РИГ SAKHAPRESS.RU Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова предоставила отчет о посещении 1 сентября пункта временного размещения (ПВР) беженцев из Украины, расположенного в здании ликвидируемой специализированной школы в Якутии: - По состоянию на 1 сентября в Республику Саха (Якутия) в организованном порядке прибыло 185 переселенцев: 17 из них были размещены в доме престарелых в городе Якутске, остальные – в ПВР. Среди переселенцев 31 ребенок школьного возраста, из них 26 детей 1 сентября начали заниматься по общеобразовательным программам. Всего несовершеннолетних граждан среди переселенцев – 74 человека, из них 20 – до трех лет (13 мальчиков и 7 девочек). Все несовершеннолетние переселенцы страдают более или менее выраженными психологическими травмами. Силами сотрудников ПВР для них организованы занятия по программе «сознательная арт-терапия». С момента прибытия беженцев некоммерческие организации города Якутска, а также рядовые граждане Якутска и села Хатассы оказывают переселенцам регулярную гуманитарную помощь – предоставляют одежду, продукты питания, средства личной гигиены и ухода за детьми. Никаких острых потребностей из-за нехватки средств жизнеобеспечения не возникает. Непосредственно в ПВР распределением гуманитарной помощи занимаются представители республиканского Министерства социального развития, которые организовали достаточно структурированную и эффективную систему. С первых дней открытия ПВР, в нем была организована работа специалистов республиканского Центра занятости населения по вопросам консультирования вынужденных переселенцев на предмет возможного трудоустройства. Переселенцы, находящиеся в ПВР поставлены на миграционный учет в Республике Саха (Якутия). Документы оформляются достаточно быстро: в течение одной недели. В тоже время официальный юридический статус беженца пока не получил ни один переселенец. Среди работоспособных мужчин большинство имеет профессии шахтеров и металлургов со средним специальным образованием. Среди женщин больше представительниц среднего возраста (40-45 лет) и молодежи (до 30 лет). Среди профессий преобладают швеи и парикмахеры. Большинство их тех женщин, которые приехали в ПВР имеет среднее и среднее специальное образование. Согласно правилам работы ПВР переселенец может находиться в нем до 3 месяцев. Поскольку в ближайшее время начнется холодный период, в который температура в Якутске и Хатассах опускается до 60 градусов мороза, руководством республики принято решение не выселять из ПВР тех, кто не сможет найти жилье, в период с 15 сентября 2014 года до 15 мая 2015 года. В связи с тем, что в Республике Якутия существует большая проблема с детскими садами и яслями, никто из малолетних детей не может быть устроен в дошкольные учреждения. Существует возможность устройства детей в частные детские сады, однако переселенцы не обладают для этого варианта достаточными финансовыми средствами. Среди переселенцев старше 45 лет, 50 мужчин, в основном – пенсионного и предпенсионного возраста. Одному из мужчин – 81 год. Республиканские органы занятости не могут предоставить пожилым людям практически никакой работы. Некоторые переселенцы нуждаются в особом внимании. Так, у одной из женщин, находящейся в ПВР шесть детей, младшему ребенку 5 месяцев, старшему – 10 лет. Муж этой женщины в настоящее время находится на территории Донецкой народной республики и служит в ополчении. Около 20% от общего числа переселенцев выражают намерение в будущем вернуться на территории своего бывшего проживания. Большинство переселенцев не представляет для себя возможным и желательным вариант возвращения: в местах их прежнего проживания разрушен жилой фонд и социальная инфраструктура. Отметим, что переселенцы, которые намерены остаться в Республике Якутия, готовы обходиться без полной государственной поддержки, они не боятся будущих трудностей и хотят работать. Эта часть переселенцев остро нуждается в предоставлении жилья на начальном этапе. В Республике Якутия цены на съем недвижимости представляются достаточно высокими. Аренда квартиры в поселке составляет 25-30 тысяч рублей в месяц. По плану, в ближайшее время в Республику Якутия переедет еще около 400 переселенцев, еще 1043 человек ожидается в среднесрочной перспективе. Необходимо отдельно отметить, что в Республику Якутия приезжает и небольшое количество, так называемых, «неорганизованых» переселенцев (самостоятельно приехали к родственникам), которые не размещаются в ПВР. Для этой категории переселенцев в Управлении Федеральной Миграционной Службы по Республике Якутия организован «пункт открытых дверей», оказывающий беженцам информационную поддержку. Часы работы пункта – ежедневно, с 16 до 18 часов. Нужно отметить, что в процессах централизованного переселения и размещения существуют некоторые недоработки и недостатки. Так, те переселенцы, которые размещены в ПВР по состоянию на 1 сентября были доставлены из Республики Крым специальным чартерным рейсом, организованным федеральными ведомствами – Министерством труда и занятости и Министерством транспорта. По рассказам беженцев перед вылетом самолета сотрудниками ФМС у переселенцев были забраны паспорта Украины. Всем переселенцам была предоставлена возможность заранее высказать свои пожелания в части того, в каком регионе России они хотели бы проживать. Среди тех, кто был направлен в Якутию примерно половина граждан не выражали желание ехать именно в этот регион. Информация о том, что переселение будет организовано именно в Якутию была предоставлена за 2 часа до вылета. Другой чартерный рейс осуществлялся в Магадан. При этом, при распределении переселенцев в одном случае