Российские СМИ до сих пор обсуждают решение о строительстве моста через Лену, а не тоннеля. Президент Якутии
Егор Борисов убедил министра транспорта Игоря Левитина в необходимости отдать предпочтение строительству совмещённого автомобильно-железнодорожного моста через Лену вместо подводного тоннеля В республике утверждают, что у них нет опыта эксплуатации столь сложного объекта. Как говорится в сообщении пресс-службы президента и правительства Якутии,
Егор Борисов указывал, что нигде в мире не строят и не эксплуатируют подводные тоннели в условиях вечной мерзлоты, тем более при сейсмической опасности в 9 баллов. Кроме того, железнодорожные и автомобильные ветки, идущие от моста, позволят соединить все федеральные дороги в Якутии и создать на левобережье транспортно-логистический центр. Ранее Росжелдор настаивал на строительстве тоннеля в первую очередь потому, что он значительно дешевле, чем мост (
69 млрд против 130 млрд руб. с необходимыми подходами к Якутску), и позволяет вписаться в ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015 года». Также тоннель можно построить как минимум на год быстрее и успеть к 2014 году, когда к берегу Лены подойдёт железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск. За год на одном северном завозе можно сэкономить 40 млрд руб. Однако, как указывает вице-президент ОАО «Железные дороги Якутии»
Василий Загородский, в эксплуатации тоннель обойдётся дороже, чем мост, хотя бы потому, что его нужно будет постоянно проветривать. Специалисты оценивают увеличенную стоимость эксплуатации тоннеля по сравнению с мостом как минимум в 30–40%. В конце мая этого года в Минэкономразвития состоялось большое совещание специалистов, где было высказано много мнений «за» и «против» тоннельного перехода, однако в конце концов все пришли к выводу, что представленных расчётных данных недостаточно, чтобы принять окончательное решение в пользу того или иного проекта.
Василий Загородский в свою очередь утверждает, что республика принимает меры к удешевлению строительства, в частности намерена применять не насыпные дамбы, а конструкционные. В корпорации «Развитие Южной Якутии» (сам проект завязан на Транссиб и не зависит от строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск) утверждают, что пропускной способности тоннеля вполне хватит для транспортного снабжения Якутска и левобережья Лены, а борьба идёт исключительно за то, чтобы освоить больший объём работ и, соответственно, средств. То, что Минтранс склонился к строительству моста, а не тоннеля, всё-таки не означает окончательного решения вопроса. Как говорят в Росжелдоре, финальную точку здесь должен поставить Минфин, который выделит средства. В проекте концепции государственной программы «Развитие транспортной системы до 2019 года», которая придёт на смену прежней транспортной ФЦП, не предусмотрено увеличение госрасходов на транспорт. Поэтому, скорее всего, якутским властям предложат самостоятельно найти дополнительное финансирование, если они захотят построить более дорогой совмещённый мост.
Сергей ПЛЕТНЕВ. «Гудок»