Щелк – и два диода освещают путь в кромешной темноте на четыре метра. Четыре часа. И все это – за счет солнечной батареи, спрятанной в козырьке. Подарок дочери (сама сделала!) начальник Службы спасения Республики Саха (Якутия) Николай Находкин демонстрирует как бы между прочим. Удобно в сельской местности, шутит спасатель, никуда не провалишься. В арсенале Находкина таких «прибамбасов», кажется, не счесть. Спасатель с такой говорящей фамилией (в Якутии спасатели находят до 90% «потеряшек», что само по себе – чрезвычайно высокий показатель даже по меркам «нетеряющейся» Европы) – сам находка для любого, кто мало-мальски интересуется делом спасения. С ним мы повстречались в рамках проведения в Архангельске международной Арктической конференции.
Якутия – особый край. Начнем с того, что здесь разброс годовых температур составляет 100 градусов по Цельсию. Минус 50 зимой и столько же с плюсом летом. 3 миллиона 100 тысяч квадратных километров территории. Это 5 Архангельских областей (!) с гаком. Десятки тысяч рек, речушек и озер. Крупнейший субъект федерации в мире!.. Тайга, тундра и арктические пустыни. Как шутят сами якуты о своих поистине несметных природных недрах, мешок с ними прорвало над Якутией, когда Бог осыпал Землю природными богатствами. И при этом – на большей части Якутии нет сотовой связи, и даже федеральная трасса «Лена» в период дождей может соперничать с лесовозной дорогой в лесу. Но здесь – одни из самых креативных спасателей в России. Слово их наставнику – Николаю Александровичу Находкину.
- Николай Александрович, как человек-практик, какие вопросы Вы сегодня привезли к нам на конференцию в Архангельск?
- Во-первых, очень хотелось бы ознакомиться с опытом поисково-спасательных работ, ведь сюда приехали не только российские, но и зарубежные коллеги. А с другой стороны, мы сами, что называется, «варимся в собственном соку» из-за того, что у нас особые климатические условия. В Якутии из-за температурных скачков – предел жизни на земле. Мы в Якутии не боимся изменения климата. Теплее будет – и ладно! Холоднее-то некуда! А если посчитать наши реки? – Около 700 тысяч. И около 800 тысяч озер. Поэтому там для поисковых работ большое раздолье. И так как типовое снаряжение не подходит, мы вынуждены разрабатывать что-то свое, чтобы как-то повысить безопасность. В среднем, если человек или небольшая группа в тайге потеряется, в мире считается нормой, что он найдется – примерно 5 процентов. Мы довели эту цифру до 90 процентов благодаря тому, что используем и самые современные технологии, и народный опыт.
- Это очень интересно, можно подробнее? В чем же особенность поиска людей по-якутски?
- У нас очень мало где есть сотовая связь. Считай ее практически нет на большей части территории Якутии. И очень большие расстояния и пространства. У нас до районного центра на МИ-8 можно целый день лететь. Поэтому мы применяем свои специфические наработки, которые позволяют находить людей в тайге. Например, поисково-спасательное устройство, которое мы зазвали «Маяк». Что делает человек, который заблудился в лесу? Который в нем ночевал голодный, холодный? Он хочет одного – выбраться к людям. Как грибников собирают? Машина гудит – они пошли на звук. И мы решили воспользоваться таким приемом: сделали прибор, который дискретно подает звуки автосигнала. Сам стоит и подает.
И в вечернее время на нем начинает еще и проблесковый маяк работать. То есть человек, который заблудился, проголодался, услышав звук машины – он со всех ног побежит туда, пока она не уехала! И мы предполагаемый район потери человека по заранее большому периметру через 3-4 километра такими приспособлениями обставляем, чтобы он далеко не ушел. А в это время у нас другая группа начинает искать. Это ребята у меня следопыты-охотники, которые могут, как индейцы у Фенимора Купера, долго идти по следу, и кинологи. А, во-вторых, параллельно работают беспилотные летательные аппараты. Они работают с тепловизорами, могут не прекращать поиски ночью. Ночью, когда нет нагретых поверхностей и равномерно все холодное, еще лучше искать!
- Очень интересный опыт! А на воде? – Ведь в Якутии такое количество рек и озер…
- Есть еще одна разработка, называется «радиоуправляемый спасательный снаряд». Смысл его простой до безобразия! Все знают радиоуправляемые кораблики, их детям дарят. Но почему-то никто не додумался сделать спасательный круг в виде бревна с двигателем. Если, например, человек выпал за борт, то спасательный круг ему даже сильный человек кинет не более чем на 10 метров. А судно идет – и человек сразу за кормой остается! И пока там остановят двигатель, пока судно пройдет по инерции полкилометра – человека уже и след простыл. И его потом ищи-свищи. И выживет ли он за это время в холодной воде – вопрос. А у нас вот сделали такое «бревнышко» с радиоуправляемым двигателем, его можно бросать с большой высоты в воду и оно с огромной скоростью несется на помощь к тонущему человеку, как торпеда.
- Это у вас в Якутске разрабатывают?
- Да, в Якутске. Это мои ребята такое придумали, чтобы не бежать к лодке, заводить, веслами махать… Это же время уходит! А здесь – сразу бросил в воду, и управляй через джойстик, направляй на помощь человеку.
- Понятно, что пробные испытания были проведены. А были уже случаи, когда это «бревно» реально помогало в спасении?
- Да. У нас в первый же год, когда на пляже дежурили спасатели, произошло два случая, когда начинал человек тонуть и наша разработка помогала. Здесь получалось так, что пока спасатель с вышки добежит до лодки, бревно за это время уже успевает доплыть до тонущего.
- Якутия – это ведь и нефтедобывающий регион? По разливам нефти вам часто приходится работать?
- Довольно регулярно. Пока не очень большие разливы. Но случается.
О том, как в Якутии справляются с нефтью – мы с Николаем Находкиным договорить, увы, так и не успели. Очень надеемся, что современные технологии общения – интернет, скайп – помогут закончить интереснейшую беседу на темы спасения и помощи людям. Хочется пожелать нашим якутским коллегам-спасателям успехов и такого же отношения к своему делу, как у руководителя службы спасения Республики Саха (Якутия) Николая Находкина.