Сравнение поведения японцев в дни катастрофы и российских таксистов и торговцев во время оледенения и теракта в Домодедово наглядно показало морально стойкий сплоченный дух японцев и следование россиян паразитному вирусу-лозунгу - “Обогащайтесь как можете!” Немедленно после начала бедствий японские владельцы автоматов, продающих напитки, снедь на станциях и перронах зоны бедствий, перепрограммировали их на бесплатную выдачу товара. А российские таксисты в Домодедово взвинчивали цены до 15 тысяч, вода в маленькой бутылочке стоила 500 руб…
ЗАМЕРЗАНИЕ ПРИ ПОТЕПЛЕНИИ Мы, россияне, ещё раз убедились, в какую яму деградации скатываемся, а японцы поднялись силой духа над пропастью землетрясения и ядерной аварии. А ведь нацию и государство объединяет дух морального единства. У нас происходит своеобразный парадокс: наблюдается глобальное потепление при замерзании человеческих отношений. Тают льды Ледовитого океана, а в обществе вырастают айсберги отчуждения, поглощая безопасную среду жизни. Даже слово “дружба” потеряло исконный смысл добрых отношений. Раньше русские обращались к незнакомцу: “Мил человек, добрый человек”, саха – “догор”. А теперь в “друзьях” значатся тысячи “френдов” из Интернета, но к прохожему и незнакомому – нет этикетного слова обращения. Нас накрывает мощная волна духовной деградации и утраты объединяющих ценностей и идеалов. Если общество не скреплено идеалами духовного подвижничества, четко выраженными национальными интересами, то оно обречено на духовное вымирание. После двадцати лет существования так называемой обновленной Российской Федерации очень симптоматично на самом высоком уровне озаботились: кто же является государствообразующим народом, возник спор о российской или русской идентичности. Вместо того чтобы всех объединить на единой духовно-нравственной платформе гражданского строительства. Задача духовного выживания и возрождения России скосилась в сторону лишь православной религии, что, по сути, является пройденным этапом духовного становления к моменту Октябрьской революции, отказа от православия как от государственной религии. Теперь российское общество нуждается в гражданской религии, солидаризующих духовно-нравственных ценностях, в воспитании высших духовных устремлений личности.
НА ОСНОВЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ Коллектив авторов – А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков и В.А.Тишков - разработали Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках проекта “Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения”. Концепция состоит из пяти частей: национальный воспитательный идеал; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания; духовно-нравственное развитие и воспитание; базовые национальные ценности; основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России разработчики Концепции понимают “педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающими базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Обращение к проблеме духовности в российском контексте исходит из двух задач: первая - консолидация общества на основе общих для россиян духовно-нравственных ценностей; вторая – модернизация страны на основе социально-культурного развития.
ЧТО БУДЕТ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ? Человечество движется к эре постматериализма, в которой чисто физическое выживание уже не является основной целью, а главной заботой общества станет благополучие жизни на земле. В начале ХХI века наблюдается подъём духовности в культуре. Возросшая чувствительность к духовным интересам становится одной из определяющих характеристик современного творчества в сфере культуры, искусства, образования и науки. Идеология обогащения дошла до стадии самоотрицания, возникла необходимость оглянуться, осмыслить, восстановить незыблемые духовные ценности жизни. Градус духовной деградации доходит до точки саморазрушения власти, государства и нации. Ещё во времена Ельцина россияне надели одежду чёрного цвета, и картина мира стала такой чёрной, что общая депрессия толкает молодёжь к суидиду в массовых масштабах. Духовность есть поиск смысла жизни и утверждение высших человеческих возможностей, проявляющихся в чувстве достоинства, удовлетворенности жизнью, сотворчестве общественных благ, ощущении счастья и оптимизма. Позитивный настрой общества, акцент на духовные ценности раскрывают перспективу будущего, удовлетворяющего качества жизни. Духовная реальность утверждается в таких явлениях, как направленность на высокую мотивацию человека на творчество, служение обществу, народу, отчизне, человечеству, развивающейся вселенной.
ДУХОВНАЯ ШКОЛА СЕВЕРА Каждый народ несет в себе заряд исторического оптимизма, осмысливаемый как преемственность духовной культуры и ценности человеческого бытия. Он создается тщательно со охраняемой и развиваемой материальной и духовной культурой, обеспечивающей жизнь человеческого сообщества в его экологической нише. В повседневной жизни человек всегда находится в состоянии выбора между добром и злом, совестью и обстоятельствами, насилием и прощением и т.д. Природа человека дуальна: в нем беспрерывно берется светлое и темное начала. И суть воспитания духовности состоит в том, чтобы человек научился сознательно подавлять в себе тёмные силы и направлять себя на добро, стремясь к незыблемым духовным идеалам. Общество объединяется служением духовно-нравственных людей. В условиях Севера многократно усиливается востребованность этических основ во взаимоотношениях людей, соблюдения веками выработанных морально-нравственных норм взаимопомощи и духовной мудрости. В эвенском языке есть понятие “арчан”, которое означает: “поехать навстречу человеку, который может заблудиться в пути”. Ярким примером духовной солидарности северян стали авиаторы и пассажиры самолёта АЛРОСА, которые говорили, что только благодаря крепкому чувству доверия, выработанному в условиях Крайнего Севера, они сохранили жизни друг друга. За последние двадцать лет резко сменился этнодемографический состав населения Якутии, и, следовательно, нам нужно приучить новое население к нашим северным ценностям, уважению наших традиций, солидарности.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРУМА Таким образом, надо закрепить в исторической памяти, в современной жизни духовные деяния и традиции якутян, обобщить практику духовных исканий и высших устремлений в творчестве и служении идеалам общества. И именно на такие незыблемые задачи, не подменяемые ни религией, ни политикой, должен быть нацелен Форум духовности, планируемый в сентябре этого года. Очень важно, чтоб он был задуман и реализован как взаимодействие власти и творческих людей в лице Академии духовности, творческих союзов и организаций, духовных подвижников. Президент Якутии Е.А.Борисов активно ставит перед федеральной властью вопросы духовного единства российской идентичности, озабочен проблемами творческих деятелей республики. Поэтому инициатива созыва Форума духовности исключительно актуальна и перспективна. Как результат Форума должна быть разработана государственная целевая программа поддержки творчества и духовного подвижничества. Сегодня в стране есть куча программ поддержки материального производства, а самого главного – духовного производства, без которого российское общество превратится в стадо таксистов Домодедово, у нас до сих пор нет. Творческий капитал создается тонкой прослойкой одаренных людей - пассионариев народа, аристократов духа. Ведь общество духовно обогащается благодаря их творческому подвижничеству. Именно таким людям нужно открывать дорогу к раскрытию их таланта, чтоб творили подлинные духовные ценности, горячей энергией любви к жизни и к людям растапливали лёд отчуждения и духовной деградации.
Ульяна ВИНОКУРОВА, доктор социологических наук, проректор Арктического государственного института искусств и культуры. Опубликовано в газете «Литерра», №5.