РИГ SAKHAPRESS.RU История транспортной полиции Якутии ведет свое начало с 20-ых годов прошлого столетия. Именно тогда впервые стал вопрос о необходимости контроля за обстановкой на транспортных магистралях молодой республики в связи с развитием золотодобывающей промышленности и большим числом спецпоселений и лагерей. Линейный отдел на воздушном транспорте в Якутии был образован только в 1972 году. Ему подчинялись линейные пункты милиции в аэропортах Алдан, Мирный, Тикси и Черский. Годы организационно-структурного построения заняли не одно десятилетие. 17 февраля 1994 года, за день до официального ведомственного праздника, 19-ым по счету в стройной и лаконичной системе транспортной милиции России, состоявшей тогда из 20-ти федеральных трансрегиональных управлений внутренних дел на транспорте, было создано Северо-Восточное УВДТ МВД России.
О буднях транспортной полиции рассказывает начальник Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте полковник Александр ГОРБУНОВ. - Александр Сергеевич, судя по количеству документов у Вас на столе, бумажной работы меньше не становится. Как сосуществуют формальная статистика и живая работа? - Отчеты структурируют нашу реальность. Но если видеть в службе только успешную статистику и действовать исключительно, чтобы не получить выговор – не получится вкладывать душу. С нас – спрос. К нам идут с бедой. У любого происшествия всегда человеческое лицо. То, что для нас является служебными буднями – у человека случилось, дай Бог, в первый и последний раз. Поэтому честный ответ на этот вопрос знает только наше население.
- Сегодня много говорится о том, что начавшееся третье тысячелетие является временем созидания, духовного объединения. Как это можно увидеть на примере Вашего небольшого коллектива? Удается ли грамотно мотивировать сотрудников? В чем на Ваш взгляд заключается здоровый дух в полицейском подразделении? - Эти 20 лет становления нашего управления пришлись на временной пик – смену двух тысячелетий. Это яркое и в чем-то бескомпромиссное время – время достижений, проб и ошибок, бесконечных реформ… Нельзя не почувствовать, о каком именно новом сознании идет речь.
Я глубоко убежден, что именно от состояния внутреннего духа, от энергии созидания и любви к своему делу, напрямую зависит здоровая атмосфера в коллективе, которая и делает его в итоге боеспособным и живым. Именно такие составляющие имеет большой смысл культивировать. Если и существуют прививки от полицейского перегорания или даже депрессии, то такой рецепт более отвечает реальности. Здоровый дух в полицейском подразделении формируется за счет нескольких факторов: моральное спокойствие, надежные тылы, физическое здоровье и, конечно, чувство социальной значимости и востребованности. Последнее вообще, по сути, является фундаментом успешной полицейской службы. То есть с одной стороны, ничего принципиально нового с точки зрения личностного развития нет. Однако, сейчас бессмысленно говорить о любом росте, игнорируя значимость позитивного в целом, новаторского мышления. Невозможно обладать ясностью ума, не заботясь о своем физическом здоровье. Все должно быть гармонично. Во всех службах транспортной полиции регулярно проверяется состояние психологического здоровья. Понятно, что состояние внутри служебного социума может меняться. Причины очевидны: осложнения в оперативно-служебной обстановке, динамичная нагрузка, домашние и семейные проблемы. Наряду с психологическим контролем достаточно жестко регламентируется состояние физического здоровья. Уделяется внимание раскрытию творческого потенциала сотрудников, пусть это и носит эпизодический характер – основное время, понятно, отнимают прямые служебные обязанности. Но все это в полиции есть! Все это действует на регулярной основе. Чем это, по сути, не модель развития здоровой личности, пусть пока не безупречная или совершенная? По старинке же, полицию недооценивают, ругают…
- Перечень наказаний для полицейского сегодня впечатляет. Речь не идет о понятных всем нарушениях служебной дисциплины или законности. К примеру, не поставил время в талоне уведомления при обращении в дежурную часть – наказание. Не расписался в журнале учета преступлений и происшествий – наказание. Не уложился в сроки проверки – наказание. Нарушил правило хранения вещдоков – наказание. Допустил дорожно-транспортное происшествие – наказание… А поощряют сотрудников за что? - Я сам начинал службу рядовым досмотровиком в столичном аэропорту. С годами понимание реальной ситуации только обострилось. Жизнь никогда не бывает приглаженной. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Главное, в любом негативном случае отделять зерна от плевел. Разобраться, где преступная халатность и чистейший произвол, а где – неопытность и даже житейская неискушенность… Я стараюсь во всем придерживаться так называемого некабинетного стиля руководства. К примеру, когда я заступаю на борт нашего патрульного катера «Витязь», я одномоментно становлюсь рядовым членом экипажа. Конечно, очень важно стимулировать своих сотрудников – ведь каждый из них рабочая единица, служащая в единой связке со всеми остальными. Тщательно готовятся не только праздничные приказы о поощрении личного состава. Такая работа проводится постоянно. Бывает, что человек тихо-мирно, без опозданий, аккуратно проходил на службу целый квартал. Формально его не за что наказывать. Но и поощрять не за что. За то, что он просидел в теплом кабинете? Вот оперативники раскрыли кражу сотовых телефонов в грузовом терминале. Была выявлена недостача вложимого – почти сто мобильников. Часть всплыла в Москве. Или вот, например, в некоторых отдаленных подразделениях единственный опер и он же руководитель линейного пункта полиции в одном лице. Сможет он сидеть сложа руки? В транспортной полиции преступления редко «приходят» сами – много зависит от инициативной работы сыщиков. Так было, когда практически по следам трагедии «Булгарии», а точнее задолго до нее, наши сотрудники в Усть-Янском районе Якутии выявили многоступенчатую схему мошенничества в одном из предприятий водного транспорта. Там благодаря «продуманной» коррупционной схеме налево ушли 100 тонн металлических труб для ремонтных работ в судоходстве. Понятно, что своевременный ремонт судов напрямую связан с безопасностью движения речных судов. Так было, когда два года назад буквально за несколько часов до заключения договора была сорвана крупнейшая сделка по реализации паленой водки на территории столичного речпорта. В этом году мы смогли грамотно и убедительнейшим образом отстоять свою честь в нашумевшем деле по хищению финансов в профсоюзе авиакомпании «Якутия». Председатель профкома не признавал себя виновным, заявляя в СМИ, что сотрудники
Северо-Восточного ЛУ МВД на транспорте специально вставляют палки в колеса, тем самым, придавая видимость борьбы с коррупцией. Он подавал различные жалобы в многочисленные инстанции – обращения разлетелись Президенту России, в генеральную прокуратуру, министру внутренних дел, прокурору республики… Подобное преступление было совершено в республике впервые. По уголовному делу проходило около ста (!) свидетелей, которые находились далеко за пределами республики: в Москве, Краснодаре, Барнауле, Хабаровске. В суде были заслушаны показания 70 свидетелей. Драматическая ситуация произошла на борту парома на одной из судоходных переправ летом 2012 года. Люди традиционно отпраздновали день речника, и вдруг, спустя несколько дней при непонятных до конца обстоятельствах, скончался капитан данного теплохода. Тогда было вынесено предварительное медицинское заключение, не исключавшее отравления суррогатным алкоголем. Несмотря на это, оперативники транспортной полиции продолжили отрабатывать версию насильственной смерти погибшего и в итоге на скамью подсудимых сели все виновники трагедии, унесшей жизнь здорового молодого мужчины.
Все это реальные достижения личного состава. В каждом из них вклад и следователей, и оперативников, и патрульно-постовых нарядов, и досмотровиков. За такие дела не стыдно награждать. -
Вернемся в начало беседы. Аргументы «за» и «против» продолжающейся реформы МВД России держат в особом фокусе тему морального облика сотрудников полиции. И все-таки, далеки ли сегодняшние сотрудники от идеалов нравственности или все же краски немного сгущены? - Я всегда считал, что профессия сотрудников полиции – это, прежде всего, призвание. Призвание в том смысле, что именно в этой профессии человек раскрывает свои самые лучшие и сильные стороны. Но есть еще кое что. Есть ряд профессий – священники, военные, врачи, которые не просто исполняют свои обязанности, реализуя свои таланты. Для этого прежде всего требуется такая самоотдача, что ее можно и нужно измерять ни много ни мало – целой жизнью, со всеми ее составляющими, со всем ее раскладом. Кажется, что в наше достаточно мирное по сравнению с другими временами это звучит пафосно, возвышенно. Но на самом деле, и в этом я абсолютно солидарен с уважаемым членом нашего Общественного совета игуменом Никоном, наместником Спасского мужского монастыря, нынешние времена для служащих в полиции ничем не отличаются от времен войн, революций. Человек, который приходит в полицию, должен быть готовым послужить через эту профессию своему Отечеству, своей родине. Но никак не просто поработать в часы определенные по строгому графику. Снимая полицейскую форму, человек не может так же сложить с себя свои морально-нравственные качества и перестать ассоциировать себя с профессией. Его работа целиком построена на разграничении добра и зла, нравственности и упадка. Можно снять мундир со звездами, облачиться в обычную одежду – и внешне сотрудник уже ничем не отличается от всех остальных людей. Но вот внутреннее его состояние всегда живет пониманием служения. Здесь очень важно не солгать самому себе, не допустить лицемерия. Всегда ли есть эта внутренняя готовность к самоотдаче? И вот когда внутри себя на этот вопрос мы слышим явственное твердое «Да», это и является и прививкой от наших профессиональных неудач. Ведь только профессиональные удачи полиции есть реальный гарант защиты и безопасности для всех остальных.
Наталья ШАХУРДИНА