По словам одного из обитателя мусорного полигона, их тут в данное время проживает около ста человек, тридцать из которых - дети. Недавно в одной семье родился ребенок и они временно переехали. Не из-за антисанитарных условий - просто боятся, что ребенка у них отнимет соцзащита, такое уже случалось на полигоне. Как и в любом обществе, среди «свалочных» есть свои трезвенники и пьяницы, праведники и грешники. Как обычные люди, они женятся, расходятся, не пропускают ни одного календарного праздника, в том числе и ысыаха. Кстати, люди на свалке за информацию берут только наличными и сигаретами. Спиртное на работе, они, как правило, не пьют…
«Берем только наличкой!» Про резидентов городской свалки писали уже неоднократно. Среди народа ходят различные слухи, что на свалке по Вилюйскому тракту люди без определенного места жительства строят целую деревню, наподобие маленького поселка со своей инфраструктурой. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Огромная территория, заваленная кучей мусора. Босоножки проваливаются в мягкую, податливую почву, которая состоит из осколков пластмассы, перемешанной с бумагой, окурками, битыми бутылками. Хотя мы приехали после шести вечера, по свалке туда-сюда еще катаются мусоровозки. Рабочий день близится к концу. Мы заметили маленькую хибару посреди свалки, но, оказалось, бомжи живут не здесь, а в лесу, а сие сооружение называется «временная стоянка». Во время работы, то есть сбора вторсырья, они здесь отдыхают, курят, перекусывают. На свалке огромное количество мошкары, которая готова съесть тебя заживо. Пока мы с фотографом вытанцовывали чунга-чангу возле нашего «экскурсовода» Володи, тот на эту мошкару вообще не обращал никакого внимания. Кстати, это не мы к нему подошли, а он сам, как только увидел нас, сразу подбежал и деловито осведомился: «Вы из газеты? Берем только наличкой. А на работе не пьем!». Вот такой у них практичный подход к делу. Услышав, что деньгами мы его не обидим, Володя сразу принял жалостливое выражение лица и начал повесть про свою несчастную судьбу. Дескать, приехал из улуса, с работой не получилось, без прописки никуда устроиться не может, и вот таким образом оказался на свалке.
«Коплю на квартиру!» На вопрос, сколько он зарабатывает, Володя просто отвечает: «Ну, примерно, в день выходит по 3-4 тысячи рублей». На мой удивленный вопрос: « А на квартиру не копишь?», он ответил: «Конечно, коплю! Я тут работаю четвертый год, думаю, осталось года три еще поработать - и в город!». Каждому трудоспособному человеку выделяют по 3 гектара. Распределением участков занимается Хозяин. Хотя Володя отказался называть его имя, все же он сказал, что Хозяин живет с ними, то есть тоже из «свалочных». Говорят, у него огромные связи в городе, бизнесмен ловко сбывает товар, на пункты приема вторсырья. Мы разговаривали не только с Володей, но еще и с одним человеком, но он попросил не называть его имя. Так вот, он пожаловался, «что мафия тут конкретная, хорошие участки получают только те, кто хорошо знаком с Хозяином, а остальным - так, лишь для видимости». Самое ценное на свалке – это «железо» - цветные металлы (медь, алюминий и пр.), именно на них можно заработать больше всего денег. Кстати, наверное, наш Володя и оказался как раз из таких «приближенных» Хозяина, так как сам хвастался, «что участок у него что надо». Трудовой день здесь начинается с приездом мусоровозочных машин. Так же распределены у них и выходные, и праздничные дни. На свалке около десяти «стоянок», там бомжи во время работы отдыхают. Люди на свалку что только не выкидывают: чуть-чуть подпорченные деликатесы, почти новую одежду, обувь. Если верить историям старожилов, когда-то здесь даже нашли деньги, завернутые в полотенце.
Свалка кормит, свалка одевает В данное время на городской свалке, по словам Володи, живет около ста человек. У некоторых есть паспорта, документы. У большинства постояльцев мусорного полигона одинаковая история «падения»: приехали в город, работу найти без прописки не смогли, квартиру снимать денег не было, и оставался единственный путь - на свалку. Кстати, очень немногие хотят отсюда выбраться. Им такая жизнь нравится. А что? Копайся целый день в мусоре, к концу дня сдавай, сразу получай «живыми» деньгами. Когда хочешь перерыв, когда хочешь обед. Квартплату платить не надо, продукты покупать тоже. Все нужное они находят тут же: одежду, обувь. Наш проводник Володя был одет не в сильно поношенные джинсы, рубашку, на бейсболке висели даже солнцезащитные очки, на ногах - вполне добротные ботинки. Маленький жк-телевизор они подключают к аккумулятору, которые им продал по дешевке водитель мусоровоза. В общем, все главные достижения цивилизации. Дети, как все обычные школьники, ходят в школу в Борисовку. «У нас даже есть отличник, - с гордостью говорит Володя, - наверное, большим человеком вырастет». Недавно в одной из семей родился ребенок, но семья спешно скрылась, то есть они переехали в другое место. Несколько лет назад также приезжали журналисты, написали про новорожденную Анечку. Через пару дней девочку забрали из управления соцзащиты.
Полигамия поневоле Женщин и мужчин на полигоне примерно поровну. На свалке, по словам Володи, распространено многоженство. Есть и просто любовные треугольники: он любит ее, а она любит другого. Несколько лет назад уроженец одного из улусов пришел жить на свалку и влюбился в женщину лет на десять старше себя. На тот момент у нее был гражданский муж, но молодому парню она все равно уделяла внимание. Когда муж узнал об «амурах» на стороне, сильно избил жену, а парень бесследно пропал. Она поплакала, а потом жизнь пошла своим чередом. И вдруг неожиданно, год спустя пылкий влюбленный внезапно объявился, на машине, он приехал забрать свою избранницу. Она отказалась, сказав, «что ничего уже не изменишь, отсюда уезжать я не хочу…». А пару лет назад на свалке каким-то непостижимым образом оказался человек мужского пола нетрадиционной ориентации. Когда об этом узнали другие обитатели, его с позором выгнали. «Да мы же нормальные мужики, не то, что в городе, где всяко разно извращаются. Наверное, из-за того, что заняться нечем!» – возмущается другой житель свалки.
*** Проходят года, приходит-уходит кризис, меняется общество, строятся города, а жизнь на свалке идет своим чередом. Местная власть пытается помочь людям, оказавшимся в трудной ситуации, но кардинально положение вещей не меняется. В Якутске работают приюты для таких людей, проходят общественные акции. Но на сегодняшний день бомжам в первую очередь нужна местная прописка и жилье. А разом обустроить жизнь около ста человек очень сложно. Тем более что им самим, похоже, нравится их нынешняя жизнь.
Без комментариев: Недавно на городском полигоне была природоохранная комиссия, и ее члены сказали, что экология тут чище, чем в городском парке… Лариса НОЕВА. "Наше время"