09:59 03.10

На сцене главного театра РС(Я) состоится юбилейный вечер первой арфистки Якутии

Мы встретились с нашей героиней - удивительной женщиной, посвятившей всю свою жизнь музыке, Лидией Павловной Новгородовой, у нее дома. Лидии Павловне совсем недавно исполнилось ровно 75 лет, но этих лет ей совсем не дать, настолько от этой удивительной женщины хлещет позитивная энергетика, искрометный юмор, заливной смех, что про таких людей можно сказать одно: им не подвластны годы! Наша встреча, наполненная трогательными воспоминаниями героини, начиная о своем далеком детстве, годах учебы в Ленинграде, воспитанию своих дочерей и своих любимых учеников, все это постоянно перекликалось с самым главным – неизмеримой преданностью музыке. Лидия Павловна Новгородова – первая арфистка Якутии, и наша республика, по праву, может гордиться такими талантливыми и одаренными людьми.

«Это настоящий подарок судьбы…»

Лидия Павловна Новгородова родилась 2 августа 1939 года в селе Хамагатта Намского района. С малых лет маленькой девочке Лиде пришлось несладко. Отец погиб на фронте в Подмосковье, а ее маме было в те годы трудно одной поднимать четверых детей. Поэтому Лида и ее старший брат Володя воспитывались в детском доме села Хамагатта Намского улуса. О том, как впервые соприкоснулась с музыкой, Лидия Павловна вспоминает так:

- Любовь к музыке, наверное, была у меня заложена природой. Когда я была совсем маленькой, то помню, все время настукивала пальцами по предметам нехитрый мотив, как на барабане. На лето к нам, в детский дом приезжали ученики из музыкальной школы-интерната. Я приглянулась воспитательнице Ульяне Ефимовне Кычкиной, и она позвала меня с ними учиться.

Якутская музыкальная школа-интернат тех лет испытывала определенные трудности, не было уроков сольфеджио, не хватало нотной литературы, да и инструментов было мало. А уроки проходили в двух маленьких комнатах. В 1950 году, перспективных учеников перевели в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. В их числе была и Лида Новгородова.

- Сейчас я понимаю, что это было настоящим подарком судьбы. И так изменилась моя жизнь за какое-то короткое время. Уже через год я училась в Ленинграде, игре на скрипке. Когда я впервые увидела этот большой город на Неве, то была поражена этим чудным, красивым городом. Вы представьте, девочка из деревни, из далекой Якутии, никогда не покидавшая свой суровый край и тут – такой огромный город. Да от такой красоты и величия голова сразу кружиться начала. Мы тогда остановились в переулке Матвеева, где сейчас Мариинский театр, консерватория. Поразили тогда коренные ленинградцы - такие добрые, такие хорошие и чуткие, они нас так тепло встретили. А мы тогда были такие напуганные, русский язык почти не знали, но Ленинград нас принял. Вместе с нами жили Таймановы - знаменитый шахматист, гроссмейстер и пианист Марк Тайманов и его сестра Ирина. Она училась со мной в одном классе. Вообще, в моем классе учились многие знаменитые музыканты – дирижер Юрий Симонов, Настя Брауда, она сейчас живет в Германии, да всех сейчас сразу и не вспомнишь.

Но со скрипкой у нашей героини не получилось, скорее из-за того, что пальчики у девочки Лиды были слишком маленькие. А потом она увидела арфу и все, влюбилась в этот инструмент с первого взгляда: «Неужели я буду выступать в красивом, длинном платье и смогу играть на таком инструменте?..» - думала тогда маленькая девочка из далекой Якутии.

Играть Лида начала с далекого 1951 года, когда ей было 12 лет. Училась с особым настроем, но, конечно, приходилось не так просто. Арфа – сложный инструмент, сколько мозолей пришлось набить девочке, когда час за часом, день за днем, она постигала таинства игры на арфе.

