РИГ SAKHAPRESS.RU Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов дал интервью Общественному телевидению России.
Константин Точилин: Добрый день. Это программа "Де-факто", и сегодня гость нашей студии - глава республики Саха (Якутия) Егор Борисов. Егор Афанасьевич, здравствуйте.
Егор Борисов: Добрый день.
К.Т.: Я, когда готовился к интервью, зашел на ваш сайт, где с удивлением вычитал следующее, цитата: "Сидим на алмазах и нефти, могли бы жить в роскоши, но правительство все продало, а поэтому у нас ничего нет – так можно обобщить достаточно популярные в определенной части общества высказывания о состоянии дел в Якутии". Достаточно смелый прием - так не постесняться это сказать, потому что, я думаю, что очень у многих наших зрителей, наверное, есть в голове такое ощущение. Вы не побоялись повесить это на сайте, значит, есть что ответить. Давайте рассказывайте.
Е.Б.: Вы знаете, Якутия - это все-таки край очень богатый, на этой земле есть все полезные ископаемые. Сегодня люди много ожидают после освоения таких богатств, как алмазы, золото, уголь и т.д. И можно было бы жить, конечно, достойно. Но, с другой стороны, у нас экономические законы, деятельность предприятий таковы, что мы пока это не чувствуем. Поэтому сегодня ставится такая задача, что, если они добываются, должны они заработать, прежде всего, ради людей.
Природные ископаемые оцениваются на 3 триллиона долларов утвержденных запасов. Значит, у нас перспективы очень большие
При этом мы должны понимать, что, когда мы ходим по земле и говорим, что у нас много богатства, - это касается всей России, потому что российское государство владеет все-таки очень многими полезными ископаемыми. Но при этом, не пуская их в оборот, их не добывая и не продавая, мы богатеть не можем. Поэтому речь идет о том, что мы должны сегодня изучить это богатство и с учетом перспективы, с учетом будущих поколений мы должны понимать, сколько должны добывать и продавать. С этой точки зрения Якутия имеет очень много резервов, потому что исследовано всего лишь 10% территории, и при этом богатства, природные ископаемые оцениваются на 3 триллиона долларов утвержденных запасов. Значит, у нас перспективы очень большие. Но при этом мы должны понимать, что сегодня мир ищет разные способы, чтобы заменить эти полезные ископаемые другими производными. Исходя из этого, мы это тоже должны учесть. Вот так появилась эта цитата. То есть, мы должны разумно все использовать на благо людей, на благо страны.
К.Т.: Скажите, еще одно такое мнение - не знаю, насколько оно тоже имеет право на существование: отношения с крупными корпорациями, которые, собственно, и разрабатывают эти природные ресурсы. Некоторые считают, что это хищнический подход, в идеале это должно быть какое-то партнерство: государство в вашем лице и корпорации. Как у вас с ними отношения складываются?
Е.Б.: У нас в этом плане со стратегическими инвесторами, кто работает на территории Якутии, мы всегда находим общий язык. Это немножко другие понятия, которые существовали в прошлом. Сегодня достаточно емкие и нужные для людей, в том числе и для защиты охраны природы, для более эффективной работы, изданы законы Российской Федерации, которые регулируют эти моменты. Исходя из этого, сегодня наши недропользователи все-таки относятся более ответственно не только с точки зрения освоения месторождения, но и с точки зрения социальной ответственности. Потому что когда они идут на нашей территории, прежде согласовывают с нами свои планы действий, принимают программы, которые отражают не только развитие производства, но и социальные стороны. Вот с этой точки зрения мы очень требовательны и конструктивно с ними работаем, иначе то, что вы говорите, может повториться.
К.Т.: Помните, в советское время предприятия должны были строить инфраструктуру социальную: школы и детские сады. Вот сейчас же этого нет? Или вы пытаетесь из них это получать?
Е.Б.: Нет, мы пытаемся от них получать. Вот, например, у нас есть компания алмазодобывающая АЛРОС. Они в свое время оказывали помощь. Но с учетом тех требований рыночной экономики они как бы уходят от несвойственных функций. Но при этом мы говорим, что вы должны нести, с учетом экстремальных условий Севера, социальную ответственность. Они выделяют определенную сумму денег в конкретный внебюджетный фонд республики, чтобы мы решали свои социальные вопросы с учетом поля деятельности этой компании. Или мы вели разговор с "Сургутнефтегазом", которые добывают нефть на территории Якутии. Они уже на проектные мощности выходят. Мы тогда говорили: давайте, вы к нам пришли в Якутию, постройте это, сделайте это в населенных пунктах, где они работают, и там, где они работают, на территории Якутии. Они все это оказывают: построили нашу сельхоз хозяйственную академию, бассейны, спортивные комплексы и т.д. Вот в этом и заключается та ответственность, которую они должны нести и дальше.
К.Т.: Насколько вам было трудно этого добиться? Или они с пониманием отнеслись к этому?
Е.Б.: Они с пониманием отнеслись. Потому что сегодня политика поменялась у них: немножко другие требования, другие уровни подходов к решению этих проблем. Не знаю сейчас, как будет происходить вот то, что сегодня мы чувствуем определенную нагрузку для наших компаний по цене на нефть, по другим рынкам. Начнем с ними вести разговор, в том числе и по налоговым платежам.
К.Т.: А какие рычаги у вас есть, инструментов вам хватает? Законы все достаточно предусмотрели, чтобы глава республики мог адекватно говорить с главами корпораций?
Е.Б.: Мы должны понимать, что в такие противоречия они пытаются не вступать, потому что понимают, что у государства есть много рычагов. Даже если просто заявить, что у нас есть санитары, ветеринары, охранники природы и т.д., если все запустить с одной стороны, то, конечно, это будет достаточно большой объем требований, но мы этого не делаем, потому что они понимают это.
К.Т.: Я знаю, вы прямо из студии сейчас в аэропорт и домой. Сколько лететь из Москвы до Якутска?
Е.Б.: Семь часов.
К.Т.: Семь часов – это очень далеко, при том, что современные самолеты быстро летают. Якутия далеко от центра. Насколько вообще есть общие интересы какие-то у людей, о чем сейчас говорят люди в Якутии, что самое обсуждаемое сейчас? Насколько это то же, о чем говорят в Москве или, скажем, в Калининграде? Вы не чувствуете себя оторванными в какой-то степени?
Е.Б.: Нет. Якутия никак не может считаться оторванной, потому что коммуникации такие, что люди находятся сиюминутно в любой точке мира, в том числе и в Российской Федерации, тот же Интернет, те же СМИ, телевидение, держат нас в курсе дела. Людей что сегодня беспокоит? С учетом того региона, где я работаю, речь идет о стабильной ситуации, об уверенности в своей работе и конечно, в том числе в экономическом и политическом плане – этого у нас в республике добиваются. У нас сегодня ситуация абсолютно стабильная.
К.Т.: Скажите, санкции, на которые все жалуются, вас они каким-то образом коснулись?
Е.Б.: Конечно, санкции будут касаться. Во-первых, то, что связано с той картиной, которую мы сегодня видим. В частности, давайте вернемся к нашей валюте: доллар растет, а наши крупные компании не работают на мировом рынке. Их составляющие затрат в основном формируются за счет импортных оборудований и т.д. Растут затраты, с одной стороны, но с другой стороны - рынки сбыта тоже долларовые. Поэтому, если в рублевый эквивалент перевести, то это нормально смотрится, но затраты будут побольше сегодня. Например, возьмем нефть. Если раньше речь шла в Якутии только об алмазах, золоте, угле, то сегодня речь ведется о нефти и газе. Наверное, об этом уже наслышаны. Сегодня добывается около 10 миллионов тонн нефти, и в ближайшее время начнем поставлять газ в Китайскую Народную Республику. По нефти. Стоимость сегодня сужается, и, конечно, налоговые поступления будут снижаться. Мы это начнем чувствовать, но не сегодня, а вот в первом-втором квартале 2015 года.
К.Т.: Вы как-то будут бюджет пересматривать в новых условиях республики?
Е.Б.: Мы сегодня бюджет на ближайшие три года приняли с учетом рекомендаций министерства экономического развития Российской Федерации, министерства финансов. Мы взяли этот бюджет по параметрам на ноябрь месяц – мы приняли такой бюджет. Но конечно, если жизнь будет меняться, то мы имеем право корректировать свои бюджеты. Мы надеемся, что ситуация стабилизируется.
К.Т.: Вот вы говорили, что у вас начались контракты с Китаем. Какой еще обмен с Китаем происходит? Насколько вообще регион ориентирован на Китай?
Е.Б.: Мы на сегодняшний день на Китайскую Народную Республику такими большими объемами не ориентированы, только в последнее время начинаем работать - кстати, поставка угля началась в КНР, компания "Митчелл" занимается. Мы там уже начинаем сбывать алмазы, потому что китайский рынок имеет очень хорошую нишу, тем более Западная Европа начинает себя показывать с учетом санкций и т.д. Поэтому есть на что рассчитывать.
Уникальная природа, прекрасная рыбалка, трофейная охота - вот смысл въездного туризма в Якутии
Но самое главное, сегодня принята политика поддержки развития Дальнего Востока в целом, а Якутия является составной частью Дальнего Востока. Мы свою политику сегодня полностью ориентируем на азиато-тихоокеанский регион. Это, прежде всего, более низкие транспортные расходы, чем в европейскую часть России, или чем как-то связываться с другой стороны, это большой рынок. В Государственной думе сейчас принимается закон об опережающем развитии территорий. В рамках этого закона мы готовим проекты, уже нашли инвестора по ним, будем работать, и полностью завершенными производствами будем выходить на азиато-тихоокеанский рынок.
К.Т.: А как вам кажется, не страшно для России, что ряду регионов проще ориентироваться на Азию, чем на Европу. Понятно, что из Якутии проще попасть в Китай, чем из Москвы, и дешевле. Это хорошо или плохо, как вам кажется?
Е.Б.: С одной стороны, есть точка зрения экономической связи и определенных отраслей - в частности, развитие туризма. Это очень выгодно, потому что из Якутска до Пекина можно долететь за 3,5 часа, а из Якутска до Москвы я добираюсь 6-7 часов. Это большая разница, потому что люди считают. Выездной туризм сейчас стал ориентироваться с Турции, с Европы на китайский, вьетнамский или корейский рынок. Мы только это приветствуем. Но, с другой стороны, сегодня настраиваемся, чтобы создать условия въездного туризма, а не только выездного, с учетом особенностей Якутии, потому что Якутия – это уникальный, прекрасный край.
К.Т.: Что бы вы предложили туристам?
Е.Б.: Наши экстремальные условия на планете Земля, таких холодов нигде нет – это только в Якутии.
К.Т.: Приезжайте к нам померзнуть, что называется.
Е.Б.: Да. – 60-70˚С, можно же на один день прилететь и почувствовать этот холод. Это просто прекрасный незабываемый эпизод из жизни. У нас есть очень хорошие природные ресурсы, можно показать красоту природы – это молодые горы, это горные речки, это долины больших речек - река Лена чего стоит - ну, все можно показать.
Госзаказами у нас теперь занимается только один орган. Остальным я запретил
У нас самые крупные дыры в земле искусственные – это алмазные карьеры, это уникальные, впечатляющие картины. Мы можем алмазы показать - как добываются, как перерабатываются, как превращаются в кристалл, это есть только в Якутии. Вот в чем смысл именно въездного туризма. Уникальная природа, прекрасная охота, прекрасная рыбалка, трофейная охота – все это есть в Якутии.
К.Т.: Но лететь к вам дорого, наверное. Сколько из Москвы к вам билет стоит?
Е.Б.: У нас идет конкуренция авиакомпаний: четыре авиакомпании летают до Якутска. Стоимость билетов - от 16 тысяч рублей до 30 тысяч рублей достигает.
К.Т.: А это ваши компании?
Е.Б.: Есть одна наша компания – "Авиакомпания "Якутия". Есть и "Трансаэро", есть и "Аэрофлот", есть S7, и все они конкурируют между собой.
К.Т.: Скажите, а внутренняя авиация существует? У вас же огромная территория.
Е.Б.: Мы без авиации жить не можем, это наша собственная авиакомпания "Полярные авиалинии". Конечно, есть определенные сложности по авиации. Это не только наша проблема, а и в целом по Российской Федерации. У нас надо создавать свою малую авиацию, мы очень зависим от внешних инвесторов.
К.Т.: Я так понимаю, что без вертолетов там у вас никуда?
Е.Б.: Без вертолетов, без малой авиации типа АН-24 самолеты, бывший АН-2, мы летать никуда не можем.
К.Т.: А насколько малая авиация доступна для населения?
Е.Б.: Мы создаем условия, чтобы они были доступны и в тарифах, и в самих летательных аппаратах, пока держимся. Но если мы не будем принимать какие-то радикальные меры на уровне государства, то в ближайшие пять лет может появиться коллапс в этом плане.
К.Т.: А что нужно делать, чего вам не хватает в этом плане? Нужна из Москвы какая-то помощь?
Е.Б.: Нужно создавать свои самолеты вместо АН-2, АН-24. Или создать такие условия, чтобы у нас была гарантирована поставка самолетов. Вот в этом проблема.
К.Т.: Сейчас пока нет этого?
Е.Б.: Пока мы золотой середины не нашли.
К.Т.: Вы прилетали в Москву, чтобы присутствовать на оглашении послания президента Федеральному Собранию. Что бы вы отметили из послания, как наиболее важное для вашего региона, потому что это главное событие декабря?
Е.Б.: Думаю, не я один здесь буду, если скажу, что все мы ожидали это послание, потому что страна в достаточно сложной ситуации сейчас находится, под внешним давлением Запада. И, конечно, многие вещи для себя надо было уяснить. Мне было очень приятно то, что мы ответы на эти вопросы получили. Прежде всего, на основе исторического экскурса, на основе анализа действия руководства страны Владимир Владимирович дал конкретный ответ, какую позицию будет занимать Россия. Это очень важный момент, и мы это услышали.
Мы 2015 год объявили годом предпринимательства, для нас это приоритет
Во-вторых, мы, руководители субъектов Российской Федерации, все-таки ведем свою собственную экономическую политику, социальную политику, и нам необходимо было свериться и получить ответы, какую позицию того, что происходит по отношению к России, на фоне этих событий как будет выстроена политика в экономике, в социальной сфере, на что надеяться, на что рассчитывать. В этом плане мы тоже получили ответы. В частности, Дальний Восток как приоритет останется. Потому что мы, дальневосточные регионы, с учетом формирования последней политики президента по отношению к нашим территориям, думали, что проблемы возникнут, но он сказал - нет, что будут поддерживать. Предпринимательство. Вот малое, среднее предпринимательство – в Якутии это решающий фактор, это занятость.
К.Т.: А чем у вас занимаются малые и средние предприятия?
Е.Б.: Малый и средний бизнес – это инфраструктурное направление, это социальная сфера, это сельское хозяйство, это обслуживающая сфера. В последнее время этим только занят малый и средний бизнес. Необходимо сегодня заниматься и импортозамещением, потому что мы поставлены перед выбором, и такую политику надо сегодня вести. Здесь, конечно, самым главным, передовым будет бизнес. Мы в республике Саха (Якутия) 2015 год объявили годом предпринимательства, для нас это будет приоритет. Как раз сегодня получили ответ, и в послании президент прямо изложил, что мы будем поддерживать бизнес не только морально, но и в плане экономической поддержки: налоговые льготы и т.д. Тем более, кошмарить дальше нельзя, потому что сегодня президент сказал, что надзорные органы, проверяющие органы должны потихоньку отойти и только работать по рискам, где будут нарушения, а в остальных случаях не трогать бизнес. Вот это очень важно. Следующее направление - это образование, здравоохранение. В этом плане президент четко выразился: будут конкретные объемы работ, по которым надо дальше действовать.
К.Т.: Вы говорили про импортозамещение. А вот конкретно в вашей ситуации чего лишилась Якутия из-за санкций, что нужно замещать?
Е.Б.: Конечно, здесь речь особенно идет о продовольствии. Мы, к сожалению, полностью себя не обеспечиваем продовольственными товарами. Хотя мы работаем в сложных природно-климатических условиях, очень экстремальных, но занимаемся производством мяса, молока, овощей, картофеля. Конечно, 100% не обеспечиваем, но мы импортировали вне республики. Мы завозили продукты непосредственно и из, Российской Федерации и из-за рубежа. А сегодня из-за ограничений из-за рубежа сами по себе настроились, чтобы вот эту нехватку продуктов заполнить своим производством. Поэтому сельское хозяйство, уникальное у нас сельское хозяйство, будем поддерживать и дальше.
К.Т.: Президент говорил еще о целевом использовании средств на строительство, и как раз об этом ему говорили активисты Народного фронта. Кстати, если вспомнить это заседание Народного фронта и встречу с президентом, они как раз в качестве одного из примеров называли здание Пенсионного фонда в одном из якутских городов. Я понимаю, что это совершенно не проблема только Якутии, а проблема для всех, но проблема существует. Что с этим делать?
Е.Б.: Проблема существует, и я абсолютно согласен. В республике ведется очень жесткая позиция по размещению государственных заказов, государственных денег по строительству объектов. Мы понимаем, что соблазн бюджетных средств всегда был и остается.
