12:17 15.12

Послание Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн)

РИГ SAKHAPRESS.RU Взаимная ответственность и открытое управление – условия эффективной работы власти и общества.

Уважаемые народные депутаты и члены правительства! Уважаемые руководители муниципальных образований! Дорогие жители республики!

Сегодня я впервые обращаюсь к вам с Посланием в качестве Главы Республики Саха (Якутия), избранного путём свободного волеизъявления граждан.

Это не означает, что моя роль, как руководителя региона, стала больше или меньше, чем раньше. Моя роль и мои обязательства, отражённые в словах присяги, остаются неизменными. Но теперь у меня появилась еще и дополнительная ответственность перед якутянами, которые поддержали мою кандидатуру на прошедших выборах. А с другой стороны, у меня появилась дополнительная уверенность в том, что наша с вами совместная работа идет в правильном русле.

При этом хотел бы отметить слаженные действия правительства, грамотно реализующего ключевой принцип управления регионом – программный и комплексный подход к решению поставленных задач. Прогноз основных показателей по итогам уходящего года подтверждает сохранение стабильного социально-экономического положения республики с небольшим, но устойчивым ростом. Темпы роста валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал и реальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) традиционно выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Средняя продолжительность жизни населения в Якутии за 2010–2014 годы увеличилась с 66 до 69 лет. Республика устойчиво входит в число регионов страны, где отмечается высокий уровень рождаемости и положительный коэффициент естественного прироста. По индексу развития человеческого капитала, рассчитанного согласно методике Организации Объединённых Наций, мы сохраняем место в лидирующей десятке субъектов Российской Федерации.

Владимир Владимирович Путин в своём ежегодном Послании 4 декабря ещё раз подтвердил, что масштабные планы развития Дальнего Востока будут реализованы.

Тем временем Якутия становится крупнейшим нефтегазовым центром на востоке страны. Напомню, что в этом году в столице республики был дан старт строительству газопровода «Сила Сибири». Также введен первый пусковой комплекс подземного рудника «Удачный». Состоялся аукцион на освоение Томторского месторождения редкоземельных металлов. Началось возведение Якутской ГРЭС-2. Продолжилось строительство объектов электросетевого хозяйства, в режиме временной эксплуатации введен пусковой комплекс железнодорожной линии Томмот – Якутск. На федеральном уровне одобрена наша идея о проведении комплексной научной экспедиции Российской академии наук по изучению производительных сил республики.

Мы шаг за шагом, насколько хватает сил и средств, развиваем социальную инфраструктуру – строим школы, детские сады, больницы, спортзалы.

2014 год был объявлен в Якутии Годом Арктики. Можно много рассуждать о том, что сделано, а что не сделано. Но главное заключается в том, что мы повернулись лицом к нашему северу. В 90-е годы реформаторы решили, что в условиях рынка в отечественном Заполярье жить чересчур затратно, после чего началось массовое закрытие арктических поселков. Но время – самый мудрый судья – показало, какая ошибка была допущена тогда. Теперь началось возрождение российской Арктики. Мы понимаем, что есть люди, которые ни при каких обстоятельствах никуда не уедут с севера, будут жить там постоянно с верой в лучшее будущее. Они достойны уважения и внимания. В этом году мы начали оказывать арктическим и северным районам более ощутимую поддержку. Около 2,5 миллиардов рублей вложено на эти цели, в том числе, более 500 миллионов рублей направлено на обновление жилищного фонда. Мы развернули там строительство многих социальных объектов. Но это только начало. Дальше предстоит делать еще больше.

