16:50 11.08

Северный морской путь ждут перемены. Позитивные.

6 августа 2011 года в Нарьян-Маре состоялось выездное совещание Совета безопасности РФ, посвященное состоянию и перспективам развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России с позиций обеспечения национальной безопасности. Возглавил Совет безопасности его секретарь Николай Патрушев. В совещании приняли участие полномочные представители Президента РФ в Северо-Западном,  Уральском,  Сибирском,  Дальневосточном Федеральных округах, главы ряда субъектов РФ, руководство министерства транспорта, министерства регионального развития, министерства обороны, министерства природных ресурсов, министерства внутренних дел, министерства экономического развития, МЧС РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ, а также других федеральных органов исполнительной власти. В совещании принял участие заместитель Председателя Правительства РС(Я) Анатолий Скрыбыкин. Все амбициозные планы России по освоению Арктики связаны с Северным морским путем. Юридический статус этой старейшей транспортной артерии до сих пор не закреплен. Но Минтранс уже внес в правительство законопроект, устраняющий данную проблему. Для развития СМП создадут специальную администрацию, которая будет полностью обеспечивать работу этого транспортного канала. Но главная задача - строить ледоколы. Сейчас на трассах СМП работают 10 ледоколов, однако только два из них - «Ямал» и «50 лет Победы», который построили в 2007 году, - не выработали еще свой ресурс. Стоит отметить, что у «Ямала» срок выработки ресурса заканчивается в 2011 году. Заменять эти суда пока нечем, но планируется построить один атомный и три дизельных ледокола. Один из участников совещания рассказал, что было решено начать с 2012 года финансирование строительства еще трех атомных ледоколов. По подсчетам Минтранса, грузопоток по СМП к 2020 году увеличится до 64 млн. тонн в год, а к 2030-му - до 85 млн. тонн. Для сравнения: в 2010 году общий грузооборот на Севморпути  составил 1,8 млн. тонн, при том что в 1987 году перевезли 6,6 млн. тонн. При этом удастся сократить срок доставки грузов из Европы в Азию в среднем на 10 суток. Но это при условии, что все планы правительства по развитию СМП будут реализованы. Потенциальная база - нефть и конденсат с Центрально-Харасавэйского, Новопортового, Штокмановского месторождений, месторождений на шельфе Баренцева моря и Тимано-Печорского, газ с Ямала, продукция «Норильского никеля» и северный завоз. Сам Патрушев на встрече в Нарьян-Маре признал, что состояние инфраструктуры СМП не отвечает требованиям по защите национальных интересов России. - Из-за этого снижается инвестиционная привлекательность этой главной ресурсной базы страны, - заявил Патрушев. - Это негативно влияет на обеспечение военной безопасности в Арктике. В таких условиях важные объекты в Арктике становятся очень уязвимыми. Один из участников встречи рассказал, что в решении, принятом по итогам совещания, есть отдельный пункт по усилению защиты этих объектов от террористических атак. Патрушев очень аккуратно сказал о средствах навигации на СМП, отметив, что сейчас ими обеспечены только западные районы Арктики, в то время как основная часть природных ресурсов расположена в восточной. По информации Минтранса России контроль за навигационной обстановкой на значительном участке трассы практически отсутствует. Установленное еще во времена СССР навигационно-гидрографическое оборудование изношено. В таких условиях моряки определяют координаты с помощью ГЛОНАСС и GPS, но они не обеспечивают необходимой точности в высоких широтах. Спутниковая и сотовая связь там тоже не работают, поэтому для переговоров используют примитивные УКВ-передатчики. Другая проблема заключается в том, что далеко не на всем протяжении СМП доступен для спасателей. На некоторых участках рядом просто нет необходимой спасательной техники. Однако в Минтрансе обещают исправить эту ситуацию - к 2015 году будет построено 37 аварийно-спасательных судов. Одним из источников станут добывающие компании, которые работают или только собираются работать в Арктике. Их нагрузят дополнительными обязательствами, в том числе и по поддержанию транспортной инфраструктуры. Речь идет о таких компаниях, как «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть», которым поручено вместе с Минприроды подготовить свои предложения по созданию нового центра нефте- и газодобычи в регионе. Управление пресс-службы и информации Президента и Правительства РС (Я) - по материалам российских СМИ
Наш канал в Telegram