К.Т.: Людей не переделаешь.
Е.Б.: Да. Мы в республике вводим порядок более четче. Раньше любой государственный орган имел право размещать государственные заказы на строительство, на покупку машин и т.д. и каждый занимался. Чтобы сократить этот соблазн для бюджетников, я всех полномочий государственные органы лишил: никто размещать заказы в Якутии больше не будет, и они уже год этим не занимаются. А занимается только один орган, так и называется - Государственный комитет по заказам. То есть, все министерства и ведомства уже своими средствами не обладают и не размещают, поэтому один государственный орган будет размещать, и мы его контролируем. Он уже год поработал и показал очень большую эффективность. Вот эту работу будем продолжать. Исключаем определенную коррупциогенность в действиях органов государственной власти, чтобы соблазнов не было. Даже если чиновник пытался подходить к проблемам размещения госзаказов, то они сегодня этого в Якутии лишены. Эту работу мы будем продолжать. То, что касается здания этого Пенсионного фонда, то он стеклянный дом, а по стоимости квадратный метр намного ниже, чем другие, в сумме, объекты. Он из-за того, что красивый, стеклянный.
К.Т.: Просто выглядит хорошо.
Е.Б.: Стекло – это дешевле.
К.Т.: Понятно. Еще одна тема, о которой говорил президент, - это контроль за ценами. Собственно, сигнал главам субъектов Федерации. Действительно, мы из многих регионов получаем информацию о том, что растут цены иногда оправданно, иногда не оправданно на определенные группы товаров. Что может сделать администрация субъекта, чтобы держать их? Вроде бы как рынок, с одной стороны, а с другой стороны - понятно, что, если не остановить, то будут задираться до безумия.
Е.Б.: Это очень важный вопрос. И этот вопрос все-таки связан с социальным настроением людей, а для Якутии это вдвойне ответственно. Потому что Якутия, вы сами сказали, находится далеко. Всегда, когда формируются цены, особенность Якутии заключается в том, что в любом производстве, в любом формировании тарифов транспортные расходы занимают очень большую долю. До 60% затрат при формировании цены и тарифов именно получает транспортная составляющая.
К.Т.: Вам нужно еще привезти туда, а потом внутри распределить.
Е.Б.: Довезти в Якутию, потом по такой огромной территории везти еще до точек назначения. Конечно, затраты огромные. Самый главный ориентир наш, чтобы создавать более эффективный механизм доставки ресурсов, чтобы нормальную цену формировать. Вот это главная проблема. Мы покупаем, например, в Новосибирской области, в Иркутской, в Подмосковье по той цене, которая здесь продается, а потом ведем через всю страну, завозим, а цена становится дороже. Но мы при этом создаем условия, чтобы не было резкого повышения цены по отношению с Москвой, Новосибирском. Вот этой работой как раз занимается правительство нашей республики.
К.Т.: Скажите, а не удавалось сравнить, если зайти в магазин, насколько у вас товары какие-то дороже?
Е.Б.: Можно сравнить только с дальневосточными регионами, у нас цена не самая высокая по сравнению с другими субъектами, но по 2-3 категориям, которые жестко формируются за счет транспортных расходов, будут самые высокие. По основным массовым направлениям, по крупам, по сахару и т.д. находимся в середине среди субъектов Дальнего Востока.
К.Т.: А что касается людей - у вас же есть статистика - уезжают, остаются, хотят остаться, растет население, как вообще у вас?
Е.Б.: У нас в Якутии естественный прирост давно наблюдается, более десяти лет. В конце 90-х годов эта картина немножко менялась, а так стабильно у нас прирост. Миграционный отток тоже уменьшился. В начале 90-х годов был очень массовый отток населения в связи с тем, что закрывались золотые предприятия, семь поселков было закрыто. После этого мы ни одного поселка не закрыли. Оны были закрыты решением правительства Российской Федерации, хотя мы сами сопротивлялись, не хотели их ликвидировать, но было такое решение принято. После этого нет массового оттока. Определенная миграция, конечно, есть, в зависимости от той ситуации, которая создается в экономике предприятий.
К.Т.: В основном люди как-то жизнью более-менее довольны.
Е.Б.: К нам приезжают.
К.Т.: Спасибо, я знаю, что у вас практически самолет уже под парами, не будем вас больше задерживать, и спасибо, что нашли время к нам прийти. Егор Борисов, глава Республики Якутия (Саха) был гостем программы "Де-факто".