В Российской Федерации 2014 год был отмечен как Год культуры, и он тоже не прошел напрасно. В учреждениях культуры республики наблюдается рост посещаемости, демонстрируют успехи наши кинематографисты, расширяется гастрольная деятельность, мы приступили к реализации вновь принятого Закона РС(Я) о культуре. Сегодня с повестки дня не снимаются задачи повышения качества услуг в сфере культуры и искусства. Напомню также, что весной этого года было принято решение Президента России Владимира Владимировича Путина о праздновании в 2022 году 100-летия Якутской автономии. Все инициативы, выдвинутые в рамках Года культуры в России, а также в рамках подготовки к 100-летию Якутской АССР, должны быть формализованы в виде Концепции культурной политики республики до 2030 года, которая затем пройдет всенародное обсуждение. Обращаю ваше внимание, что следующий год провозглашен в Российской Федерации Годом литературы. Это дополнительный стимул для нас, чтобы усилить уже начатую в республике работу в области языковой политики. Летом мы встречались с писателями Якутии, обсуждали проблемные вопросы и договорились, что нам надо создавать более благоприятные условия для творческой самореализации наших литераторов, в первую очередь молодых авторов.

Предстоящий 2015 год, товарищи, ознаменуется всенародным празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Нам надо достойно встретить этот славный юбилей, наполнить его глубоким содержанием. Проявить заботу о ветеранах-победителях – общегосударственная миссия, к которой призываю подключиться всех якутян. Подвиги наших отцов и дeдов должны оставаться неизменным ориентиром нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Уважаемые коллеги!

Население, как всегда, ставит перед органами власти много вопросов. Эти вопросы касаются самых разных сфер повседневной жизни, начиная с обустройства сельского двора и заканчивая развитием крупных промышленных предприятий. Но все эти вопросы – мелкие или глобальные, конкретные или многоплановые – возникают неслучайно. Они продиктованы требованиями времени и должны приниматься во внимание, рассматриваться самым серьезным образом. В конце концов, улучшения оттого и наступают, что существует недовольство чем-либо, запрос на перемены.

Конечно, проблемы по своему решению могут быть разные. Где-то нужно приложить совсем немного усилий, иногда просто приободрить людей, проявить чуткость. А где-то нужно вложить многомиллиардные инвестиции, создать надлежащие условия для привлечения частного или государственного капитала. Обо всём в одном докладе не скажешь, многие темы обсуждены, по ним приняты решения. Но на более значимых наших задачах есть необходимость остановиться подробнее.

Начну с вопросов экономики и финансов, от которых зависит состояние нашего образования, здравоохранения, культуры, спорта, всей социальной политики. Кстати, среди регионов Российской Федерации по этим направлениям Якутия уверенно занимает передовые места.

Рассматриваемый трёхлетний бюджет на 2015-2017 годы учитывает задачи, которые мы определили на ближайший период. Основные его параметры будут выдержаны. Социальные обязательства в любом случае будут исполнены. С другой стороны, надо оставаться реалистами. Российскую экономику, по понятным причинам, ожидают стеснённые условия функционирования. При определенных обстоятельствах, если возникнет необходимость туго затянуть пояса, мы пересмотрим отдельные позиции, связанные с поддержкой некоторых отраслей. Но правительство, Галина Иннокентьевна, обязано сделать всё от него зависящее, чтобы этого не произошло. На фоне западных санкций, изменения курса доллара и зыбкой конъюнктуры мирового рынка правительству предстоит в ручном режиме заниматься всеми предприятиями. Вести мониторинг, точно выстраивать предварительные прогнозы, чтобы не упустить ситуацию из-под контроля.

Правительству республики придется еще более тесно работать с федеральными органами власти по совершенствованию методики межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности регионального бюджета. До сих пор нам удавалось убеждать центр учитывать особенности Якутии. Нужно и впредь сохранять такую же принципиальную позицию.

Параллельно нам стоит продумать механизм создания более простой и универсальной системы взаимодействий по межбюджетным трансфертам с муниципальными образованиями. На сегодняшний день они получают из государственного бюджета республики десятки трансфертов, что затрудняет как исполнение, так и контроль расходования средств.

Ещё одна задача из области бюджетной политики – передача полномочий с поселенческого на районный уровень и их финансовое обеспечение в рамках изменений федерального законодательства. Напомню, что предстоящий 2015 год будет переходным периодом для принятия соответствующих решений.

