09:48 02.10

Ольга Чоросова: «СВФУ – центр круглогодичного обучения взрослых»

РИГ SAKHAPRESS.RU Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство.

Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.

О том, как организуется непрерывное образование в СВФУ, мы беседуем с доктором педагогических наук, директором Института непрерывного профессионального образования Ольгой Чоросовой.

– В 2012 году для повышения качества и расширения количества предоставляемых услуг в сфере дополнительного профессионального образования был создан Институт непрерывного профессионального образования СВФУ. Новое подразделение было создано на базе Института повышения квалификации педагогов и Центра дополнительного профессионального образования, который призван проводить координирующую и курирующую деятельность в университете по вопросам реализации программ ДПО.

В СВФУ в 2012-2013 учебном году программы реализовали 12 подразделений СВФУ. Наш инстиутут создает условия для непрерывного образования посредством реализации различных дополнительных профессиональных программ, предоставляет возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ с учетом имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности.

– На какие наиболее интересные и перспективные цели и задачи сделаны акценты в институте?

– Наша деятельность ориентирована на все субъекты реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса Северо-Востока России, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Это позволяет консолидировать усилия государства и общества, и повышать эффективность принимаемых мер в сфере подготовки кадров для развития инновационной экономики.

Надо признать, что мы учитываем происходящие изменения в мировом сообществе, направленность образовательной политики в Российской Федерации. Немаловажны требования к экономике образования и развитию человеческого капитала, а также тенденции развития науки и образования в полифункциональной среде.

– Известно, что в Якутии существует не один институт, осуществляющий ту же деятельность, например специальные учреждения республиканского министерства образования. В чем преимущества ИНПО СВФУ?

– Базовые преимущества это прежде всего наличие признанного лидера в лице ректора Евгении Михайловой в системе управления университетом. Именно благодаря воле руководителя состоялось позиционирование СВФУ как ведущего учреждения в развитии инновационной экономики северо-востока России. И когда у образовательной организации есть авторитет, то мобилизация ресурсов максимально эффективна, и трансформация университета как центра круглогодичного обучения взрослых становится реальной задачей. Реализуются гибкие финансовые модели с учетом интеграции ресурсов, в том числе гранты, долевое участие муниципальных учреждений и организаций, заказчиков. Таким образом, стало возможным оперативно выполнить внебюджетные заказы на месте, проводить выездные курсы с охватом большого количества потребителей.

За четыре года институтом обучено более 20 000 взрослых, в том числе и в Магадане и на Чукотке. В будущем предстоит большая работа по мониторингу удовлетворенности потребностей специалистов в профильных рынках труда. Ректором вуза поставлены задачи по финансово-экономическому условию интеграции в федеральное, региональное научно-образовательное сообщество, включая сетевые образовательные ресурсы; увеличению географии «собственных сил» (создание ресурсные центров в районах и улусах) и налаживанию партнерских связей с вузами страны и за рубежом, со структурными подразделениями СВФУ, способствующих в оперативном порядке организовать и провести курсы повышения квалификации и переподготовки.

В рамках научной школы ректора осуществляется расширение спектра направлений переподготовки по востребованным специальностям с целью удовлетворения запросов рынка труда северо-востока России и выращивания конкурентоспособных полифункциональных трудовых ресурсов для территории. Этому способствует системное содержательное обновление программ курсов максимально эффективных для конкретного направления реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы, с учетом внешней среды и внутренних особенностей.

– Безусловно, преимуществ организации ИНПО много. И в первую очередь сосредоточенность интеллектуального потенциала в СВФУ...

– Сказать, прямо тут и сейчас, что есть результаты, мы, конечно же, не можем. Для этого понадобится время, ведь, повторимся, человек должен все время учиться, меняется время, требования и потребности человека и общества в целом. Но все же можно привести некоторые данные. Качество и содержание курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки обеспечивает не только профессорско-преподавательский состав СВФУ, но и ведущие специалисты представители высших учебных заведений г. Якутска, Адвокатской палаты, Судебного департамента, Ассоциированных школ СВФУ, Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). Это 40 человек в качестве преподавателей и тьюторов, а также лучшие учителя Росстт – победители национального проекта «Образование», конкурса «Учитель года РФ» разных лет, специалисты высшей школы России. В общем, привлекаем грамотных специалистов.

Таким образом, у нас больше практикоориентированности, благодаря которому максимально обогащается содержание учебного процесса. Следует отметить, что к примеру такие программы, как «Школа молодого предпринимателя», «Менеджер-риэлтор», «Школа подготовки вожатых» и другие созданы с участием привлеченных специалистов.

