РИГ SAKHAPRESS.RU В концертном зале Детской школы искусств прошел концерт, посвященный юбилейной дате Эдварда Грига, организатором которого вновь выступила академик Академии духовности, лауреат премии им. П. Ойунского, заслуженная артистка РФ, РС (Я), профессор ГБОУ ВПО «Высшая школа музыки РС (Я) (институт) им. Босикова В.А». Юнона Упхолова. Концерт начался с небольшой лекции на тему творчества норвежского композитора, интересным была сама подача данного материала, которую нам представила ученица 9 класса ВШМ
Александра Трофимова. Фортепианная миниатюра – один из любимейших жанров
Грига, где запечатлены его личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Это своеобразные «дневниковые записи» композитора, которые можно сравнить с фортепианными циклами
Шумана, «Песнями без слов»
Мендельсона, «Музыкальными моментами» и «Экспромтами»
Шуберта, прелюдиями
Шопена. Общее здесь – лирическое настроение, мелодическое богатство, небольшие масштабы. В концерте прозвучали следующие лирические пьесы: «Сердце поэта» в исполнении
Ксении Шильниковой -- ученицы 5 класса; «Скерцо» в исполнении
Ксении Золотых -- ученицы 8 класса; «Шествие гномов» в исполнении
Татьяны Безручко -- ученицы 9 класса; «Минувшие дни» в исполнении
Александры Трофимовой --ученицы 9 класса; «Свадебный день в Трольхаугене» в исполнении
Алины Дьячковской -- ученицы 10 класса. Музыка
Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем. Атмосфера сказочности, душевной теплоты царила на протяжении всего концерта, вместе с артистами мы побывали в Норвегии, видели всех сказочных героев: гномов, троллей, видели и свадебных кортеж, и искренне переживали, и радовались вместе с этой яркой, картинной, программной музыкой. Среди сольных выступлений хочется отметить игру
Трофимовой Александры и Дьячковской Алины. Филигранная техника, широкая объемная звучность крупной техники и изумительное владение звуком, красками рояля, превосходная техника педализации, свое образное восприятие произведений. Несмотря на свой юный возраст, эти девушки уже стоят на пороге к началу жизни концертных исполнителей, для этого у них есть все, пожелаем им дальнейших творческих успехов. В творчестве предшественников
Грига - Шуберта, Мендельсона - оригинальные четырехручные произведения были распространены в качестве музыкального жанра, доступного для широкого круга любителей. Живя в Норвегии,
Григ непосредственно соприкасается с миром народного искусства, ставшим источником его творчества. В 1869 г. композитор впервые познакомился с классическим сборником норвежского музыкального фольклора, составленным известным композитором и фольклористом
Л.М. Линдеманом (1812-1887 гг.). Непосредственным результатом этого явился цикл
Грига «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» (ор. 17). Академик
Б.В. Асафьев удачно назвал эти обработки «зарисовками песен». Цикл этот задуман как ряд несложных фортепианных пьес, доступных широким кругам любителей музыки. В концерте мы услышали «Норвежские танцы» в исполнении
Ин-Кон-Чан Натальи студетки IV курса ВШМ РС (Я) и преподавателя ВМШ РС (Я)
Корякиной Рены. Одна из сокровищ фортепианной ансамблевой музыки «Симфонические танцы» на народные норвежские мотивы тоже принадлежит перу
Эдварда Грига. В концерте часть из этого цикла прозвучала в исполнении
Дьячковской Алины и Трофимовой Александры -- лауреатов I премии международного конкурса фортепианных ансамблей (Украина, г. Киев). Потрясающее по своей красоте и мощи музыка, это был потрясающий ансамбль, единый порыв, единое дыхание, не было и намека на пестроту и разнообразие в штрихах, порой казалось, что играет один пианист, поистине рояль – король инструментов, в «Симфонических танцах» слышался оркестр! В заключение хочется поблагодарить всех, выступавших на концерте, за то, что они познакомили нас с творчеством норвежского композитора, за то, что мы услышали во всех исполнениях картины народной жизни, народного быта, норвежской природы, образы народной фантастики, душевных переживаний.
Марьям ЧЕРЕПАНОВА. Музыкальная гостиная фортепианного отделения, преподаватель