Реализация Концепции повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики республики, несмотря на сложности, остается для нас приоритетом. К 2018 году доходы бюджетников в реальном выражении должны вырасти на 70 процентов. В текущем году на эти цели было направлено 60 млрд. рублей, или почти 80% собственных доходов республики.

По всей вероятности, избежать потерь доходов бюджета нам всё-таки не удастся, а компенсировать их можно только увеличивая собственные доходы. Чтобы справиться с такими вызовами и изыскать дополнительные внутренние резервы, следует уже сейчас наполнять социально-экономическую политику республики новым содержанием.

Конечно, необходимо продолжить работу по созданию новых производств, продвижению наших компаний на мировые рынки, использовать все механизмы привлечения инвестиций разного уровня и особенно частного капитала. Благо, что республика держит высокие международные кредитные и инвестиционные рейтинги. В этой связи мы возлагаем большие надежды на поэтапную практическую реализацию Инвестиционной стратегии республики.

Каждое малое и крупное производство – это источник доходов нашей казны, каждое рабочее место – это занятость и зарплаты людей. В республике в ближайшие годы должны появиться новые отрасли горнодобывающей промышленности по железным, серебряным, полиметаллическим и редкоземельным рудам.

Но задачу освоения обширных территорий республики невозможно осилить без транспортной инфраструктуры. Уже ведется строительство подъездного железнодорожного пути к Инаглинскому угольному комплексу. Мы рассчитываем, что строительство региональных автодорог «Амга», «Кобяй», «Алдан» и «Умнас» придаст новое качество развития близлежащим районам. Ликвидация сложных участков автодороги «Колыма» будет способствовать ускоренной реализации инвестиционных проектов горнорудной провинции северо-востока Якутии. Выход автодороги «Вилюй», а также передача избыточной электроэнергии Вилюйской ГЭС за пределы республики значительно улучшат взаимовыгодные межрегиональные экономические связи.

Нам жизненно необходимо обновление речного и авиационного флота в масштабах, соответствующих задачам «северного завоза». Субсидирование авиаперевозок должно увязываться с потенциалом развития территорий. С учетом значительного увеличения объемов завоза грузов на ближайшие три года в связи с реализацией крупных проектов необходимо наладить особый порядок взаимодействия с компанией «Газпром» и РАО «Энергетические системы Востока».

Главным для Якутии инфраструктурным проектом останется создание Якутского транспортно-логистического узла. Этот проект придаст развитию экономики республики новый импульс и выведет якутян совсем на иной уровень жизни.

Дорогие друзья!

Как вы знаете, следующий год объявлен в нашей республике Годом предпринимательства. Малый и средний бизнес – это, образно говоря, кровь экономики.

В Якутии сформирована достаточно живая система взаимодействия органов власти и бизнес сообщества. Появляется инфраструктура поддержки предпринимательства. За последние пять лет оборот предпринимателей вырос в 1,5 раза и занимает долю в 13% ВРП республики, сегодня в этой сфере трудится уже 145 тысяч человек или 31% от экономически занятого населения. Меняется отраслевая структура малого бизнеса. Снизилась доля торговли, растет число занятых в строительстве, обрабатывающих производствах, гостиничном и ресторанном бизнесе, здравоохранении и образовании, добыче полезных ископаемых.

На то, что у нас много делается в этом направлении, обращают свои взоры и федеральные органы власти. Два месяца назад я был одним из немногих руководителей территорий, принимавших участие в совещании у Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева по вопросу реформирования государственного контроля, надзора и разрешительных функций для снижения избыточного давления на предпринимателей.

Республика Саха (Якутия) уже включена в пилотный проект по апробации такой реформы в регионах. Подготовка соответствующих нормативных актов намечена на 2015 год. Уважаемые коллеги, мы должны активно участвовать в этой работе. Для снятия чрезмерного давления на бизнес, иногда сопровождаемого элементами коррупции, прошу правительство внести свои предложения по проведению эксперимента. При этом ориентироваться на обеспечение полной открытости проверяющих органов и инстанций; на сокращение количества проверок и введение надзорных каникул для добросовестных, социально ответственных предпринимателей; на предъявление разумных требований к бизнесу, которые должны быть гласными, учитывать мнение общественности. Отталкиваясь от угроз деструктивной политики западных стран, нам нужно искать и иные рычаги реальной поддержки предпринимательства.

