Судьба поэта была непростой. В роду Лермонтовых по мужской линии из поколения в поколение чередовались имена Юрий и Петр, и естественно, отец мальчика, Юрий Петрович, решил назвать сына Петром. Однако бабушка новорожденного, Елизавета Алексеевна, яро ненавидевшая зятя, настояла, чтобы внука назвали Михаилом в честь ее покойного мужа, Михаила Васильевича, покончившего с собой из-за соседской помещицы, с которой у него была давняя любовная связь.
Получив своеобразную эстафету имени, Лермонтов как будто унаследовал и печальную судьбу своего деда. С детства маленьким Мишей, бывшим свидетелем вражды между бабушкой и отцом, стали овладевать замкнутость, недоверие и угрюмость. Повзрослевшему и возмужавшему Лермонтову опротивело лицемерие окружавшего его светского общества, и впечатлительный юноша еще больше погрузился в себя.
Прожив волнительную, с запалом, с чувством, с перегибами жизнь и испив немало горя и обиды от предательства и неискренности окружающих его людей, поэт погиб в самом расцвете молодости и сил.
Мрачная судьба ожидала Лермонтова и после смерти – 100-летие со дня его рождения совпало с началом Первой мировой войны, 100-летие со дня смерти – с началом Великой Отечественной войны, 150-летие со дня рождения – с отстранением от власти Хрущева, 150-летие со дня смерти – с распадом Советского Союза, 200-летие со дня рождения – с государственным переворотом и гражданской войной в соседней и родственной России стране – Украине.
К двухсотлетнему юбилею великого поэта мы обратились к доценту кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ Оксане Васильевне Сизых, чтобы попытаться приоткрыть завесу его жизни.
В ночь с 14 на 15 октября 1814 года в небольшом московском доме генерал-майора Ф.Н. Толя напротив Красных Ворот в семье отставного капитана Юрия Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой, принадлежащей к знатной семье, родился мальчик, которого родители нарекли Михаилом. Слова повивальной бабки, принимавшей роды, оказались пророческими: «…он будет великий человек».
У новорожденного были выпуклые губы и огромные тяжелые глаза, выдающийся лоб… Заботливая бабушка не могла нарадоваться на внука: «Очень приятно, что он не в отца, что за толк иметь наружность купидона? С рождения чувствуется, что это ребенок с характером: головка большая, а голос командный». Заметим, по преданию, род Лермонтовых по отцовской линии происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками в 1613 году во время польской войны и позднее принятого на службу государя.
Маленький Мишель был смугл, с черными, как смоль, волосами, но с белокурой прядью волос надо лбом, с черными внимательными блестящими глазами.
Мария Михайловна часто брала сына к себе на колени и играла на фортепиано. В такие минуты, слушая музыку, взволнованный мальчик сидел неподвижно, и только тихие слезы катились по его лицу. Лермонтов был похож на мать не только внешне, но и внутренне – рос чутким, чувствительным ребенком.
Лермонтова воспитывала бабушка, делая все для того, чтобы он не ощущал себя сиротой, ведь Мария Михайловна рано ушла из жизни. Юный Михаил резвился в нескольких комнатах, специально обустроенных для него. В одной из этих комнат пол был обит сукном, чтобы мальчик мог рисовать на нем цветными мелками. Даже в доме постоянно жили сверстники Михаила, чтобы он мог с ними играть в «войнушку». Особенно весело было во время зимних забав: дети и дворовый люд делились на два лагеря и «сходились на кулачки». Регулярно под опекой своего дяди Андрея Ивановича Соколова Лермонтов ходил в походы по окрестностям красивейших Тархан.
Младенец купался в море любви своей властной бабушки – Елизаветы Арсеньевой – в имении которой, Тарханах, Миша оказался через несколько месяцев после рождения. Площадь барской усадьбы, расположенной в Пензенской области, составляла 196 гектаров! В тишине деревенской жизни маленький Лермонтов взрослел.
ГОДЫ УЧЕБЫ И СЛУЖБЫ
Будучи дворянского происхождения, Лермонтов обучался дома. История, география, математика, словесность – мальчик интересовался всем. Маленький Миша свободно владел не только русским языком, но постиг разговорный французский и немецкий. Впитав от своей матери любовь к музыке, он выучился играть на скрипке и фортепиано.
