Ответ: Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до 1 января 2014 года специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, если нет оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. При этом для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций используются результаты проведенной аттестации. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Необходимо отметить, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Таким образом, до проведения специальной оценки условий труда работодатель не вправе снизить уровень гарантий и компенсаций для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по сравнению с действующими гарантиями и компенсациями, предусмотренными в организации по состоянию на 1 января 2014 года при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте.
Вопрос: После проведения аттестации, спецоценки условий труда на рабочих местах, как правильно и по какой методике рассчитать конкретный размер доплат за вредные условия труда? Можно ли обязать работодателя, доплачивать больше за вредность через суд?
Ответ: В зависимости от фактического состояния условий труда на конкретном рабочем месте конкретные размеры оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации (статья 146) и Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 г. № 387/22-78).
Так, согласно пункту 1.1. Типового положения фактическое состояние условий труда оценивается на рабочих местах, где выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным министерством, ведомством по согласованию с ЦК профсоюза.
Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в Карте условий труда на рабочем месте (п. 1.2. Типового положения).
Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзным комитетом по следующей шкале:
на работах с тяжелыми и вредными условиями труда размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) – 4, 8, 12 процентов;
на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – 16, 20, 24 процента (п. 1.6. Типового положения).
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ч. 3 ст. 147 ТК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 3, частью 8 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливается класс (подкласс) условий труда в зависимости от вредности и (или) опасности условий труда на конкретном рабочем месте.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 426-ФЗ работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Руководствуясь частью 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель обязан ознакомить работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Следует отметить, что при проведении специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются представители выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В случае несогласия с результатами проведения специальной оценки работник вправе обжаловать ее результаты в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ). Исследовав представленные доказательства по делу, суд может обязать работодателя производить оплату труда работника в повышенном размере.
При возникновении спорных вопросов (например: результаты измерений являются недостоверными или рабочее место необъективно отнесено к той или иной степени вредности) Вы вправе обратиться в первичную профсоюзную организацию с целью постановки вопроса о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Вопрос: Как грамотно написать мотивированное мнение работодателю для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Заранее благодарна.
Ответ: Вопрос о проведении внеплановой специальной оценки условий труда может быть поставлен первичной профсоюзной организацией.
Мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации о проведении внеплановой специальной оценки условий труда должно содержать обоснованный вывод о несогласии с результатами проведенной специальной оценки условий труда.
В частности, необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Методикой проведения специально оценки условий труда (приложение № 1 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н). Например, вопрос проведения внеплановой специальной оценки условий труда может быть поставлен, если результаты измерений являются недостоверными или рабочее место необъективно отнесено к той или иной степени вредности.
Техническая инспекция труда
Федерации профсоюзов РС (Я)