были разлучены родители и ребенок (родители были в списках на отправку в Якутск, ребенок 12 лет – в Магадан). Непосредственно у трапа самолета удалось произвести замену. Перед отправкой сотрудниками ФМС переселенцам была предоставлена ложная информация о том, что Республика Саха входит в число регионов, где реализуется программа поддержки добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно этой программе каждому переселенцу могут быть предоставлены следующие льготы: • Обеспечение временным жильем на срок до полугода; • «Подъемные» средства в размере 240 000 рублей; • Возможности для устройства детей в детские сады; • Выплата пенсий и детских пособий. Переселенцы надеялись, что смогут воспользоваться механизмами этой программы при обустройстве на новом месте. После прибытия в Якутию выяснилось, что информация о работе программы не соответствует действительности, реальные перспективы поддержки при обустройстве отсутствуют. В настоящий момент руководством Республики Саха (Якутия) принимается решение о предоставлении каждому переселенцу единовременной выплаты, но её конкретная сумма пока не обозначена. В Крыму при отправлении переселенцев озвучивалась информация, что существует возможность занятия ими рабочих мест с заработной платой 120-140 тыс. р. При этом не указывалось, что такой уровень зарплат достижим для людей с высшим образованием и эксклюзивным опытом работы. Поскольку большинство переселенцев, вылетевших в Республику Якутия имеют среднее специальное или среднее образование, максимальный возможный уровень заработной платы для них может составлять 20-30 тыс. р. При этом, сумма налоговых отчислений с каждого из них (как работающего иностранца) составляет 33% на протяжении первого полугода. В итоге, переселенцы оказываются перед сложным выбором: либо работать официально за з/пл. в 15-17 тысяч (при ценах на жилье 25-30 т.р.), либо работать неофициально, получать деньги в большем объеме, но не иметь никаких гарантий защищенности. Среди переселенцев есть люди с высшим медицинским образованием, готовые работать по специальности. Однако, по российскому законодательству, медик, обучавшийся в другой стране, обязан получать т.н. «подтверждение диплома». Эта процедура (несомненно, необходимая) занимает от 2-х до 4 месяцев, в течение которых переселенец не может работать. Соответственно жить ему будет также негде. Многие переселенцы были бы готовы навсегда остаться в Якутии, если бы в республике действовала программа поддержки соотечественников. Или была бы выделена какая-то сумма для устройства на работу и для того, чтобы «встать на ноги». Но в сложившейся ситуации многие переселенцы намеревались переехать в регион, где эта программа действует. Однако, им было объявлено, что они уже использовали свое право на бесплатный перелет, которое им предоставлено в России. Переселенцы могут выезжать из Республики Саха на собственные средства, которые они не имеют. В данном контексте показателен пример с женщиной, у которой шесть детей. Ясли и детский сад предоставить ее детям не представляется возможным – свободных мест в настоящий момент нет. Поэтому она вынуждена содержать детей самостоятельно. В тоже время для проживания ей нужно жилье (аренда жилья составляет 25-30.000 рублей), чтобы снимать жилье, ей необходимо работать. Женщина имеет среднее образование, соответственно ее возможная зарплата будет низкой, к тому же из нее необходимо будет выплатить еще 33 % налоговых отчислений. В ПВР по закону она может жить не более 3 месяцев. Пособия на детей от Украины она не получает. Для того, чтобы покинуть Якутию, женщина будет вынуждена купить билеты на самолет для себя и шести своих детей. Стоимость билета из Якутии в одну сторону на одного человека стоит больше месячной зарплаты, которую возможно заработать. Мною был найден вариант размещения этой женщины в Республике Крым. Сейчас, я решаю вопрос о возможности перемещения ее семьи на территорию Крыма. Работоспособные мужчины готовы отправиться на работу вахтовым методом в шахтные комплексы, но боятся оставлять жен и матерей одних, которые к тому же не имеют постоянного жилья. После размещения в ПВР паспорта переселенцам так и не были возвращены, возможно, документы находятся в ФМС. Это обстоятельство вызывает закономерное беспокойство, особенно у тех переселенцев, которые намерены покинуть Якутию или Россию. Из-за отсутствия документов переселенцы не имеют возможности открыть для себя банковские карты, которые позволили бы их родственникам и знакомым переводить им деньги в случае крайней необходимости. Украинские банковские карты на территории России не действуют. Фактически, ни у кого из переселенцев нет наличных денег. Вопросы, которые на сегодняшний день больше всего волнуют переселенцев, находящихся в ПВР, связаны с отсутствием качественной юридической информации: • При нахождении на территории Республики Крым им был предоставлен статус временного убежища – имеет ли силу этот статус на территории Якутии? • Каким именно образом они могут получить гражданство России и возможно ли это? На эти и подобные вопросы переселенцы не получают внятных ответов, поскольку, в отличие от службы занятости, ФМС не проводит в ПВР достаточное количество консультаций. В целом, ситуация с переселенцами в Якутии характеризуется с одной стороны, активной и конструктивной позицией властей и ведомств региона, искренним и теплым отношением сотрудников учреждения, а с другой стороны – тяжелым эмоциональным грузом, начальной дезинформацией, и непониманием региональных властей как вести себя с учетом всех проблем, которые можно решить исключительно на федеральном уровне.
president-sovet.ru