РИГ SAKHAPRESS.RU Музеи – это место с особым запахом, с особой атмосферой. Именно там можно столкнуться с чем-то потусторонним.
Работник одного нашего местного музея задержалась до позднего вечера в хранилище. Необходимо было найти экспонат для выставки. Привычно подошла к стеллажу, где сверху висела одежда, а снизу стояли коробки. Нагнулась, отодвинула чехол для хранения одежды, чтобы взять коробку. И тут неожиданно, громозвучно в тишине, брякнул металлический колокол...
Из её повествования:
- Зная, что там хранится (в чехле) шаманский костюм П.Е.Слепцова, не придав особого значения звуку, потопала обратно к рабочему столу. Прозвенев некоторое время, металлический звук потревоженного колокола стих. И вдруг я явственно услышала шорох, напоминающий звук шуршащего сена. Он не прекращался довольно продолжительное время.
Хоть я и не трусиха, естественно, в ускоренном темпе кинулась к охраннику. Послушали вместе… Но вы же знаете мужиков, он сказал, что ничего не слышит.
На следующий день решила провести эксперимент, пригласила девушек из другого отдела. Повторим те же действия, еще раз убедилась, что никто, кроме меня, ничего не слышит. Мне было страшно, но все же хватило сил сказать: «Наверное, вчера устала». А сама успокоила себя тем, что, наверное, являюсь представительницей тех, кто «аhа5ас эттэхтэр» (як.яз. -- особо чувствительная особа).
* * *
Как-то она же, в составе делегации, поехала в командировку для ознакомления с материалами духовной и материальной культуры эвенов в Хабаровский краевой музей им. Н.И.Гродекова. Главный этнограф Галина Т. рассказала ей, а также другим якутянками, что в их старом корпусе, в зале, где размещена экспозиция «Культура коренных народов» по ночам сама собой срабатывает сигнализация. Шёпотом она поведала, что ходят слухи о том, что поселился в музее призрак бывшего директора, знаменитого исследователя Владимира Клавдиевича Арсеньева.
Кстати, многие экспонаты, например, фрагмент шаманского дерева «тэсун», что означает «пристанище духов», а также деревянные фигурки идолов (сэвэны), он сам привез из экспедиций.
* * *
«Где бы человек, не жил и не работал, - гласит народная мудрость, - история всегда рядом». Отмечу, что в связи с 95-летием Прокопия Егоровича Слепцова в ноябре в Якутске готовится ряд мероприятий.
Неутомимый пропагандист народной музыки Севера, П.Е.Слепцов жил в бывшем центре Абыйского района Якутской АССР, в поселке Дружина. Был он и певцом, и мелодистом, и мастером музыкальных инструментов. А также сам шаманил. В молодости говорят, был кутуруксутом (помощником) у великого шамана Чиркова.
Прокопий Егорович в 60-х годах возродил давно забытый якутский музыкальный инструмент: «аарыктаах кюпсюр», который и ныне хранится в Музее музыки и фольклора народов Якутии. И, главное – он создал единственный в своем роде кюпсюр с металлическим скрежещущим звуком, создающим имитацию криков перелетных птиц и чаек.
В своих комментариях автор поясняет, что ввел его по личному ощущению, для практического применения инструмента. Также особым экспонатом является скрипка-кырыымпа с красивым названием «Ый-Куо» («Прекрасная луна»).
Дочь П.Е.Слепцова - Екатерина Прокопьевна, готовится презентовать СD-диск из 12 песен отца.
Надежда АЛЕКСАНДРОВА.
РИГ SAKHAPRESS.RU