В 2012 году ИНПО СВФУ явился координатором реализации Президентской Программы повышения квалификации инженерных кадров. Структурными подразделениями вуза были разработаны программы курсов повышения квалификации инженерных кадров с учетом текущих и перспективных потребностей реального сектора экономики: «Безопасность строительства, ремонта и качество устройства электрических сетей», «Инновационные в повышении безопасности и качества строительства на севере», «Информационные и коммуникационные технологии в медицине», «Нанотехнологии в условиях опережающего развития северных территорий», «Передовые технологии переработки композиционных материалов», «Строительный контроль на автомобильных дорогах в криолитозоне» с охватом 105 человек. Образовательные программы формируют у слушателей необходимые компетенции по работе со сложными оборудованиями нового поколения, по внедрению в производство инновационных достижений науки, по организации и творческому подходу к своей деятельности. Организованы стажировки как в России, так и за рубежом.

К формам дополнительного профессионального образования относятся и семинары, форумы, конференции, на которых представители регионального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы не только обмениваются мнениями, опытом работы, но и обсуждают проблемы, внедрение инновационных методов и технологий работы, узнают новые подходы и достижения науки в той или иной области. Так организован семинар по теме «Внедрение передовых технологий, материалов и дорожной техники при строительстве, ремонтах, капитальных ремонтах и содержании автомобильных дорог в районах Крайнего Севера» для руководителей, инженеров, специалистов автодорожных предприятий Томпонского и Жиганского улусов.

В 2013 и 2014 годах совместно со структурными подразделениями СВФУ проведен Образовательный форум «Education, forward!» при участии 17 партнеров вузов России и зарубежных стран с охватом 717 человек. Интернационализация деятельности является одной из актуальных задач на данном этапе. В январе 2013 года организован выезд на зарубежную образовательную стажировку с охватом 25 человек в Эстонию – Нарвский колледж Тартуского университета. Проведены семинары с участием зарубежных партнеров по актуальным вопросам теории и методологии профессионального образования и образования взрослых.

– Как осуществляется образование без границ, расширение горизонта научно-образовательной деятельности?

– Мы выстраиваем федерально-региональную мобильную сеть в целях реализации эффективного дополнительного профессионального образования. В настоящее время научно-образовательное партнерство СВФУ объединяет Московский психолого-социальный институт, Казанский федеральный университет, Институт практической психологии «Иматон», Московский педагогический государственный университет, Московский институт открытого образования, Лабораторию дидактики Института теории и истории педагогики РАО, Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, издательства «Дрофа», «Мнемозина», «Просвещение», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Некоммерческое партнерство «Клуб «Столичный учитель» и многие другие.

– Масштабы впечатляют. А каковы перспективы?

– Перспектив много. Назову лишь некоторые. Это дальнейшая интеграция в федеральное, региональное научно-образовательное сообщество, включая сетевые образовательные ресурсы, увеличение географии «собственных сил» и хорошо отлаженные связи с вузами РФ, со структурными подразделениями СВФУ, способствующие в оперативном порядке организовать и провести курсы ПК и ПП.

Будем создавать научно-образовательную лабораторию совместно с научной библиотекой СВФУ «Современный урок. Технологии. Инновационные учебники» в целях апробации учебников нового поколения и опережающей подготовки студентов к профессиональной деятельности совместно с ведущими издательствами страны.

Планируем проведение практико-ориентированных курсов для педагогов северо-востока России с привлечением учителей-предметников, добившихся наиболее высоких баллов по ЕГЭ. Расширим диверсифицированные курсы за счет проведения дополнительных образовательных продуктов для повышения качественного образования, обновим формы повышения квалификации кадров как основы формирования качественного выпускника – абитуриента образовательных учреждений ВПО.

Мы постоянно работаем над совершенствованием разнообразных форм обучения по дополнительным профессиональным программам с целью эффективного использования и экономии финансовых, моральных, психологических усилий: обучение ведется очно и заочно с использованием дистанционных технологий – портала «Веб-кафедра», ведем системное, содержательное обновление программ курсов повышения квалификации и переподготовки и совершенствование электронных учебно-методических комплектов и пособий.

Разрабатываем программы курсов ПК и ПП в максимально короткие сроки по актуальным и востребованным направлениям реального сектора экономики и социальной сферы, с учетом внешней среды и внутренних особенностей.

– Сейчас рейтинг деятельности учебных заведений оценивается по итогам научной деятельности, количеством опубликованных статей в ведущих научных журналах как России, так и иностранных. Что вы можете сказать об этом направлении?

–Да, в этом направлении у нас разработана комплексная программа «Перспективы по развитию научных исследовательской деятельности», которая включает публикацию научных статей в Scopus и Web of Science, проведение социологического исследования «Диверсификация дополнительных профессиональных программ – инвестиции в будущее» целях выявления удовлетворенности потребностей специалистов в дополнительном образовании, разработку междисциплинарной научно-исследовательской программы ИНПО СВФУ «Трансформация образовательного пространства Северо-Востока РФ в изменяющихся условиях современного мира» в аспекте развития непрерывного профессионального образования взрослых, дальнейшую работу по сравнительному изучению образовательных систем стран циркумполярного Севера в контексте трансформации образования в условиях интенсивного промышленного освоения северо-востока страны.

Маргарита ВИНОКУРОВА

Наш канал в Telegram