- Конечно, арфа – сложный инструмент, ведь нужно задействовать и руки, и ноги, соблюдать координацию движений, поначалу было очень сложно. Но у меня был очень хороший первый педагог – Ирина Викторовна Шипулина. А ее супруг – Владимир Шипулин был директором нашей десятилетки при консерватории, а также дирижером-хоровиком. Еще была замечательный педагог в консерватории – профессор Елена Андреевна Синицына, она всегда курировала нас. Елена Андреевна – заслуженная артистка РСФСР, играла в оркестре под управлением Е. А. Мравинского, О. Фрида, Г. Абендрота, О. Клемперера и других. В 1956 году впервые она поехала с оркестром за границу, и Елена Андреевна оттуда привезла столько новых нот. Мы тогда жили в детском доме, в Комарово. Здание для детей передала одна актриса, это было ее дачей. Летом мы собирали ягоды и кормили солдат. Но все равно это были чудные времена - рядом Финский залив, мы купались. В гости к нам приезжали известные люди культуры, например, был Самуил Маршак, он читал нам свои стихи, книжки. Также к нам часто приезжала звезда балета - Галина Уланова. Она очень сдружились с нашими девочками - Диной Степановой, Розой Скрябиной, но Галина Уланова всей душей полюбила нас всех. Мы вот как жили вместе, так и дружили вместе – будущие художники, хореографы и музыканты. Всегда вместе ходили в Мариинский театр. Как там было красиво! Все было тогда для нас бесплатным – ходили на концерты в филармонии, музеи и выставки. Именно тогда я приобрела настоящих друзей, с которыми дружу до сих пор.

О работе, учениках и творчестве

Арфа, привезенная Лидией Новгородовой в далеком 1965 году из Ленинграда, была первой в музыкальной истории Якутии и, соответственно, 2015 год для легендарной артистки будет юбилейным – исполнится 50 лет творческой деятельности.

Лидия Павловна дебютировала в опере П.Чайковского «Евгений Онегин» под управлением Г.Кривошапко. За годы артистической карьеры Лидия Павловна сыграла в более 30 спектаклях – балет «Чурумчуку» в постановке Ж.Батуева; «Русалка» Даргомыжского; «Жизель» Адана; «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» Чайковского; «Бахчисарайский фонтан» Астафьева; «Тысяча и одна ночь» Амирова и во множестве других спектаклей.

С приездом Лидии Новгородовой арфа зазвучала и как сольный инструмент. Для публики арфа открыла такие произведения, как «Раймонда» Глазунова; «Вариации на тему Моцарта» Глинки; «Танцовщица Лолита» Турнье; «Фонтан» Цабеля; «Лючия ди Ламмермур» Доницетти-Цабеля; «Элегию памяти Глинки» Эрдели и множество других шедевров арфовой музыки. Стремясь возможно шире пропагандировать арфу, Лидия Павловна участвовала в многочисленных концертах, выступала не только в Якутске, но и в районных клубах.

Лидия Павловна уделяет также много внимания ансамблям с участием арфы, выступая вместе с выдающимися певцами и инструменталистами: с флейтистом Дондоком Тарбаевым, с которым записаны концерты Гайдна и Моцарта для флейты и арфы; с ведущим концертмейстером группы скрипок Ларисой Габышевой исполнила «Фантазию для скрипки и арфы» Сен-Санса, с виолончелисткой Татьяной Шишикиной «Лебедя» Сен-Санса. Из певцов – Анегина Ильина, Мария Николаева, Нина Чигирева, Альбина Борисова.

Однако исполнительством не исчерпывается круг интересов Лидии Павловны. Столь же важно и ее педагогическая деятельность. Сколько потребовалось энергии, самоотверженности, любви к искусству, чтобы открыть первый в музыкальной истории Якутии арфовый класс в Высшей школе музыки. Важнейшей задачей педагога Лидия Павловна считает воспитание в учениках основной цели – научиться раскрывать художественный замысел исполняемых произведений и средствами музыкально-исполнительского мастерства доносить его до слушателей.

Лидия Павловна скрупулезно работает над звуком, над всеми нюансами динамических красок, превращая пресловутый щипковый инструмент в поющий, а это не просто, ведь у арфы 46 струн и семь педалей. Уроки, замечания о работе не носят общего, абстрактного характера. Они очень конкретны и многократно проверены и подтверждены результатами ее педагогической деятельности. И в добавление к ним – желание и умение всегда учиться, открывать для себя новое не покидает нашу героиню. Общение с коллегами в Москве, Суздале, Санкт-Петербурге на конкурсах и фестивалях обогащают ее педагогический опыт, расширил круг общения с арфистами России, Америки, Швейцарии, Японии. Ныне Лидия Павловна представляет интересы арфовой школы Якутии за пределами республики, член Российской ассоциации педагогов-арфистов, неизменный участник конкурсных жюри, чье мнение высоко ценится ее коллегами.

