…За неполных два месяца своего пребывания в Якутии епископ Якутский и Ленский Роман успел объехать едва ли не половину православных приходов. Обычно люди приезжие и не очень привычные к специфике наших северных дорог (а точнее к их отсутствию), свои впечатления начинают в первую очередь именно с этого. Однако владыка, в житейском багаже которого уже были пастырские поездки в самые, пожалуй, горячие точки России последних лет, на вопросах о дорожных тяготах ответил так, как, наверное, и должен был сказать человек, повидавший многое: « Трудности? Они везде свои…» И все-таки! Чем поразила Якутия ее нового архипастыря? И как приняла человека, от духовной и человеческой мудрости которого будет во многом зависеть душевное единение ее народов? Об этом поинтересовался у епископа Якутского и Ленского Романа журналист РИГ «SakhaPress.ru». --
Владыка, когда в вашей судьбе случился крутой поворот, вынесший вас на 62-ю параллель, где находится Якутия и соответственно Якутская и Ленская епархия, вас это не испугало? С хорошими дорогами тут сложно. От одного поселка до другого – тысячи километров. Священнослужителей мало… -- Легкой жизни искать не приходится, да и не нужно. То, что посылается священноначалием, принимаем как благословение Божье. А что до трудностей… Где их нет? В одном месте одни проблемы, в другом – другие. К тому же сложный климат и отсутствие дорог – это, поверьте, не самое страшное, с чем порой приходится встречаться. Самые большие трудности – это нравственное падение, бездуховность, укоренение пороков, -- вот они всегда вызывали у меня куда больше беспокойства. Но, знаете, когда Святейший Патриарх Кирилл посвящал меня в епископы и говорил напутственные слова, то состояние души якутского народа и жителей Якутии он определил, как особенно искреннее, детское и чистое. С одной стороны, это обусловлено в какой-то степени удаленностью от столичных центров, с другой, климатическими условиями и сохранением традиций народа. Как бы то ни было, теперь я и сам могу подтвердить его слова: именно такое впечатление у меня сложилось после первых же встреч с якутянами. Много интеллигенции. Молодежь интересная, жизнерадостная, творческая, целеустремленная… Якутия -- это такой своеобразный мир, который достоин всяческого восхищения.
-- До приезда сюда вы какое-нибудь представление о Якутии имели? Не приходилось приезжать? -- Только читал. Так что открываю ее для себя сейчас.
-- А какой была самая северная точка на карте, где удалось побывать? -- Ямало-Ненецкий автономный округ. Как-то летом мы там побывали по случаю открытия в Тобольске семинарии. На самом деле, как мне кажется, особенных отличий между православными людьми, живущими на юге и на севере, нет. Все прихожане, независимо от того, где стоит их дом, похожи меж собой. Их объединяет церковное мышление, которое основано на мировоззренческой позиции православия, на евангельских принципах. Но даже люди маловоцерковленные – они ведь такие же россияне, как и все, с похожими представлениями о жизни, поэтому никаких особых различий в менталитете пока я не нахожу…
-- Я спросила это к тому, что знакомство с якутскими морозами вам только еще предстоит. Не боитесь? -- Нет! Потому что за плечами большая география служения и поездок. Боюсь другой зимы – духовной. Боюсь замороженности сознания и замерзших душ.
-- Я с удовольствием прочла ваши ответы на вопросы во время «горячей линии» в республиканской газете «Якутия», в которой вы участвовали, и которую провел прекрасный журналист Олег Емельянов. Много людей звонило? -- Для первого раза немало, особенно если учесть, что человек я тут новый. И вопросы меня порадовали. Например, о возрождении Троицкого собора. Я когда выхожу на эту тему с властьпредержащими, то всегда аргументирую тем, что Троицкий собор, в котором сегодня находится одно из городских кафе, -- это святыня, попирать которую таким образом недостойно. Это -- с точки зрения Церкви. И очень важно, что ее подтверждают и чаяния самого народа, который тоже просит вернуть собору его прежний статус. Так вот звонки, что прозвучали во время «горячей линии», это лишний раз подтвердили. Ведь люди прямо выражали и недоумение, и тревогу: как же так? Почему древний собор – самое древнее каменное здание из сохранившихся в Якутске – отдан под точку общепита?
-- Владыка, судя по всему, судьбой Троицкого собора вы намерены заняться всерьез. А какие задачи по развитию епархии ставите перед собой еще? -- Преобразование духовного училища в семинарию. Потому что Якутии нужна своя система духовного образования. Это необходимо для системной подготовки священнослужителей, регентов церковных хоров, иконописцев, социальных работников, сестер милосердия и т.д. Кроме того, по-прежнему очень важно поддерживать миссионерскую деятельность в северных регионах – там, где пока нет священников и куда нужно наладить их регулярные поездки для совершения богослужений. Надо сказать, дело это требует немалых финансовых затрат, поскольку поездки – дело не из недешевых. Ну, и конечно, перед нами стоит задача поддержать начатые стройки храмов, строить новые. К слову сказать до 1917 года в Якутии было более 130 храмов.
