орган. Более эффективный, плодотворный, занимающийся реальными делами», - сказал Диодоров. По его мнению, в новое управление по противодействию коррупции должны войти честные, неподкупные люди, кому не нравится существующая обстановка. «Членов нового управления должны выбирать по моральным качествам. Это должны быть опытные, компетентные люди. Например, те же бывшие работники МВД Якутии. Я бы выдвинул кандидатуру экс-руководителя Уголовного розыска МВД РС(Я) Сергея Мохова», - подчеркнул он.
МВД: «Пусть каждый занимается своим делом» Сотрудник правоохранительных структур, пожелавший сохранить анонимность, сообщил корреспонденту «НВ»: «Имеется четкая структуированная система правоохранительных органов, обладающих строго определенными полномочиями, закрепленными федеральным законодательством. В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществлять свою деятельность создаваемая новая структура, на какую нормативную базу она будет опираться, кто в нее будет входить и по какому принципу будет производиться отбор. На сегодняшний момент имеются общественные советы при правоохранительных и правоприменительных структурах, Общественная палата РС(Я), различные комиссии и комитеты в исполнительных и в законодательных органах госвласти республики. Вроде все задействованы в той или иной степени. На фоне всего это хочу отметить, что созданная Общественная палата Якутии необоснованно, в нарушение действующего законодательства фактически занимается пересмотром судебных решений. На это полномочий у нее нет». *** Насколько эффективна работа существующих органов по противодействию коррупции? Порой складывается впечатление, что многие из них созданы для «галочки» и собственного пиара. За рамки ежеквартальных двухчасовых отчетов борьба с коррупцией, по сути, не выходит. Другие используют знамя «антикорра» для сведения политических или личных счетов. Нередко нам, газетчикам, бывает обидно, когда публикации о махинациях и взятках, грубых финансовых нарушениях – информацию, которую журналисты добывают с большим риском (выполняя по сути, функции контролирующих, ревизионных органов), остаются без внимания со стороны властей и правоохранительных органов. Хотя по закону они обязаны на них реагировать и проводить проверки. Кто в таком случае поручится, что новое управление придушит гидру коррупции?
Екатерина ЧЕМЕЗОВА. "Наше время"