РИГ SAKHAPRESS.RU Несколько дней осталось до начала школьных летних каникул. Тысячи школьников уйдут на летний отдых, большинство из них будет проводить каникулы дома, а значит – на улице. Соответственно возрастет и степень риска для несовершеннолетних на дороге. С начала 2014 года на территории республики зарегистрировано 45 дорожно-транспортных происшествий с детьми, в которых 1 ребенок погиб и 48 несовершеннолетних участников дорожного движения получили травмы. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года число подобных дорожных происшествий увеличилось на 27%, количество раненых в ДТП детей возросло на 21%. Наибольшее число автопроисшествий с участием детей и подростков зарегистрировано в г.Якутске – 22ДТП, этот показатель почти в 2 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Из всех получивших травмы несовершеннолетних 27 являлись пешеходами, 14 - пассажирами транспортных средств (в том числе двое – пассажиры мототранспорта), 5 - несовершеннолетние водители мототранспорта, 1 - велосипедист, 2 – иные участники (катались на снегокате). Доля пострадавших детей-пешеходов составила 54%, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года - 70,6%. Увеличивается с наступлением летнего сезона доля пострадавших детей –мотоциклистов и велосипедистов, так как это сезонный вид транспорта. 32 ребенка или 64 % ( 2013г – 82,4%) от всех пострадавших детей относятся к возрастной группе от 7 до 14 лет, т.е. это школьники младшего и среднего звена. С наступлением весны и лета детский дорожно-транспортный травматизм растет. Если, к примеру, в январе было зарегистрировано 7 ДТП с несовершеннолетними, то в мае – уже 15. В летние месяцы порой регистрируется до 20 и более случаев. Чем больше детей на улице, тем больше вероятность происшествий. Так, в прошлом году за год произошло 143 ДТП с детьми, 88 из них – в период с мая по сентябрь. Чаще всего на наших дорогах дети гибнут или травмируются по вине взрослых – родителей, водителей. Всего в результате несоблюдения детьми ПДД произошли 20 или 44% автоаварий (включая обоюдную вину ребенка и водителя). Среди нарушений, допущенных детьми и приведших к ДТП, с начала т.г. зафиксированы: переход проезжей части вне пешеходного перехода или в неустановленном месте (13), управление несовершеннолетними до 16 лет мототранспртными средствами (6), игра на проезжей части (1). Среди основных причин ДТП по вине взрослых (64,4%, 29 случаев, включая случаи обоюдной вины)– нарушение правил проезда пешеходных переходов и проезд на запрещающий сигнал светофора - (6 случаев). 7 аварий совершены автомобилистами, допустившими не соответствие скорости конкретным условиям, в 5 случаях автомобилисты не предоставили преимущества в движении другим транспортным средствам, 1 ДТП произошло по вине водителя без водительских удостоверений, в 2-х случаях водители скрылись с места ДТП. Два факта ДТП имели место по причине не соблюдения водителями требований движения в «жилой зоне». В 9 случаях пострадавшие дети-пешеходы находились на улице или на проезжей части в сопровождении родителей либо других более старших близких. В рамках своих полномочий по всем 20 случаям ДТП, в которых усматривается вина несовершеннолетних, подразделениями ГИБДД были направлены представления в органы образования для устранения причин и условий, способствовавших ДТП. Машин становится все больше, практически в каждой семье теперь есть свой автомобиль, и даже не один. С прошлого года вступили в силу изменения в КоАП РФ. Теперь за нарушение правил перевозки детей предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. Стали ли в связи с этим дисциплинированнее родители, перевозящие детей?
В текущем году в результате ДТП пострадали 14 детей-пассажиров. В 8 случаях пострадавшие дети – пассажиры ехали в а/м с родителями или родственниками. Из 14 пострадавших детей-пассажиров 2 были пассажирами автобусов, 2 – мотоциклов, из оставшихся десяти только трое перевозились с помощью удерживающих устройств, остальные 7 – без кресел либо не пристегнуты ( дети старше 12 лет). С начала года сотрудниками ГИБДД привлечены к административной ответственности более 2200 водителей за нарушение правил перевозки детей. Нужно отметить, что ситуация с использованием при перевозке детей автокресел все же становится лучше, однако до полного благополучия в решении этой проблемы еще далеко. Госавтоинспекция в летний период продолжит проведение массовых проверок на предмет выявления нарушений правил перевозки детей. Так что, может быть, стоит подумать: лучше купить автокресло и быть спокойным за безопасность ребенка, чем платить трехтысячный штраф и подвергать жизнь и здоровье ребенка неоправданному риску. По вине несовершеннолетних водителей мопедов и скутеров произошло 6 ДТП, при этом в пяти случаях пострадали сами водители-подростки. Напомним, что управлять мопедом или скутером разрешается теперь только с 16 лет, при наличии водительского удостоверения. Естественно, должен быть мотошлем. Двигаться на мокике или скутере, как и на велосипеде, рекомендуется по крайней правой полосе, с включенным светом фар, естественно, с соблюдением всех других Правил движения по дорогам общего пользования. Родители должны понимать степень своей ответственности за происшествия с юными мотоциклистами , ведь они сами покупают подросткам мототехнику, таким образом санкционируя заведомые нарушения, езду по проезжей части несовершеннолетних. Во имя сохранения жизни и здоровья ребенка, к этому вопросу надо подходить обдуманно: во-первых, нужно дождаться наступления возраста 16 лет, во-вторых, пройти обучение. Не беда, что права только с категорией «М» пока не выдаются, можно пройти обучение по категории «А», которая дает право управлять всеми видами мототранспортных средств. При выполнении этих условий следует контролировать, где ездит подросток, проводить с ним профилактические беседы об опасностях, которые могут подстерегать на дороге, о необходимости шлема. Воспитание законопослушного участника дорожного движения начинается, конечно, в семье. Родители должны быть и первыми педагогами, и примером для ребенка. Начиная от использования ремней безопасности в автомобиле, перехода проезжей части там, где это позволено, уважительного отношения к другим участникам дорожного движения – пешеходам, велосипедистам, водителям, мотоциклистам и т.д.
Несмотря на то, что занятия в школе уже закончились и, вроде бы, родители могут немного расслабиться и отдохнуть от каждодневного контроля за успеваемостью ребенка, посещением кружков, выполнением домашних заданий, необходимо контроль удвоить: ребенок, занятый в учебное время, летом будет иметь больше свободы передвижения, больше времени проводить на улице, ходить в кино, на пляж, в парк, а, значит, ежедневно будет подвергаться повышенному риску стать участником дорожно-транспортных происшествий. Даже в каникулы не забывайте напоминать своему сыну или дочери о необходимости соблюдения Правил дорожного движения, вместе с ребенком заранее составляйте безопасные маршруты передвижения (как пройти до остановки автобуса, где перейти дорогу, как избежать опасных участков). .