Основа такого авторитета проста – выступление учениц Лидии Новгородовой показал, что подготовка арфистов в Якутии в настоящее время стоит на высоком уровне.

Выпускники Лидии Павловны успешно работают в Якутии и за рубежом, учатся в ВУЗах страны и аспирантуре, работают в симфоническом оркестре Театра оперы и балета республики, достойно выступают и на мировой концертной арене.

- Лина Варламова сейчас живет в Марокко, выступает в Королевском оркестре. Алина Леонтьева в Улан-Удэ, учиться и работает в Театре оперы и балета. Наташа Ильина, сейчас она Саргыдаева, перешла в филармонию, а в Театре оперы и балета работают Маша Дедюкина и Луиза Шадрина. Еще одна моя ученица – талантливая девушка Наташа Соломонова учится в Санкт-Петербурге. Я очень горжусь своими учениками. Знаете, чтобы ученик учился хорошо, нужно преподавателю очень хорошо знать психологию детей, вложить в них частичку своей души и любви к музыке.

Музыка лечит душу

Лидия Павловна считает, что современным детям нужно слушать классическую музыку, ведь музыка играет важную роль в развитии личности.

- Жаль, что закрыли наш симфонический оркестр телевидения и радио. И когда открылась Государственная филармония Якутии, я была этому очень рада. Вообще, замечательно, что сейчас ведется активная работа по привлечению наших детей, молодежи к музыке. Я тоже не стою в стороне - даю концерты «Волшебные звуки арфы» в Художественном музее и также в зале Академии наук, Детской школе искусств. И знаете, все-таки все больше приходит зрителей, значит, людям нравится классическая музыка. Очень нравится молодым людям, когда мы выступаем квартетом, а также с удовольствием слушают исполнение якутских мелодий и песен на арфе. Конечно, это не классика, но все равно приобщает нашу молодежь к музыке. Сотрудничаю с певицами Альбиной Борисовой, Марией Николаевой, Анегиной Ильиной, Ниной Чигиревой и другими. У нас есть постоянные зрители: поклонники звучания необычного дуэта хомуса и арфы.

Наша героиня уверена, что если человек хочет стать настоящим музыкантом, он должен быть полностью предан служению музыке.

- Самое хорошее в профессии музыканта – это то, что мы передаем свои эмоции, свое настроение, и если публика нас приняла, это и есть признание. Музыка лечит, ведь когда приходишь домой, даже уставшая, стоит послушать любимую музыку, и какой-то подъем душевных и физических сил наступает. Все уже кажется не таким значительным, на душе становится спокойно и хорошо. Я очень рада, что наши многие ученики после обучения вернулись на родину и работают здесь. Я своих учеников также жалею и понимаю, как когда-то жалели и понимали меня, в далеком Ленинграде. И сейчас я также, как нас раньше угощали наши педагоги и воспитатели, тоже постряпаю что-нибудь дома и приношу своим ученикам. Они радуются, а мне так хорошо на душе. Времена меняются, но поддержка учеников всегда нужна.

Лидия Павловна воспитала двух дочерей – старшая дочь Чимгээ работает на государственной службе, Светлана работает начальником управления собственности ОАО АК «Якутскэнерго». Обе дочери замужем, и у Лидии Павловны два внука и две внучки. В свободное время наша героиня любит готовить, шьет, занимается дачными делами. По характеру считает себя очень эмоциональным человеком, так и говорит: «Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверена в нем. У меня детдомовский характер…».

Подруг у нашей героини много, особенно дорожит дружбой с далекого детства, проверенной временем.

Есть артисты, имена которых олицетворяют становление и развитие исполнительского творчества республики. Среди них видное место принадлежит нашей героине Лидии Павловне Новгородовой - первой профессиональной арфистке Якутии, заслуженной артистке Республики Саха (Якутия), народной артистке РС (Я), профессору Высшей школы музыки. Женщине, всю жизнь посвятившей музыке, отдающей все свое мастерство, знания и часть своей души, своим ученикам – будущим музыкантам. Потому что Лидия Новгородова уверена, что жизнь будет продолжаться гармонично и хорошо, когда в ней есть место самому прекрасному – музыке и доброте.

Ирина ПАРНИКОВА.

РИГ SAKHAPRESS.RU

Фото из личного архива Л.П. Новгородовой.

Наш канал в Telegram