В России давно и остро стоит проблема нелегальных такси – «бомбил», которые не платят налогов, не проходят техосмотры два раза в год и медосмотр, но пассажиры продолжают с ними ездить, не думая о своей безопасности. Складывается ситуация, что пользоваться услугами легальных такси, где более высокий уровень обслуживания, становится дорого. Вот почему выбор населения падает на бомбил. С осени этого года в Якутии в рамках реализации федерального «Закона о такси» начнет действовать «Закон об осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории РС(Я)», с целью систематизации и улучшения качества услуг легкового такси. Закон вводит строгие требования к организации таксистской деятельности в России. Таксисты должны будут получать разрешение на деятельность сроком не менее пяти лет, причём разрешение будет действовать по всей республике. Кто будет уполномочен выдавать их – решат законотворцы. С 1 сентября этого года система должна начать работать. Сегодня закон находится на согласовании с заинтересованными ведомствами. Только после окончательного утверждения будут известны детали: кто и как будет заниматься этим на местах. В Окружной администрации Якутска идут совещания с предпринимателями, занятыми в данной сфере. В частности, обсуждается создание таксопарка. Как рассказал руководитель сектора автомобильного транспорта Министерства транспорта РС(Я)
Анатолий Потапов, чтобы стать легальным таксистом, в первую очередь, необходимо зарегистрироваться в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и указать пассажироперевозки как вид деятельности. Затем установить в каждой машине таксометр и приклеить наклейки с шашками. Пока что разрешения будут выдаваться всем, кто соответствует законным требованиям и желает стать таксистом. С 2015 года планируется ввести квоты на места для перевозчиков. Желающим получить разрешения и не попавшим в квоты, придется их покупать на аукционах. Как и у всякого закона, здесь есть свои тонкости. Автомобиль должен быть поставлен на учет на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Кроме того, если кто-то захотел организовать свой таксопарк, то использовать одно разрешение на весь таксопарк нельзя, даже если все автомобили принадлежат одному предпринимателю – нужно получать разрешение на каждый автомобиль. Со временем машину нужно будет перекрасить в желтый цвет, но требовать это в обязательном порядке начнут с 2013 года. Вносить все изменения и дополнения перевозчикам придется за свой счет. Расценки на перевозки будут регулировать сами перевозчики, но Госкомцен России изучает этот момент. Как отметил собеседник из Минтранса: «Пока что не регулируется, но будет». За невыполнение новых норм с 1 января 2012 года предусмотрены штрафы. Например, за невыдачу чека таксометра придется раскошелиться на 1000 рублей, а за отсутствие раскраски в виде «шашечек» – 3000 рублей. За управление автомобилем без соответствующего разрешения придется заплатить 5000 рублей, юридическое лицо оштрафуют уже на 200000 рублей. Проводитб проверки и выписывать штрафы будут при помощи ГАИ и Госавтонадзора. Конечно, рынок таксомоторных перевозок отреагирует повышением цен. Так или иначе, новый закон должен оказать положительное влияние на целую отрасль пассажироперевозок. В свою очередь поднимется ответственность водителей к перевозкам и уровень сервиса. Шашечки и желтые автомобили должны стать знаком качества как во всем цивилизованном мире.
Павел ИВАНОВ, Управление по связям с общественностью ОА