РИГ SAKHAPRESS.RU Безусловно, одним из основных событий для профсоюзов Якутии стало заседание Генерального совета ФНПР состоявшееся 22 мая, на котором обсуждалась Концепция Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы. Напомним, что три стороны социального партнерства выразили свое намерение исключить из проекта данного Соглашения VI раздела «Социально-экономические проблемы развития северных регионов». Мы связались по телефону с Председателем Федерации профсоюзов Якутии, депутатом Ил Тумэн
Александром Ким-Кимэн, принимавшем участие в данном заседании.
Какие предложения были внесены от имени Республики Саха (Якутия) в проект Генерального трехстороннего соглашения? Участвуя в обсуждении Концепции Генерального соглашения на новый период, я выразил консолидированную и принципиальную позицию профсоюзных организаций не только Республики Саха (Якутия),но и Ассоциации профсоюзов ДВФО о сохранении в проекте Соглашения раздела о развитии северных территорий. Сегодня Российский Север, выполняя охранительные функции для страны, то есть, неся геополитическое значение, не может похвастаться соответствующими мерами государственного протекционизма. Принятый в 2004 году так называемый «суперзакон» откинул развитие северных регионов на многие десятилетия назад. Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» был отменен, Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» уменьшен на треть, из 38 статей осталось всего 13. Основываясь на данных позициях, Федерация профсоюзов в течение ряда лет последовательно и настойчиво ставила вопросы развития государственного протекционизма Российскому Северу на самых различных уровнях. Так, предложения профсоюзов Якутии были включены в рекомендации Общественных слушаний «Актуальные проблемы защиты социально-трудовых прав работающих в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», проведенных Общественной палатой Российской Федерации в г.Якутске в 2008 году. Вопросы развития законодательной базы в сфере защиты социально-трудовых прав жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностях были представлены мною на Круглом столе профильного Комитета Государственной Думы Российской Федерации в г.Якутске в апреле текущего года. На VI, затем VII съездах ФНПР Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) выступила с инициативой о принятии отдельных резолюций съездов, касающихся актуальных социально-экономических проблем Российского Севера.
Какие проблемы, на Ваш взгляд, должны быть включены в случае сохранения VI раздела Генерального трехстороннего соглашения? В своем выступлении на заседании Генсовета я акцентировал внимание на необходимость ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ №169 «О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Сегодня в условиях жесткого законодательного лимитирования у коренных малочисленных народов Севера нарушается традиционный уклад жизни, в т.ч. в трудозанятости. Установление жестких квот и многоотраслевого лицензирования создали огромные препятствия по охоте и рыбалке. При этом я отметил, что в условиях огромной геополитической конкуренции за ресурсы именно коренные малочисленные народы Севера несут охранительную функцию на огромных просторах Российского Севера государства, сохраняя огромные природные кладовые, источники пресной воды и свежего воздуха. И в данное время они справедливо надеются на отеческую заботу со стороны государства. В то же время законодательное регулирование в сфере социальной защиты северян оставляет желать лучшего. Хотя российские субъекты, в частности и наша республика, вносят различные проекты федеральных законов, но они годами залеживаются в Госдуме или получают отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. В качестве примера могу привести проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях» и другие законодательные акты Российской Федерации» – законодательную инициативу Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым предлагается: – перечни районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливать с учетом мнения соответствующих субъектов Российской Федерации; – восстановить выплату процентных надбавок молодежи (лицам до 30 лет) в полном объеме с первого дня работы, если они не менее 5 лет прожили в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; – к неработающим членам семьи работника отнести студентов очной формы обучения до достижения ими возраста 23 лет. – установить компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, неработающим пенсионерам. Данный проект Закона, поддержанный Парламентом Республики Саха (Якутия), еще в 2008 году был направлен в Госдуму, но, к сожалению, до сих пор не рассмотрен. Хотя ежегодно включается в план работы российских парламентариев. Такая же ситуация с другой законодательной инициативой Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) – проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 129 Трудового Кодекса РФ» в части устранения противоречий в определении понятия и состава минимального размера оплаты труда.
Какие еще предложения в проект Генерального соглашения были внесены на данном заседании? Выступавшие в прениях подчеркнули необходимость должного финансового обеспечения передаваемых на уровень субъектов федеральных полномочий в сфере социальной политики, а также обеспечения приоритетности отечественным кадрам на рынке труда. Было отмечено, что в ходе работы над проектом Соглашения правительственной стороной был сделан акцент на повышение оплаты труда в бюджетной сфере. Кроме того, поступили предложения по решению проблем моногородов и депрессивных территорий, по выделению отдельного раздела, касающегося проблем молодежи, материнства и детства. В целом, как отметила Заместитель Председателя ФНПР
Нина Кузьмина, по проекту Генсоглашения поступило свыше 140 предложений, которые в том или ином виде будут учитываться. Работа над новым Генеральным соглашением будет продолжена, и Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) примет в нем самое активное участие.
Наталья СЕМЕНОВА