Утвержденные мероприятия Года предпринимательства должны быть приняты к исполнению всеми ответственными органами и руководителями.

Требую от правительства продолжить насыщение Фонда поддержки предпринимательства, помочь тем, для кого привлечение кредитных и инвестиционных средств затруднено, а также до 1 марта 2015 года определиться, как мы собираемся дальше упрощать процедуры получения разрешительной документации на строительство, оформление кадастровых документов, регистрацию прав собственности, аренды имущества и т.д. Еще один принципиальный момент: мы должны исключить неоправданную дискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, развивать аутсорсинг, в первую очередь по услугам для нужд бюджетных учреждений.

Ключевой вопрос для предпринимателей – налогообложение. Предлагаю продлить действие пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения. Интересы малого бизнеса должны быть соблюдены и в рамках совершенствования патентной системы.

Подчеркну, что в предстоящие годы Республика Саха (Якутия) должна стать пилотной территорией Дальнего Востока для внедрения лучших практик создания благоприятной бизнес-среды. Наша целевая задача в ближайшие годы вовлечь в предпринимательскую среду не менее 40 процентов активно занятого населения республики. Призываю и само деловое сообщество Якутии быть максимально энергичным, инициативным.

Уважаемые товарищи!

Принимаемые нами меры, нацеленные на комплексное развитие села, начинают потихоньку оправдывать себя. Наше село, наконец, становится объектом внимания не только властей, но и бизнеса. А это самое главное: если в деревню потянутся предприниматели, молодые люди, то жизнь там станет привлекательней. Нам нужно укреплять эту позитивную картину. И ничего особенно нового изобретать не надо. Во-первых, надо усилить работу по принятым государственным программам, продолжить политику комплексной поддержки села. Во-вторых, надо поддержать сельский бизнес – через более понятные механизмы. В-третьих, как мы договаривались, существенно повысить закупочные цены на реализуемую аграриями продукцию, которые закроют обоснованные затраты на её производство, обеспечивая также гарантированную заготовку и сбыт.

Санкционная война и политика импортозамещения, как ни парадоксально, дает нам дополнительный шанс обеспечить собственные продовольственные потребности и наполнить наш рынок экологически чистыми товарами местных сельхозпроизводителей. Его нельзя упускать. Для этого правительство должно обратить внимание на решение трёх вопросов. Это создание материальной базы хранения произведенной и заготовленной продукции. Это качественная переработка (здесь у наших заготовителей уже появился хороший опыт). И это формирование устойчивой системы оборотного капитала для обеспечения авансирования и беспрерывного закупа.

Нам надо регламентировать более прозрачные и четкие правила для обновления жизни на селе, а с другой стороны избавить селян от излишней зависимости от многочисленных субсидий, субвенций и дотаций, которые сбивают народ с истинного пути, возвращают к иждивенческому настрою. Подчеркиваю: там, где есть объективная необходимость, мы обязаны поддерживать людей. Там, где люди в силах справиться сами – они должны справляться сами или, по крайней мере, стремиться к этому. Примеры для подражания уже есть. В прессе освещается опыт хозяйств, наслегов, улусов, где молодые ребята при поддержке государства и жильё строят, и нормально налаживают производство на селе. Задачи, поставленные в рамках объявленной Пятилетки устойчивого развития села, играют одинаково судьбоносную роль для республики и в экономическом, и в социальном смысле.

В предстоящие несколько лет мы должны начать становление класса эффективных хозяев сельхозугодий, которые будут на долгосрочной основе вкладываться в землю. Пока в собственность юридических лиц и граждан официально оформлено всего 15 процентов используемых сельхозугодий, что мешает вложению долгосрочных инвестиций в улучшение их качества, не позволяет использовать земли и производственные объекты как капитал. Правительству и парламенту республики надо найти более эффективные рецепты, чтобы переломить ситуацию в этом вопросе.

Уважаемые народные депутаты!

У нас остается ещё более двухсот тысяч человек, нуждающихся в жилье. К основной проблеме – высокой стоимости одного квадратного метра жилья – в этом году добавились ещё и растущие ставки по ипотечному кредитованию (в среднем на 1,5%). В этой связи нам необходимо принять комплекс мер по повышению эффективности государственных капитальных вложений.

Учитывая масштабы проблемы и ограниченность бюджетных средств, предлагаю в ближайшие годы не распылять, а сконцентрировать финансовые и человеческие ресурсы на решении четырех основных задач. Первое: ликвидация аварийного жилья, к сентябрю 2017 года должно быть расселено более 1400 аварийных домов, признанных таковыми до 2012 года. Второе: стимулирование индивидуального жилищного строительства путем обеспечения земельными участками, инженерной инфраструктурой. Третье: строительство жилья для специалистов на местах в рамках общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в ХХI веке». И четвертое: так называемый пилотный проект, на реализацию которого в 2015 году надо предусмотреть не менее 200 миллионов рублей. Кроме того, активно участвовать в федеральных программах по решению проблемы жилья. Наша стратегическая цель – доведение годового объема жилищного строительства до 1 млн. квадратных метров жилья к 2022 году, при этом не меняется.

Результаты социологического исследования, проведенного в октябре-ноябре 2014 года, показали, что большинство населения удовлетворено ситуацией во всех сферах жизнедеятельности республики. Позитивные оценки превалируют по многим из предложенных критериев социального самочувствия. Негативизм преобладает лишь в части качества жилищно-коммунальных услуг и экологической ситуации.

Наша республика – единственный субъект России, где две трети затрат на коммунальные услуги покрывается за счет бюджета. Поэтому в системе ЖКХ вектор работы направлен на уход организаций коммунального комплекса от прямой бюджетной зависимости и повышение заинтересованности в конечном потребителе услуг. Мы должны обеспечить современные стандарты качества и ресурсосбережения. Это означает прежде всего обеспечение прозрачности и контроля за деятельностью компаний, обслуживающих и управляющих жилым фондом, наведение порядка в сфере сбора платежей за услуги ЖКХ, создание условий для экономии гражданами ресурсов. То есть перед правительством стоит задача: кардинально улучшить положение дел в этой отрасли, вызывающей массу недовольств граждан.

В сельской местности будет продолжено подключение населения к централизованным источникам теплоснабжения.

Основная наша инициатива в области экологии – создание Экологического фонда республики с вовлечением всех недропользователей и других организаций, производящих отходы. Нужно добиться, чтобы каждая компания-недропользователь с 2016 года имела комплексную программу охраны окружающей среды в зоне своего действия. Для этого необходимо принять специальный республиканский закон. Нужно утвердить национальный план развития лесов Якутии и создать Всеобщую систему озеленения в республике.

Также мы должны принять закон о благоустройстве территорий, в том числе наших крупных городов. К сожалению, в 90-е годы мы увлекались тем, что в развитии моногородов республики больше рассчитывали на усилия градообразующих предприятий. В результате Нерюнгри, Мирный, Алдан, Ленск многое недополучали. Этот пробел нужно устранять сегодня.

Обращаюсь к органам местного самоуправления. Ответственно отнеситесь к разработке трехлетних планов благоустройства! Ведь на эти цели лучшим 100 поселениям будут предусматриваться бюджетные средства на конкурсной основе в размере 4,5 млн. рублей на одно поселение.