Было у мальчика и любимое занятие – лепка разных фигурок из воска. Однажды юный поэт кропотливо создавал восковых воинов с копьями, колесницы и орудия, пытаясь воспроизвести сцену битвы из времен Александра Македонского! Поразительно, но куда улетучилось это терпение у повзрослевшего Михаила Юрьевича Лермонтова... Кстати, военные эпизоды ребенок видел, напряженно всматриваясь в дневное и ночное небо: в облаках ему мерещились средневековые рыцари в доспехах, нетерпеливо жаждущие горячего сражения. Впрочем, воинствующий дух овладел Лермонтовым уже в отроческом возрасте.
Маленький Лермонтов разыгрывал представления для гостей в доме любимой бабушки по пьесам, которые писал сам.
1 сентября 1828 года Лермонтов зачислен в Московский благородный пансион в четвертый класс. В первый же год за успешные занятия он был награжден книгой и картиной.
Через два года Лермонтов подает прошение в Правление императорского Московского университета с просьбой включить его в число студентов нравственно-политического отделения и проходит успешную экзаменовку, став студентом.
В 1832 году «недоросль из дворян» Михайло Лермонтов зачислен унтер-офицером в лейб-гвардии Гусарский полк. Позднее зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В это время Лермонтов пишет стихотворение «Юнкерская молитва» и публикует его в рукописном журнале «Школьная заря», хотя впоследствии текст стихотворения поэт изменит, описание тяжелой службы сохранится:
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь…
Служба была тяжела. Лермонтов ободрял себя тем фактом, что после ее окончания он получит звание офицера и сможет «освободиться» от юнкерской несвободы, хотя в некоторых письмах своим близким поэт не без гордости сообщает, что жизнь в военных палатках в условиях отвратительной погоды - под шум бесконечного дождя - «до некоторой степени» ему нравится.
В 1834 году Лермонтов произведен в офицеры.
Интересен тот факт, что в издании юнкерского журнала активное участие принимал не только Лермонтов, но и печально известный Мартынов, о котором мы еще поговорим.
НА СМЕРТЬ ПУШКИНА
В январе 1837 года Россия была потрясена известием о гибели Пушкина. Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но ценил его талант. Это святотатственное убийство настолько шокировало поэта, что он написал стихотворение, в два дня разнесшееся по всему Петербургу. Имя Лермонтова стало известно каждому, кто дорожил русским словом:
Погиб поэт! – невольник чести, -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Это стихотворение прогрессивно мыслящая интеллигенция с особыми чувствами переписывала друг у друга. О Лермонтове говорили как о человеке, имеющем огромное дарование: настолько строки о Пушкине обладали мощной энергетикой скорби и негодования и отозвались в душе каждого человека! Царская охранка (?) заводит на Лермонтова дело о «непозволительных стихах». Речь идет о «бесстыдно вольнодумных, преступных» стихах «Смерть поэта». Медику гвардейского корпуса было поручено убедиться в умственном и психическом здоровье корнета Лермонтова. Далее последовали обыск, затем арест Лермонтова и его друга, распространявшего стихотворение, Святослава Раевского. Так Лермонтов оказывается в ссылке на Кавказе.
ЗАМОРСКИЙ КУМИР
Свое сходство с Байроном Лермонтов подметил уже в шестнадцать лет! Юный поэт «начал марать стихи» в пансионе, переписывал их, хранил и как-то прочитал, что английский поэт-романтик поступал так же со своими ученическими опытами. Выявленный факт поразил Лермонтова. Следует отметить, что английский язык будущий поэт изучал по поэзии Байрона и освоил-таки слово и слог «мрачного эгоиста».
«ОТВЕТА НА ЛЮБОВЬ МОЮ НАПРАСНО ЖАЖДАЛ Я ДУШОЮ»
В 1830 году, вспоминая себя десятилетним юнцом, Лермонтов говорит о своей первой любви к 9-летней девочке, которую встретил, находясь с семейством на Кавказских водах. Видя молодую особу, шестнадцатилетний поэт испытывал волнение, которое выдавал его дрожащий голос и стеснение, отражающееся яркой красной «краской» на лице, за что его дразнили сверстники, догадывающиеся о сердечной тайне. Девочка так и ничего не узнала о его сердечных волнениях.
Спустя год Лермонтов гостит несколько дней под Москвой в семье уже покойного тогда драматурга Ф.Ф. Иванова. Одна из его дочерей, Наталья Федоровна, привлекла внимание Лермонтова. Девушка вдохновила поэта на создание образа Натальи Федоровны – героини драмы «Странный человек» и целых сорока стихов! Однако сильные чувства молодого человека не нашли должного отклика в душе «холодного божества». Разрыв с Н.Ф. Ивановой Лермонтов переживал тяжело, даже думал о смерти.
Будучи студентом, Лермонтов страстно влюбился в Варвару Александровну Лопухину - молодую, умную, милую сестру своего друга. Поэт удивлялся тайне любви: почему красивая женщина может приносить и счастье и страдание одновременно?! Об этих отношениях Лермонтов напишет в 1832 году:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!..
… Спустя несколько лет Лермонтов от всей души поздравил своего друга Алексея Лопухина, брата Варвары Лопухиной, с рождением сына. Поэт посвятил новорожденному стихи. Письмо, сопровождавшее их, было полно страдания от того, что Лермонтов так и не встретил любовь и не имеет детей: «Ты нашел, кажется, ту узкую дорожку, через которую я перепрыгнул… Ты дошел до цели, а я никогда не дойду…»
ССЫЛКА НА КАВКАЗ
1837 год. Оказавшись в Пятигорской ссылке, Лермонтов подорвал свое здоровье. Дорога была трудной, поэт простудился и с трудом мог ходить. Каждое утро, перед минеральными ваннами, Лермонтов наслаждается видом каменных великанов из окна своей квартиры: цепь снеговых гор, величественный Эльбрус. Именно здесь Лермонтов встречается с доктором Н.В. Майером, ставшем впоследствии прототипом доктора Вернера в романе «Герой нашего времени».
Спустя время Лермонтова пересылают в Тифлис, по дороге в который его обокрали. Несмотря на это, поэт выполняет просьбу родителей печально известного Николая Соломоновича Мартынова, но наполовину: пакет с письмами и деньгами украдены, и Лермонтов передает Мартынову «своих» 300 рублей.
В 1838 году Лермонтов возвращается в Петербург. В декабре он пишет Марии Лопухиной: «Надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы. Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью; самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой… Тем не менее я скучаю. Я просился на Кавказ – отказали. Не желают даже, чтобы меня убили…».
В 1839 году Лермонтов окончательно возвращен с Кавказа. Столица его приняла с большим участием: Лермонтов – преемник славы Пушкина, которому принес себя в жертву. Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. В этом же году Лермонтов вновь поступает в лейб-гвардию и носит военную форму, без которой он, кажется, просто жить не мог!
ШАЛОСТИ ЛЕРМОНТОВА
- Однажды Лермонтов просидел 21 день под арестом за то, что пришел на парад со слишком короткой саблей (1838).
- Отправляясь на прогулку верхом, Лермонтов довольно часто заставлял скакать рысью лошадь своей спутницы, чем пугал девушку
- Своими главными недостатками считал тщеславие и самолюбие.
- По мнению современников, был весьма дерзким: «Но его дерзости обыкновенные – беда», - сетовала Е.А. Верещагина.
- по мнению В.Г. Белинского, Лермонтов в обществе надевал на себя маску. Однако профессиональному критику посчастливилось видеть Лермонтова «в настоящем свете»: «Боже мой! – восклицал Белинский, - Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хотя на минуту быть самим собой».
ЗАНЯТИЯ ЖИВОПИСЬЮ
Лермонтов с детства любил рисовать. Его художественное наследие, дошедшее до нас, - около десяти картин маслом, пятидесяти акварелей и трехсот рисунков. Известен автопортрет поэта, на котором он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка. Эту работу принято считать достоверным портретом Лермонтова.
ВНЕШНИЙ ВИД
В 1839 году И.С. Тургенев, впервые увидевший Лермонтова в доме княгини Шаховской, описывает его довольно интересно: Он быстро вошел в дом. Поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в черное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц… На Лермонтове был мундир лейб-гвардии Гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток – и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая и кривоногая, с большой головой на сутулых плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий». И далее И.С. Тургенев прибавляет: «Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» … действительно, применялись к нему».
ДУЭЛЬ С БАРАНТОМ
На вечеринке у Гогенлоэ (представитель интересов королей Вюртемберга при петербургском дворе) первый секретарь французского посольства в Петербурге барон де Андрэ от имени посла Эрнест де Баранта обратился к А.И. Тургеневу с вопросом: «Правда ли, что Лермонтов в известной строфе стихотворения «Смерть поэта» бранит французов вообще или только одного убийцу Пушкина»? Барант хотел знать правду…
В результате собственных разысканий Барант позвал на бал Лермонтова, убедившись, что он не думал поносить французскую нацию.
В февральское воскресенье 1840 года состоялась дуэль Лермонтова с г. де Барантом (сыном французского посланника) за Черной речкой на Парголовской дороге, разумеется, при секундантах. Лермонтов вышел из нее слегка оцарапанный ниже локтя. Причин дуэли две: вражда мужчин из-за женского внимания и спор о смерти Пушкина. Хотя, даже современники затрудняются определить истинные причины ссоры. В конце концов, дуэлянты, дравшиеся на шпагах, помирились и разъехались. Безусловно, позднее Лермонтов вынужден был давать разъяснения обстоятельств поединка командиру лейб-гвардии Гусарского полка. Поэта арестовали и предали военному суду.
ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ
Близ Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась фатальная дуэль поручика Лермонтова с майором Н.С. Мартыновым. По мистическому стечению обстоятельств перед дуэлью, вечером 15 июля 1841 года, началась гроза…
Причина дуэли - беспечный характер Лермонтова. Поэт отпустил в адрес Мартынова при дамах обидную шутку. Мартынов не простил, пошел на принцип. Пуля пробила сердце и легкие Лермонтова. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад ни вперед…» Правый бок поэта дымился...
На третий день после дуэли Лермонтов был погребен на пятигорском кладбище при Лазаревском храме.
ЛЕРМОНТОВСКИЕ МЕСТА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕРМОНТОВСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ТАРХАНЫ»
Архитектурный ансамбль усадьбы, которая и сегодня живет по традициям XIX века, состоит из двух комплексов. В первый комплекс входят: барский двухэтажный просторный дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, ветряная мельница, и сегодня перемалывающая тарханское зерно, дом мельника, заповедный парк, три фруктовых сада (яблони, груши, слива, вишня, малина, смородина), дубовая роща, пруды, теплица, где выращивают цветы XIX столетия, конюшня, беседки, место для детских игр. Второй комплекс – это фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова; рядом с часовней – могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
В фондах Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» числится 29 000 единиц хранения, из них основного фонда – 14,5 000 единиц.
ОБЕЛИСК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ ЛЕРМОНТОВА В ПЯТИГОРСКЕ
Когда находишься на северо-западном склоне Машука, у окружной дороги невозможно не заметить памятник, возведенный в окрестностях того места, где погиб Лермонтов. О роковом выстреле напоминает восьмиметровый обелиск в форме «указующего перста». Вокруг него сооружена ограда из столбцов в виде пуль, скрепленных цепями и четырьмя каменными фигурами грифов. Рядом находится сквер. Ощущение трагедии, произошедшей несколько столетий назад, приходит постепенно: когда ты вглядываешься в бюст поэта из черного гранита, который помещен внизу обелиска… грозный лик птиц, печальные тихие деревья вокруг…
ДОМИК-МУЗЕЙ ЛЕРМОНТОВА В ПЯТИГОРСКЕ
Сегодня это часть Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова. Входя в выбеленный домик с камышовой крышей, тебя пронзает странное чувство: ты оказываешься в хатке-мазанке, по полу которой когда-то ступал поэт! Скромная обстановка в доме соответствует той, какая была при Лермонтове, хотя воссоздана по сохранившимся описаниям. Ты смотришь на двор сквозь окно, куда устремлялся пытливый лермонтовский взгляд, ты видишь акварели в так называемой «приемной» комнате. Существует легенда, что картины со сценами кавказской жизни подарил Челаеву, хозяину дома (усадьбы), Лермонтов. В одной из комнат – стол, расположенный у окна. Это важно: ведь Лермонтов работал за этим столом только при открытом окне. В доме на стенах, по обычаю, оружие: кавказское ружье, пистолет, казачий кинжал… Печальное настроение овладевает каждым, кто входит во двор Лермонтовского домика, и грусть надолго остается после того, как ты уходишь прочь от него, растворяясь в городской пятигорской жизни…
Юрий АКСАМЕНТОВ.