Уважаемые коллеги! Разработка долгосрочной стратегии социально – экономического развития Якутска – не стандартной, эксклюзивной для нашего города - была одним из ключевых пунктов моей предвыборной программы. Научно обоснованный, просчитанный подход к управлению городом, с планирования до достижения конечного результата - единственно верный путь, в этом я глубоко убежден. Подводя итоги конференции, прежде всего, хочу поблагодарить всех вас за активное участие. Без личной заинтересованности, готовности к сотрудничеству, практических идей и инновационных предложений ученых, производственников, предпринимателей, депутатов, общественности практически невозможно разработать жизнеспособную стратегию, ни тем более – ее реализовать. С другой стороны, даже самые современные методологии планирования, основанные лишь на теоретических выкладках, не будут эффективными. И я благодарю наших партнеров - ученых Северо – Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутского научного центра СО РАН, Академии наук республики, весь коллектив разработчиков Стратегии, за выбор открытого, публичного подхода в предельно ответственной работе по проектированию будущего нашего города. Состоявшаяся научно – практическая конференция – это первый мозговой штурм, который по нашему общему замыслу будет сопровождать все плановые этапы разработки и реализации Стратегии. Следующим шагом станет общественное обсуждение проекта, к которому мы пригласим не только горожан, но и жителей республики: ведь Якутск – столица нашей Якутии. В сети Интернет смогут высказаться дальневосточники, россияне, жители других стран – нам интересны все мнения. Словом - мы максимально открыты, обещаю, что каждое конструктивное предложение будет рассмотрено в обязательном порядке. Такой подход к разработке долгосрочной стратегии - это шаг к достижению нового уровня открытости, к которому мы стремимся в целом в работе Окружной администрации. Важно, чтобы каждый житель Якутска предельно четко и ясно понимал, каким будет наш город через пять, десять, двадцать лет - и к чему он лично приложит свои способности. Здесь не может быть потребителей, каждый должен чувствовать себя хозяином – ответственным и рачительным, свободным от позиции временщика. Также необходимо четкое, ясное, и, самое важное - гласное муниципальное управление, открытое для участия и контроля со стороны волевого, ответственного гражданского общества. Поэтому стратегия долгосрочного развития должна базироваться на отчетливых принципах политики городского округа, подкрепляемой совершенствованием правовой базы, начиная от регламентации собственной деятельности, не допускающей злоупотреблений и ущемления прав горожан, до активной позиции в республиканском и федеральном законотворчестве. Таким образом, по большому счету мы должны рассматривать Стратегический план – как договор общественного согласия, когда все городское сообщество принимает цели, приоритеты и направления развития. Только в этом случае мы преодолеем имеющиеся проблемы – а их у нас немало. Налицо необходимость фундаментальных градостроительных преобразований: город все еще сохраняет облик, сформированный в соответствии с представлениями прошедших эпох, у нас нет полноценных столично-представительских территорий, рекреационно – туристических зон, городская застройка далека от современных критериев. Требуют реконструкции, полной перестройки целые кварталы почти со 100% ветхим и аварийным деревянным жилым фондом. В их новой застройке изначально во главу угла должно быть поставлено применение самых современных, адаптированных к Северу, технологий. Иначе мы заложим новый цикл проблем, которые встанут перед городом через несколько десятилетий, как уже сейчас во весь рост встает проблема обветшания крупнопанельных домов, массово построенных в 70-80х годах прошлого столетия. Якутск нуждается в кардинальных преобразованиях коммунальной инфраструктуры в связи с технологической отсталостью и изношенностью объектов городского хозяйства, не только не соответствующих современным критериям, но и порой представляющих угрозу здоровью и жизни горожан. Поэтому формирование благоприятной, безопасной городской среды, как основы жизнедеятельности «здорового города» - путем решения инфраструктурных проблем, доведения качества внутригородской территории, дорожно – уличной сети, благоустройства кварталов до современных стандартов – в какой – то степени, мегацель нашей Стратегии. Особое внимание здесь мы должны уделить созданию условий для детей, пожилых, людей с ограниченными физическими возможностями. Все эти задачи сложно решить ограниченными бюджетными средствами, даже при поддержке республики и федерального центра – нужна четкая инвестиционная политика, ясные условия для бизнес-парнерства, для привлечения внебюджетных, частных инвестиций в городское хозяйство и ресурсообеспечение. Необходимы не менее кардинальные преобразования в производственной сфере, наращивание промышленного сегмента экономики города, развитие производства, ориентированного на внешнего потребителя. Крайне важно на этапе стратегического планирования четко определить отрасли, имеющие именно такой – внешний – потенциал: например, транспорт, ювелирное производство, IT – продукция, связь, финансовая сфера, генерирование электроэнергии, производство и переработка местного пищевого сырья. Бесспорно, важна синхронизация общей городской стратегии с долгосрочными перспективными планами и потенциалом градообразующих отраслей и организаций. Достаточно в качестве примера привести Северо – Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова – важнейший развивающий кластер Якутска, не только как основной центр подготовки кадров, но и мощный двигатель инноваций в городе, в республике. Вырабатывая макроэкономическую стратегию города, невозможно также расматривать Якутск как некий анклав, в отрыве от трендов регионального развития. Новая