-- Несмотря на то, что в Якутии два неполных месяца, успели уже объехать несколько районов. Каковы впечатления? -- Я посетил едва ли не половину приходов Якутии. И некоторые вещи не восхитить не могли. Например, в селе Олекминском меня встречал глава поселка вместе с прихожанами. Я у него интересуюсь: сколько у вас православных в селе? Он говорит: «Половина». И добавляет: «Это самые лучшие наши люди: порядочные, достойные, нравственные». Конечно, меня это порадовало, ведь православные самой жизнью своей должны являть другим пример образ подражания Христу. Во-вторых, отметил я и другой момент. Не секрет, что у нас большой дефицит кадров: во многих приходах священников нет. Ведь Церковь долгое время была гонима, пребывая в тисках атеизма, и храмы, что начали появляться сегодня, быстро заполнить священнослужителями просто невозможно. Но мне очень понравилось, что даже в отсутствие пастырей общины живут той жизнью, которой и должны жить так, как если бы они были. Это значит, что старосты и актив совершают богослужения мирянским чином, что это ядро общины не разваливается со временем.
-- У вас есть контакты с теми, кто служил здесь до вас? К примеру, с владыкой Германом? -- Да. И он, кстати, он будет у нас 19 августа, когда в республике пройдет целый ряд важных мероприятий, связанных с жизнью епархии. Во-первых, это престольный праздник главного храма епархии -- Градоякутского Преображенского кафедрального собора. В этот день мы установим и освятим новое надгробие на месте упокоения приснопамятного епископа Зосимы. В тот же день начнется ряд мероприятий по случаю 105-летия выдающегося сына, деятеля, писателя Якутии Дмитрия Кононовича Суоруун-Омоллоона. Хотя официально юбилей приходится на 14 сентября, но мы начнем его пораньше, потому что личность этого человека заслуживает того, чтобы как можно больше людей оказались вовлечены в процесс осмысления значимости этого человека. Надо сказать, что в прошлом году епархия жила визитом сюда Святейшего Патриарха Кирилла, который приезжал на празднование ее юбилея, был сдан Духовно-просветительский центр в Якутске, однако немало знаковых событий нам еще предстоит. Это приезд комиссии из Учебного комитета Русской Православной церкви, которая осмотрит наше училище на предмет преобразования в духовную семинарию. Это и закладка храма Спасского монастыря -- одного из наиболее древних на Дальнем Востоке. Когда-то он находился в Якутске – на территории нынешнего краеведческого музея и был миссионерским по своему предназначению: отсюда отправлялись миссии по просвещению народов, населявших эту часть Крайнего Севера. На территории, которая когда-то ему принадлежала, сейчас частично находится республиканский краеведческий музей, а некоторая часть принадлежит нашей епархии. Вот на ней мы и восстановим здание консистории и построим храм – будем восстанавливать монастырскую жизнь. Женский монастырь у нас есть, теперь задача – восстановить мужской.
-- Какие сроки это займет? -- Надеюсь, года хватит…
-- Вы не боитесь сравнения с предшественниками? -- Абсолютно нет! Это неплохо во всех отношениях. Раз сравнивают, значит, видят в тебе продолжателя их дел. А все мои предшественники, надо сказать, были замечательными, славными людьми, сделавшими много для Якутии и ее народов. Поэтому для меня эти сравнения – как хороший стимул, который подстегивает: значит, надо работать лучше!
Елена ВОРОБЬЕВА Визитная карточка Родился 11 октября 1968 года. Во время учебы в Ставропольской духовной семинарии был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан. Закончив Московскую духовную академию, в 1999 году вернулся в Ставрополь, где нес послушание инспектора, а затем проректора духовной семинарии. Стал инициатором большой социальной и образовательной работы, которую проводят студенты семинарии. В частности, при его участии была разработана авторская программа курса Основы православной культуры. В 2005 году назначен настоятелем кафедрального собора святого апостола Андрея Первозванного. Не раз совершал пастырские поездки в Чечню и Ингушетию. По инициативе отца Романа в Институте дружбы народов Кавказа был создан первый в Ставропольском крае домовый вузовский храм во имя святой мученицы Татианы. В 2009 году Священный Синод по согласованию с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви постановил направить архимандрита Романа, клирика Московской епархии, в Тбилиси с поручением в необходимых случаях представлять позицию Русской Православной Церкви 17 июня 2011 г. наречен во епископа Якутского и Ленского. 19 июня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского.