13:17 18.08

Интервью от первого лица. Появится ли в Якутске семинария?

…Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов в Якутии не первый раз. Познакомиться с ней успел еще в 2008-м. Причем, весьма обстоятельно – во время миссионерского сплава по Лене, когда миссионеры спустились от Якутска до Тикси, преодолев по воде едва ль не половину огромной республики. Ныне же цель визита в Якутск заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви (это все равно, что министерство образования) о.Максима Козлова такова, что результатов его, судя по всему, будут с нетерпением ждать духовенство и многие прихожане православной епархии. В течение двух дней в столице республики работала возглавляемая им комиссия, которая должна была на месте оценить возможность преобразования Якутского духовного  училище в семинарию. Мы попросили о.Максима поделиться впечатлениями. И – возможными прогнозами! -- Да, сюда мы прибыли по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и указанию председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии. Прибыли с конкретной целью -- оценить состояние дел в Якутском духовном училище, поскольку на имя Святейшего Патриарха поступило прошение преобразовать его в семинарию, то есть придать ему статус высшего духовного заведения. Конечно, поскольку на календаре лето, то наблюдать самое важное -- учебный процесс -- мы не могли. Тем не менее, материальную базу училища, состояние учебных планов и программ, а также архив, библиотеку, ведение документации и прочее оценили. Разумеется, один из весомых позитивных моментов – это прекрасное здание, которое было выстроено при непосредственном участии правительства Якутии. Это и великолепный домовый храм, и удовлетворяющие всем требованиям учебного процесса аудитории, и достаточно комфортабельные рекреации для студентов… Особо хотел бы отметить корпус квартир для преподавателей – можно сказать, уникальное явление сегодня в наших провинциальных духовных школах, где есть возможность разместиться как одиноким монашествующим людям, так и семейным. Еще один огромный плюс -- достаточно укомплектованный преподавательский состав. Причем, как из духовенства самой епархии, имеющего академическое семинарское образование, так и преподавателей высшего светского образования Якутска. Это, несомненно, очень важный момент для современной духовной школы. Конечно, есть и проблемы – куда без них? Но задачи были поставлены, и я надеюсь, что они поэтапно будут решены. В рамках визита встречались мы и с главой правительства республики Галиной Данчиковой, и эта встреча обозначила желание республиканских властей и дальше развивать сотрудничество между Церковью и  государством в целом… -- Шла ли на ней речь о возможном открытии семинарии в Якутии? -- Да. И заинтересованность в этом со стороны светских властей Якутии прозвучала четко. Как впрочем, и готовность поддержать ее в рамках заключенных соглашений. Речь идет не о прямом финансировании духовной школы, а о косвенных преференциях. Например, поддержке при формировании библиотеки, возможном выделении финансирования ставок специалистов гуманитарных дисциплин, которые бы преподавали в духовном училище… -- Отец Максим, а Священный Синод заинтересован в том, чтобы в Якутии открылась семинария? -- Безусловно. Потому что духовных учебных заведений на Дальнем Востоке в принципе не так и много. Конечно, семинария здесь нужна. Особенно, если учесть специфику вашего региона, столь географически далекого от центра страны, региона, с весьма сложной транспортной инфраструктурой. Региона, так разительно отличающегося от иных областей, в епархиях которых нет столь острой кадровой проблемы. Поэтому, конечно, создать в Якутии духовную семинарию – это, прежде всего, верно стратегически. Задача епархии – показать, что образовательный процесс в этом учебном заведении вышел на качественно новый уровень. Другими словами, семинария должна сложиться, она должна родиться... -- Отец Максим, не могу не задать вопрос о проблеме, которую вы сами не раз затрагивали в своих выступлениях, -- о легитимности духовного образования, о признании государством дипломов духовной школы. Есть ли сегодня в этом плане перемены к лучшему? -- Надо сказать, вопрос признания духовных школ государством – наисложнейший. Уже два российских президента – каждый в свое время – высказали свою точку зрения по поводу аномальности этой ситуации, когда эти документы, по сути дела, являются внутренними бумагами Церкви, но пока воз и ныне там. Знаю, что в связи с этим давались поручения, создавались рабочие группы… Увы! Ясно одно: этот вопрос требует не столько формальных решений, сколько политической воли. Впрочем, проблема легитимности духовного образования намного шире вопроса  признания дипломов. Духовная школа, фактически уничтоженная после 1917 года, и на протяжении долгих десятилетий советского периода находившаяся в своеобразном гетто, была лишена возможности естественного развития. Сегодня же к нашим вузам при  лицензировании зачастую предъявляются те же формальные стандарты, что и, к примеру, коммерческим вузам. Между тем, наши учебные заведения до сих пор весьма остро ощущают нехватку преподавателей чисто богословского профиля. Да и разве может быть иначе, если долгие годы статус у доктора богословия в нашей стране был немногим выше статуса дворника? -- Насколько активно сегодня открываются в России учебные духовные заведения высшей ступени? -- Более 30 семинарий уже работают. Особенно активно они создавались в 90-ые годы – пору оживления церковной жизни в России. Сегодня же речь идет, в основном, не об открытии новых учебных заведений как таковых, а о повышении статуса уже существующих. -- Всякое ли духовное училище имеет шансы со временем «перерасти» в семинарию? -- Нет. Точно так же, как и не у всякого колледжа есть шанс дорасти до второго МГУ. В последнее время в России четко обозначилась тенденция сокращения числа фиктивных вузов. И это правильно! Высшее образование в стране должно быть по-настоящему качественным. Поэтому наша задача  -- сделать так, чтобы поступление человека в семинарию равнялось бы поступлению в вуз: по уровню подготовки, по объему полученных знаний и т.д. Добиться этого можно единственным способом – если повысить и не снижать планку требований к учебным заведениям духовной школы. Но иначе -- никак!.. Елена ВОРОБЬЕВА
Наш канал в Telegram