РИГ SAKHAPRESS.RU Якутия не осталась в стороне от беды, постигшей мирное население соседней страны.
Вышло Распоряжение врио главы РС(Я) о проведении мероприятий по приему, временному социально-бытовому обустройству и трудоустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины. Для работы с ними образована специальная комиссия, которую возглавил вице-премьер правительства республики Александр Власов.
— Александр Васильевич, недавно в Якутск прибыл самолет, доставивший 191 беженца с юго-востока Украины. Первая партия, прибывшая организованно, и, надо полагать, не последняя?
— Постановлением Правительства РФ определено, что до конца года из Украины организованно прибудут в Якутию 1035 человек. Однако по последней информации МЧС, они приедут уже в сентябре, что меняет ожидавшуюся ситуацию с размещением этих граждан. Вообще же мы сегодня на втором месте после Хабаровска в ДВФО по числу прибывших из Украины. Их у нас уже более 750 человек, большинство добрались самостоятельно, преимущественно в Нерюнгри.
В ближайшие дни ждем по разнарядке еще 200 человек из Симферополя. Написал в федеральный штаб, чтобы очередной борт отправляли в Нерюнгри, хорошо, если учтут просьбу, но на всякий случай на заседании комиссии решили создавать дополнительный пункт приема в Якутске. Предлагаем муниципалитетам Мирнинского, Ленского, Алданского районов тоже устроить такие пункты, могут понадобиться.
— Какой статус получают прибывшие?
— Все попросили временного убежища, так как Постановлением Правительства РФ эта процедура сокращена до трех дней, чтобы люди могли получить какие-то права. Законодательством установлено, что полагается имеющим такой статус. Почти все то же, что и гражданам России, за исключением пенсионного обеспечения, постановки на учет на получение жилья.
— Действительно ли беженцам обеспечены комфортные условия проживания, чего не сделано для наших погорельцев?
— В Хатассах условия созданы приемлемые, но никак не евроремонт. Многодетные получили комнату на пять-шесть человек, остальным на короткий срок предоставлены спальные места, от 21 до 27 человек находятся в одном помещении. Особых благ для них нет, противопоставлять погорельцам не надо. Приехали в чем были, одетыми по-летнему, идет сбор теплой одежды для всех пострадавших, в том числе и наших земляков. Некоторые якутяне прямо в Хатассы привозят вещи первой необходимости, но все под контролем, прием гуманитарной помощи упорядочен.
Обеспечено трехразовое питание, из федеральной казны на содержание, транспортировку, питание каждого беженца выделяется по 800 рублей в сутки. С ними работают врачи, психологи МЧС. Несколько человек уже оказались в больницах, мама с младенцем – в Медцентре. Еще не разобрались с категориями инвалидов и престарелых. Хлопот, как видите, много.
— Насколько велики расходы бюджета республики?
— Введение режима ЧС в Якутске и Нерюнгри способствовало оперативной подготовке объектов для временного размещения прибывающих, минуя конкурсные торги и аукционы. На эти цели по линии Минобразования на ремонт школы в Хатассах направлено 5,2 млн рублей и на оборудование пункта в Нерюнгри — 2,4 млн рублей по линии Департамента занятости. Потратились на автобусы, медицинские услуги.
— Как вы расцениваете качественный состав новоприбывших, могут ли эти люди быть полезными республике?
— К сожалению, переселенцев не подготовили как следует к нашим реалиям. Мы надеялись, что по договоренности с федеральным центром приедут квалифицированные специалисты, но этого не произошло. Учитывая наши природно-климатические условия, неправильно было набирать такое количество детей. Хотя в любом случае в школу пойдут все. Сложно сказать, как неподготовленные люди воспримут суровую северную зиму.
Рассчитывали сразу выяснить, кто какую имеет профессию и решать с местом работы. Однако состав оказался сложный, быстро распределить не получится. Большая часть предложений — за пределами Якутска. Если говорить о пользе, то рабочие руки полезны всюду. Представители нашей миграционной службы, МЧС находятся в Крыму, есть необходимость командировать и работника службы занятости для подбора нужных республике специалистов.
— Кое-кого беспокоит наделение приезжих жильем и работой в ущерб интересам местного населения...
— Жилье, какое смогут, должны дать работодатели, которые их примут. Кстати, некоторые уже определились с работой и местом проживания. Легче с теми, кто прибыл самостоятельно к родственникам или к месту прежней работы, хорошо ориентируются в обстановке.
По информации службы занятости, через эту структуру нашли работу 40 человек, еще около 60 трудоустроились сами. Надо сказать, что они занимают свободные вакансии, от которых отказываются якутяне. Интересы местного населения при этом никак не ущемляются, конкуренции с приезжими нет. В общедоступном банке данных службы занятости в зависимости от сезона имеется от 22 до 28 тысяч вакансий, первоочередное право на которые имеет постоянное население.
— Вы сказали о неинформированности беженцев. Можете пояснить, в чем именно заключаются их заблуждения?
— К примеру, в том, что Якутия якобы входит в число субъектов, где действует федеральная программа по приему соотечественников из зарубежья, с выплатой по 240 тысяч рублей подъемных. Это не так, наша республика в тот перечень не включена, напротив, у нас действует закон, помогающий желающим выехать с территории Крайнего Севера. Практикуется вахтовый метод, каким осваиваются Талаканское и другие месторождения, прокладывается нефтепровод, причем 30-35% вахтовиков — жители нашей республики.
Об ожидаемых заработках тоже неверное представление. Без северного стажа и надбавок зарплата невелика, тем более при невысокой квалификации. Причем со статусом временного убежища подоходный налог в течение первых трех месяцев работы составляет 30%. Разъясняем устно и письменно эти нюансы в Минвостокразвития РФ, на совещании в Хабаровске говорили о проблемах трудоустройства на Севере, должной реакции нет. Но, как бы то ни было, тысячу людей примем, поможем, чем сможем. Остаемся интернационалистами, дружба народов для нас по-прежнему не просто слова.
Оксана ПЕТРОВСКАЯ.
"Якутия"