РИГ SAKHAPRESS.RU ...Жители Якутска давно привыкли: в Крещенскую купель нынешний мэр города Айсен Николаев обычно погружается одним из первых. Происходит это из года в год, еще со времен, когда он занимал пост руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). И многие из тех, кто до сих пор сам так и не решился окунуться в ледяную воду (а температура воздуха в Якутии в январе нередко опускается за минус 50), продолжают гадать, что все-таки скрывается за таким постоянством: вера или просто потому, что так «по должности положено»? Об этом у
Айсена Сергеевича в эти рождественские дни решили поинтересоваться и мы. Благо, что и повод есть. В сентябре Якутск отметил круглую дату – 380 лет. И ровно столько же минуло с тех пор, как в этот край впервые пришло Православие.
– Айсен Сергеевич, вы, наверное, первый мэр Якутска, который из года в год обязательно окунается в крещенскую купель. Это принципиальная позиция или просто так получается? – Если рассказывать по порядку, то все началось с покойного епископа Якутского и Ленского Зосимы. Мы с ним достаточно часто встречались по службе. И вот в один из визитов ко мне – а я тогда работал руководителем Администрации Президента и Правительства РС (Я), он начал рассказывать, как в 2006 году они вместе с казаками проводили в Якутске Крещенские купания, спросил совета по их организации в дальнейшем. Мне идея понравилась. На следующий год я принимал в этом уже активное участие. И как-то так само собой получилось, что с 2008 года стал бессменным руководителем республиканского комитета по организации крещенских купелей в Якутии. Потому что на самом деле это совсем не просто – предусмотреть все, чтобы никто из десятков тысяч людей, которые приходят к купелям не только в Якутске, но и в улусах, не пострадал, чтобы все прошло нормально. Особенно это важно в нашем климате. Нужно учесть массу организационных вопросов: позаботиться о палатках, которые обычно ставят над купелями, о тепловых пушках в них, о дежурстве экстренных служб... Но, слава Богу, по его милости за эти годы в республике не было никаких неприятностей, связанных с купелью.
– Но одно дело – руководить и организовывать. И совсем другое – самому окунаться в купель... – Ну, это уж дело принципа! Если ты неспособен в атаку пойти, то есть, в данном случае в купель войти, то как можешь быть авторитетом для других? Я считаю, что светская власть и тут тоже должна быть с народом. Когда я принял для себя это решение, оно мне помогло как-то духовно очиститься. И сейчас для меня купание в крещенской купели - не просто некий ежегодный формальный ритуал, а то, чего просит душа.
– Как ваши домашние к этому относятся? – Жена сначала ужасалась, потом стала поддерживать. В конце концов, окунулась сама и ей это очень понравилось. Дети пока не окунались, у них все впереди.
– Число якутян, которые приезжают к крещенской купели, растет год от года. Людей становится больше и в храмах. Особенно это видно в праздники, когда все пришедшие в них не помещаются и некоторым приходится слушать службу на крыльце. Как вы полагаете, за этим истинный интерес якутян к вере? – Я считаю, что да. С того момента, когда церковь в стране вновь «разрешили», и пошла первая волна интереса к религии, времени минуло немало. И сейчас уже можно говорить о том, что все наносное и поверхностное осталось позади. Отношение людей к вере стало более серьезным, осознанным. Тех, кто решает принять крещение сегодня, заставляют это делать уже совсем другие побуждения, нежели 10-15 лет назад.
– А как бы вы оценили ситуацию с возрождением Православия в Якутии в целом? – Конечно, в советскую пору по Православию в России был нанесен колоссальный удар. Якутия исключением не стала. И только благодаря принципиальной позиции первого президента нашей республики Михаила Ефимовича Николаева и епископа Германа (Моралина), которому выпало начать восстановление Якутской епархии фактически с нуля, церкви у нас стали потихоньку возрождаться. В период, когда президентом РС(Я) был В.А.Штыров, а епископом Якутским и Ленским ныне покойный Зосима, этот процесс вышел на новый в качественном отношении уровень. В республике вызрело и началось по-настоящему народное движение по восстановлению храмов, приобщению людей к вере. В последние годы этот процесс идет еще более активно, благодаря чему Православие постепенно выдвигается на те позиции, которые в Якутии оно занимало исторически. Мы все прекрасно помним, что благодаря ему якутский народ смог приобщиться к великой культуре – российской и мировой, обрел письменность, получил доступ к образованию и т.д. Православие сыграло важную роль в развитии не только нашего региона, но и всего северо-востока страны, что, возможно, еще до конца не оценено. Отрадно, что год за годом мы эти долги отдаем.
– Сегодня в Якутске и его пригородах 10 храмов. Этого достаточно для города, население которого составляет почти 300 тысяч – треть республики? – В большие праздники – на Пасху, в Рождество и т.д. – они, конечно, переполнены. В обычные дни мест в них хватает. Но мы понимаем, что кафедральный собор Якутска обязательно должен быть восстановлен. Сейчас в Троицком соборе, где служил еще святитель Иннокентий (Вениаминов), находится Театр эстрады. Вернуть его Церкви – наш долг и, я думаю, что при поддержке властей республики мы этот вопрос решим. Но я все же не могу сказать, что в Якутске храмов не хватает. Сейчас надо стремиться, чтобы они появлялись в районах – там, где их нет вообще. А улусов, достаточно заселенных, но не имеющих церквей, немало.
– Как у вас складываются отношения с руководством Якутской епархии? – Конструктивно. Мы достаточно активно сотрудничаем с владыкой Романом. У нас много предложений к епархии, у нее – к нам. И я не припомню случая, чтобы мы не смогли найти общий язык. Вместе проводим ежегодный пасхальный фестиваль «Золотые купола». Епархия активно участвовала в праздновании 380-летия города Якутска. Администрация помогла найти спонсоров для выпуска учебника «Основы религиозной культуры на якутском языке». Осенью 2012 года в юбилейный День города при поддержке владыки Романа был впервые проведен сначала молебен, а потом Крестный ход к памятнику казаку Петру Бекетову – основателю Якутска. И я знаю, что горожане восприняли это очень позитивно.
– Как мэру города, вам по должности положено находить общий язык с представителями самых разных конфессий, которые есть в Якутске. Удается?– С представителями основных традиционных религий – христианства, ислама, буддизма – никаких трений нет. С представителями традиционных верований народа саха тоже. А вот ситуация с сектантами меня волнует. Сейчас у нас много разных сектантских движений - свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, сайентологи и т.д. Многие из них отрицают не только Бога, но самые основы российской государственности.
– В Якутске они тоже есть? – Есть. И пробелы федерального законодательства позволяют им спокойно и абсолютно легально вести свою деятельность в республике. Любая попытка как-то ограничить ее тут же вызывает жесткий отпор. Используя объективные экономические трудности, которые есть в государстве, они находят достаточно благодатную почву для поиска последователей. Впрочем, некоторые, наоборот, ориентированы на элиту общества – успешных и состоятельных. С помощью их административных ресурсов и материальных возможностей пытаются продвигать свои идеалы. Мы, конечно, пытаемся им противостоять, активно сотрудничаем с Якутской епархией. Радует, что все же большинство якутян воспринимают секты крайне негативно.
– В прошлом году республика отметила большой юбилей – 380 лет вхождения Якутии в состав России. Каковы, на Ваш взгляд, итоги этого долгого пути? – Юбилей лишний раз показал, что Якутия – это бриллиант Российского государства, его неотъемлемая часть. Мы еще раз вспомнили и оценили подвиг тех людей, которые 380 лет назад пришли на эти земли, фактически предложив народам, живущим здесь, соединить свою судьбу с судьбой России. Смогли оценить мудрость наших предков, которые согласились принять это предложение, со временем всей душой приняв и Православие. И сегодня, оценивая уроки истории, мы заглядываем в будущее – стараемся спрогнозировать, какой будет Якутия через 100-200 лет. И понимаем, что она была, есть и должна остаться форпостом российского государства на северо-востоке Евразийского континента, где Православие играет ключевую роль.
– Айсен Сергеевич, мэру такой вопрос обычно не задают. Но дни сейчас особенные, волшебные, и потому спросить об этом хочется. В сложные моменты своей жизни к тому, на кого осталась последняя надежда – к Богу, обращаются не только верующие люди, но зачастую и те, кто от этого был далек. А у вас такие ситуации бывали? – Да, когда серьезно заболевали близкие. Просил, чтобы Господь проявил свою милость и к нам...
– Помогал? – И не раз...
Елена ВОРОБЬЕВА. Парламентская газета «Ил Тумэн»:
http://news.iltumen.ru/topic.php?id=101349