дальневосточная государственная политика набирает практические обороты. Принятие только двух решений, имеющих непосредственное отношение к нашему городу, я говорю о строительстве автомобильного моста через Лену и Якутской ГРЭС-2, уже кардинальным образом меняет подходы и к пространственной организации города, и к его отраслевой специализации. Мост через Лену открывает новый, “правобережный” вектор территориального развития Якутской городской агломерации, снимает логистические барьеры для многих отраслей. Кратный рост энергогенерации в разы увеличит возможности для повышения конкурентоспособности городских предприятий - стратегия должна четко обозначить механизмы максимально эффективного использования этого потенциала. В наших действиях должны отразиться и законодательные новации дальневосточной политики. Приведу пример в части стимулирования инвестиций: по предложениям Минфина РФ налоговые льготы, в частности, обнуление федеральной ставки налога на прибыль на срок до 20 лет, в регионах Дальнего Востока будут предоставляться только новым инвестиционным проектам, создающим не менее 100 рабочих мест, с объемом вложений не менее 400 млн. рублей. При этом, обязательное условие – инвестпроект должен иметь в собственности или долгосрочной аренде земельный участок и разрешение на стройку. Вот, по сути, один из базовых подходов в распоряжении муниципальными земельными ресурсами с точки зрения привлечения крупных инвестиций, налоговой политики муниципалитета. Таких возможностей и условий в ближайший период будет немало и в связи с наступательной модернизацией экономики Якутии. В то же время Стратегия должна учитывать, что Якутск исторически служит эталоном, моделью качества жизни для всей республики. И здесь, наряду с обеспечением самого высокого стандарта социальных услуг для жителей столицы, встает задача достижения баланса между ростом численности населения и возможностями городской среды. Одним словом, столица не должна быть неким «спрутом», притягивающим людей, но не способным обеспечить их социальные потребности. Поэтому, функциональность города должна быть выстроена не спонтанно, а таким образом, чтобы максимально транслировать услуги на всю республику, как это сейчас уже происходит в здравоохранении, в высшем образовании, в сфере связи и IT. К этому можно и необходимо стремиться во всех отраслях. Например, развивая агропояс столицы, мы должны создавать наилучшие условия для сбыта сельской продукции, финансовой кооперации селян, предоставлять услуги по переработке сырья из районов и дальнейшей транспортировки их готовой продукции по республике и в другие регионы. Только при таком подходе во всех сферах, Якутск будет всецело соответствовать статусу столицы нашей республики, получая при этом новые возможности для собственного развития. В связи с этим считаю возможным, во – первых, подготовить дополнения в Устав городского округа, уточняющие и подчеркивющие статус города Якутска как столицы Республики Саха (Якутия), политического, экономического, научного и культурного центра республики, места нахождения органов государственной власти и высшего должностного лица Республики Саха (Якутия). Второе. Неразрывность связи, значение правильной расстановки акцентов и синхронизации этапов развития республики и ее столицы мы еще раз ощутили в юбилейный год 380 - летия вхождения Якутии в состав Российского государства и основания нашего города. В связи с этим вношу предложение о продлении горизонта стратегического планирования до 2032 года – года 400 – летия города Якутска. В этом случае мы обеспечим привязку к исторической дате, придав целевую определенность нашей Стратегии. По примеру других региональных столиц, российских городов – Санкт – Петербурга, Казани и других – это означает согласование долгосрочных республиканских и федеральных актов и программ, а сам процесс подготовки становится важным инструментом развития, реализации масштабных инвестиционных проектов, кардинально преображающих город. С учетом особой значимости столицы в потенциале республики, 400-летие Якутска будет иметь значение и как фактор регионального развития. Также юбилей старейшего на Северо – Востоке страны, крупнейшего в мире города на вечной мерзлоте, являясь событием российского и потенциально-международного масштаба, создаст новые маркетинговые возможности для ускорения продвижения Якутска на национальном и международном инвестиционном рынке. На конференции мы рассмотрели и обсудили первый этап разработки проекта Стратегии, определившей концептуальные подходы к развитию города. Гарантом устойчивого его процветания являются люди нашего города, уникальный научно-образовательный, культурный потенциал Якутска. В эти дни внесено множество предложений по концепции, определяющей миссию нашего города, основные направления его развития – все они будут учтены. В связи с этим, обращаюсь с предложением к Научному – техническому совету города взять на себя полномочия по координации постоянной научной и общественной экспертизы разработки и реализации Стратегии. Уверен, что совместными усилиями мы реализуем в нашей Стратегии основные принципы устойчивого развития: сбалансированности экономики и экологии, экономической и социальной сфер, решения задач, ориентированных на будущие поколения. Не надо бояться ставить казалось бы недостижимые на первый взгляд цели. Надо иметь смелость взять на себя ответственность и заявить – да, так будет: мы превратим наш город в настоящую северную столицу, в один из самых благоустроенных и привлекательных городов Сибири и Дальнего Востока! Якутск, его почти четырехвековая история, жизнь и труд многих поколений горожан, будущее наших детей и внуков – заслуживают этого! Дорогие друзья! Еще раз благодарю за совместную работу и пользуясь возможностью, от всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю успехов в работе, блаполучия вашим семьям, счастья и удачи!