Товарищи, с рождаемостью у нас, слава Богу, всё в порядке. Но с точки зрения народосбережения нам есть над чем работать и куда стремиться. Одной из главных прямых или косвенных причин смертности в республике, как и по всей России, по-прежнему остаётся злоупотребление спиртными напитками. В состоянии алкогольного опьянения люди также чаще всего лишают жизни друг друга или себя, калечатся физически или ломают свои судьбы, оказываясь за решеткой. При всём уважении к бизнесу, мы должны понимать, что здоровье людей, сохранение семей и борьба с правонарушениями гораздо важнее. Поэтому антиалкогольную политику – в вопросах упоря́дочения, а не ограничения продажи спиртного в розницу – мы будем продолжать и добьемся, чтобы с 2015 года реализация алкогольной продукции велась только в специализированных торговых точках. Уважаемые друзья!

За последние годы мы совершили определенный прорыв в плане стимулирования общественной активности. Но добиться широкого проявления гражданских инициатив у нас пока все равно не получается. И причину этого надо искать не только в обществе, но и в стиле работы органов власти.

С представителей власти всегда будет большой спрос, уважаемые коллеги. В этом надо отдавать себе отчет. Каждый руководитель должен чувствовать, что незаменимых у нас нет. В республике есть надежный резерв управленческих кадров.

В этом году сформировано новое Правительство РС(Я) с усовершенствованной структурой. Администрация Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) переведена на отраслевой принцип управления. Тем самым мы стремимся выстроить более внятную систему распределения обязанностей, исключить размывающие ответственность функции.

Вместе с тем, нам надо создавать такие условия, в которых нерадивому, закрытому, не желающему менять привычный стиль работы чиновнику становилось бы неудобно, дискомфортно работать. Замечу, что в сфере противодействия коррупции мы навели относительный порядок на республиканском уровне – повышая ответственность руководителей, централизовав управление закупками для государственных нужд, создав механизм работы с гражданами по принципу «одного окна». Теперь нужно смещать акцент в антикоррупционной деятельности на муниципальный уровень, где количество выявленных преступлений с использованием служебного положения, увеличивается.

Как сказал недавно Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, наиболее действенной силой, заставляющей чиновников выполнять нормы закона, является гражданский контроль. А полноценный гражданский контроль возможен только при соблюдении принципа открытости. Вот почему одним из фундаментальных решений, которые были приняты мной в этом году, сразу после выборов, я считаю поручение о разработке Стандарта открытости исполнительных органов власти республики.

Сразу хотел бы оградить коллег от ошибочной или узкой трактовки этой, на мой взгляд, определяющей задачи. Стандарт открытости не должен сводиться к регламентации уже привычных критериев. Речь идет не только об увеличении количества государственных и муниципальных услуг в электронной форме, облегчении доступа населения к сети Интернет, обязательном информировании и консультировании граждан о работе каждого органа власти, но прежде всего об изменении системных подходов к работе.

В процессе управления должны закрепляться новые формы и механизмы, включающие в себя такие составляющие, как общественная экспертиза, общественные форумы, государственно-общественные форумы. Нам нужно содействовать появлению многокомпонентного экспертного сообщества, которое было бы способно повысить качество принимаемых решений, разъяснять гражданам их суть и ожидаемые результаты, проводить мониторинг общественных настроений.

Например, недавно я поддержал предложение о создании Совета при Главе РС(Я) по взаимодействию с региональными отделениями непарламентских политических партий как площадки для цивилизованного межпартийного диалога.

Главными ценностями, из которых проистекают практические принципы совместной деятельности структур власти и общества должны быть единство, прозрачность, объективность, подотчетность и ответственность. На критерии «ответственность» задержусь. Как бы ни было печально это признавать, сегодня часть нашего общества, по сути, лишена понятия об ответственности. Некоторые люди живут ошибочными представлениями о том, что якобы все окружающие в долгу перед ними, что их права перевешивают их обязанности, что их действия не имеют последствий. Чувство ответственности нужно восстанавливать во всем нашем обществе, в каждом городе, на каждой улице, в каждом дворе. Но как это сделать? Только путем расширения участия граждан в оказании общественных услуг. А с другой стороны государству в лице органов власти тоже нельзя оставаться равнодушным к законным требованиям людей.

Современное общество должно опираться на взаимную ответственность. Это качество всегда было присуще народу. Но в наше время оно наполняется новым смыслом.

Новые онлайн-коммуникации радикально изменили методы воздействия и скорость воздействия на общественное сознание. Значительная часть общества получает информацию для формирования собственного мнения через электронные средства массовой информации и социальные сети. Таким образом, открываются безграничные возможности для информационных провокаций, выгодных узким группам лиц. В информационной среде возникает неразбериха, которая влияет на настроение и массовое поведение людей.

Увы, некомпетентных журналистов и комментаторов у нас не меньше, чем некомпетентных чиновников. Они тоже далеко не всегда проявляют ответственность, прикрываясь правом на свободу слова. В итоге в сознание людей закладываются слишком упрощенные обывательские представления о целях развития республики, примитивные оценки тех или иных экономических явлений, не отражающие реальную картину. А когда людям внушается дезинформация, кто от этого выигрывает?

Вся работа, связанная с социально-экономическим и культурным развитием республики, появлением зачатков гражданского общества нуждается в адекватном и объективном информационном сопровождении. Это одна из ключевых задач министерств и ведомств, общественных и политических организаций.

Два года назад с создания холдинга «Сахамедиа» мы начали реформу государственной медиаотрасли, которая в целом идет успешно, из газет исчез лишний пафос, как следствие, вырос уровень доверия к журналистским материалам и в целом к республиканским печатным изданиям. Теперь нам надо разработать и утвердить «дорожную карту» развития республиканского телевидения. При этом хотел бы сразу поставить задачу, чтобы совещания с участием руководства республики, имеющие общественно значимую повестку дня, например заседания правительства, транслировались на республиканском телевидении в прямом эфире.

Уже говорил о роли гражданского контроля над деятельностью органов власти. Продолжая эту линию, с моей точки зрения, давно назрела необходимость создания гражданского, общественного контроля и в отношении средств массовой информации. Разговор не о цензуре, не об ограничении свободы слова. А об объективной оценке экспертным сообществом правомерности тех или иных резонансных публикаций. Просил бы членов Общественной палаты РС(Я) рассмотреть это предложение.

Когда у патриарха якутской культуры Дмитрия Кононовича Сивцева – Суорун Омоллоона спросили, нужно ли нам заниматься информационной безопасностью, он сказал следующее: «Это не только нужно, это необходимо. Всему есть предел. Если начать судебные процессы по существующим законам за клевету, наветы, ложь, унижение достоинства державы в средствах массовой информации, то судам просто ничем другим не придётся заниматься.

Это будет бесконечный судебный процесс. К тому же, что от этого пользы, если уже причинен вред, который никакими судебными решениями и денежными взысканиями не покрыть?» (конец цитаты). Трудно не согласиться с этим замечанием Дмитрия Кононовича, как и с большинством из того, что говорил этот мудрый человек. Для общества всегда важно мнение уважаемых людей, представителей так называемой элиты – политической, интеллектуальной, творческой, лидеров общественного мнения. Но вынужден признать: представители нашей республиканской элиты пока редко проявляют себя как истинные вдохновители народа. Хотел бы напомнить: деятельность передовых слоев общества заслуживает высокой оценки не за умение красоваться на публике, раздувать скандалы из ничего, а за умение проявлять свое лидерство в интересах родного края, скреплять людей, якутян для совместного труда ради общего блага.

Общий вывод таков: ответственность должна стать константой во всех звеньях цепочки «власть – СМИ – общество».

Дальше несколько слов о развитии местного самоуправления. Проведенный в октябре социологический опрос показал, что 75 процентов жителей республики поддерживают существующую систему прямых всенародных выборов глав муниципальных образований. Но в Анабарском и Горном районах более 10 процентов высказались за избрание главы представительным органом из числа своих депутатов, что говорит о высоком уровне доверия населения районным депутатам. Прошу парламент республики при рассмотрении соответствующего законопроекта учесть итоги соцопроса.

Также прошу глав муниципальных районов обратить внимание на оценку их деятельности по итогам опросов населения.

Обращаюсь сейчас персонально ко всем главам муниципальных образований республики. Местная власть – это основание всей управленческой пирамиды. На этом уровне проще организовать работу с населением, успешное сотрудничество с общественностью, вообще проще решать проблемы людей. Социальное самочувствие конкретного человека в гораздо большей степени зависит не от меня, не от правительства, а от вас, уважаемые главы.

Уважаемые коллеги! Дорогие якутяне!

Будущее создается только кропотливым трудом. Тем более что наша страна проходит сейчас важнейшую проверку на прочность.

В предстоящем 2015 году мы отметим 25-летие принятия исторического документа – Декларации о государственном суверенитете, которая стала началом нового этапа развития государственности республики, расширила ее самостоятельность в решении своих социально-экономических проблем. Как мы жили эти двадцать пять лет? Какие уроки нам извлечь?

Если посмотреть внимательно, на протяжении всего этого периода мы почти постоянно находились в кризисных условиях. Сначала это был кризис, а вернее сказать агония первой половины 90-х годов, когда вся страна стояла на краю пропасти. Потом случился дефолт 1998 года, когда лопнула банковская система, пострадали тысячи предпринимателей, рухнули многие предприятия, поползла вверх безработица. В середине 2000-х годов Якутия была вынуждена заниматься отстаиванием своих имущественных прав, вести долгие переговоры с федеральным центром по вопросам собственности. Тогда мы тоже испытывали серьёзные трудности, искусственно накалялась общественно-политическая обстановка. В 2008-2009 годах, на волне стремительного подъема экономики республики, возникла очередная преграда – мировой финансовый кризис. Снова наше развитие затормозилось не по нашей воле.

Конечно, без кризисов мы могли бы рассчитывать на более быстрые темпы развития. Но непредвиденные и форс-мажорные обстоятельства, включая почти ежегодные стихийные бедствия, к сожалению, были и будут неизбежными спутниками нашей жизни, независимо от наших желаний и планов. Внешние факторы влияли, и будут влиять на то, что происходит в республике, ибо мы живём не на отдельной планете, а являемся неотъемлемой частью Российской Федерации и глобального пространства.

Несмотря на постоянно возникающие объективные и субъективные трудности, мы всё равно поступательно двигаемся вперед, последовательно решаем текущие и перспективные задачи. Мы чтим свои национальные и культурные традиции, историю, воспитываем кадры, думаем о будущем. Самое главное – улучшается качество жизни людей, у якутян появляются новые возможности для реализации своих материальных и духовных потребностей. В последние годы жители республики существенно больше тратят на оздоровление, туризм, культурные мероприятия, приобретают товары и услуги из так называемой «зоны комфорта». Из-за политических событий на Украине Российская Федерация оказалась ввергнута в очередную полосу экономической нестабильности. Такова цена за продолжающийся передел всего глобального устройства, за становление полицентричного мира, происходящее буквально на наших глазах.

Но стоит ли нам бояться нового кризиса? Уверен, что при правильной постановке задач и грамотном управлении, кризис не только несет угрозы, но и открывает новые возможности, заставляет нас быть более собранными, мобилизованными, сплочёнными.

Повышение качества жизни, вообще человеческое счастье определяется не только наличием материальных благ. Если кто-то не согласен с этим, то я напомню, что существуют вещи, которые не измерить никакими деньгами. Это здоровье – физическое и духовное. Это любовь семьи и близких людей. Это удовлетворенность своим жизненным предназначением. Это патриотизм, желание сделать что-то для своей родной земли бескорыстно.

И в заключение хотел бы сказать следующие слова...

Сегодня люди часто живут по формуле – работать только на себя и ради себя. Но разве желание жить в процветающей республике и в сильной России не может быть для нас общей целью? Разве это не может стать для нас великим смыслом взаимной ответственности? Разве это не может стать собственной, личностно значимой установкой для каждого якутянина.

Спасибо.

Наш канал в Telegram