РИГ SAKHAPRESS.RU Последствия 122-го закона («о монетизации льгот») продолжают исправлять. В Трудовой кодекс вернут норму, по которой компенсации за проезд к месту отдыха и обратно работодатели обязаны выплачивать всем работающим жителям Крайнего Севера, а не только «бюджетникам». 28 февраля комитет Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов рекомендовал палате принять соответствующий законопроект, внесенный правительством. По документу требования к работодателю о выплате компенсаций будут распространены на предприятия любого типа: государственные, бюджетные, муниципальные, частные. По законопроекту в ст. 325 ТК должны быть установлены минимальные размеры компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от источника финансирования работодателя. (Сейчас это правило действует только для организаций, финансируемых из госбюджета.) Размер, порядок и условия компенсации для работающих в региональных органах госвласти, госучреждениях и муниципальных органах, как и раньше, будут определяться региональными законами субъектов РФ и актами муниципальных органов. Порядок компенсации таких расходов в остальных организациях, не относящихся к бюджетной сфере, будет устанавливаться колдоговорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профорганизаций. То есть единой «компенсационной ставки» для северян по-прежнему не введут, и размеры компенсаций будут сильно разниться. Законопроект разработал Минтруд, исполнив тем самым постановление Конституционного суда РФ от 9.02.2012 №2-П.
Сергей Вельмяйкин, первый заместитель труда и соцзащиты РФ: - Поправки к статье 325 ТК разработаны нами во исполнение постановления Конституционного суда от 2012 года. Они урегулируют проблему размеров компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно северянам независимо от источника финансирования работодателя. Сейчас такая гарантия предоставляется только работникам бюджетных организаций, на несправедливость этого порядка нам и указал КС. Напомню, до 2005 года (до вступления в силу 122-го закона) трудовое законодательство обязывало работодателей всех организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, независимо от источников финансирования, компенсировать работнику стоимость проезда его и членов его семьи один раз в два года к месту использования отпуска и обратно. Законопроект призван вернуть эту норму в статью 325 ТК. Мы устраняем дисбаланс, существующий в правовом регулировании обеспечения прав трудящихся. КС вменил нам в обязанность установить в данном случае общий принцип для компенсаций всем работникам, независимо от места работы и уровня их материального дохода. Кстати, в документе сказано именно про «оплату стоимости проезда» - то есть меньше, чем этот проезд стоит, работодатель платить все равно не сможет, не имеет права. Поэтому дифференциация размеров компенсации, скорее всего, будет зависеть от географии проживания и перемещения этих работников. По поводу возможного неравенства в размерах компенсаций особых тревог нет. Думаю, что применение данной нормы к хозяйствующим субъектам различного уровня какого-то сильного воздействия ни на госучреждения, ни на бизнес не окажет. Ведь такая компенсация предоставлялась всеми организациями независимо от форм собственности и размеров в течение многих лет. Она и сейчас предоставляется многими работодателями, в первую очередь крупными предприятиями, в том числе сохранившимися со времен СССР.
(По материалам центральной профсоюзной газеты «Солидарность»№9, 2014 г.)