10:27 18.10

Дайджест СМИ: Управлять небом с земли

РИГ SAKHAPRESS.RU Через несколько дней, 20 октября, все авиадиспетчера мира будут отмечать свой профессиональный праздник. В преддверии торжественной даты мы решили посетить «святая святых» городского аэропорта и узнать, чем и как живут якутские авиадиспетчеры, от чьей работы зависит наша безопасность в небе. Подстраховка на подстраховке В каждом аэропорту есть своя диспетчерская служба, но самая крупная расположена в Якутске – здесь работает 100 человек. Изо дня в день, круглые сутки, за каждым самолетом, прибывающим и отбывающим из столицы, ежесекундно ведется наблюдение – современная аппаратура помогает вести постоянный контроль за воздушным движением, но основная нагрузка все равно ложится на человека. Авиадиспетчеры вручную просчитывают все маршруты, на тот  случай, если локаторы выйдут из строя, но такого практически не бывает. Подстраховка на подстраховке – такая работа не приемлет ошибок, ведь на кону сотни человеческих жизней. Знание английского на 4-м уровне Профессия авиадиспетчера требует железного здоровья – легче пройти медкомиссию в МВД, чем в лётное училище. К сожалению, «руководить небом с земли» в Якутске не обучают, нужно ехать учиться в Санкт-Петербург, Ульяновск либо в Красноярск. После учёбы два-три месяца стажировки, и добро пожаловать в дружный коллектив якутской авиадиспетчерской службы. Раньше авиадиспетчеры проходили лётную подготовку в качестве штурмана, это помогало в работе. Но в наше время к этому относятся намного лояльнее. Периодически диспетчеры проходят дополнительную подготовку на так называемых «тренажерах» - в виртуальном пространстве можно создать условия любой сложности. Такие тренировки не дают расслабиться человеку и учат не теряться в трудных ситуациях. Еще одним обязательным требованием является хорошее знание авиационного английского языка. Немудрено, ведь аэропорт Якутск является международным, а над Якутией проходят международные воздушные трассы. От гражданских и не отличишь В сутки на дежурство заступают три смены, рабочее время строго ограничено. Психологическая нагрузка громадна, ведь на такой работе нельзя отвлекаться. Кстати, что интересно, все авиадиспетчера мира работают по особому времени, которое называется время Гринвича. Когда наши часы показывают полдень, у них два часа ночи. Оказывается, они давно уже не носят форму, на работу приходят в такой одежде, которая наиболее удобна. От гражданских и не отличишь… В этом году службе авидиспетчеров Якутска исполнилось 65 лет Каждый диспетчер несет ответственность за свой участок – первый за руление, второй за взлет и посадку, третий до высоты 6 тысяч метров, далее подключаются диспетчеры верхней зоны Якутии и других регионов России или вообще других стран. То есть самолет, как младенец, заботливо «передается из рук в руки». Николай Привалихин, начальник службы движения аэропорта г. Якутск, проработал авиадиспетчером почти двадцать лет: Я хочу поздравить всех своих коллег, которые работают не только в Якутске, но и по всей республике. В первую очередь желаю крепкого здоровья, ведь именно от него зависит долголетие нашей профессии. Поменьше стрессовых аварийных ситуаций на работе. И, конечно же, что немаловажно, крепкий семейный тыл. Женщин почти нет – из сотни диспетчеров мы увидели только шесть представительниц прекрасного пола. Но шовинизмом тут не пахнет, просто не хотят прекрасные дамы следить за небом с земли, а предпочитают сами подниматься за облака. Лариса НОЕВА «Аргументы и факты на Севере»
Наш канал в Telegram