13:52 22.12

Беспилотники: замена человека в опасных ситуациях

РИГ SAKHAPRESS.RU Использование последних слов науки и техники в целях спасения человеческих жизней, сегодня является актуальной темой. Одним из ярких примеров этого утверждения является применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в спасательных службах. Эти робототехнические помощники могут заменить самолеты и вертолеты в ходе выполнения заданий, связанных с риском для жизни их экипажей и возможной потерей дорогостоящей пилотируемой авиационной техники. Подробнее о БПЛА мы решили узнать у начальника группы перспективного развития и применения беспилотных летательных аппаратов ГКУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» Петра Васильева.

--Почему вы решили работать именно с беспилотниками? Чем они вас привлекли?

-- Я не решил, так сложились обстоятельства. В школьные годы занимался радиомоделированием, кроме того, сотрудничаю с Институтом физико-технических проблем, где проект также связан с радиоупраляемыми устройствами. Поэтому, когда начальник «Службы спасения РС (Я)» Николай Александрович Находкин предложил возглавить группу применения БПЛА, согласился, поскольку с направлением деятельности хорошо знаком и оно мне интересно.

-- Когда в основном требуется помощь беспилотников? Какими свойствами они обладают?

-- БПЛА (беспилотные летательные аппараты – очень распространённый термин), а правильнее - дистанционно пилотируемые авиационные системы (ДПАС) делятся на две основные группы:

1. ДПАС – общегражданского назначения;

2. ДПАС – военного назначения.

В свою очередь эти группы подразделяются на классы: сверхлегкие системы, легкие, средние и тяжелые; вертолетного, самолетного, мультироторного типа и отдельно - аппараты, использующие в качестве несущего газа гелий или подготовленный до инертного состояния водород.

Основное отличие между военными и общегражданскими ДПАС - это особая кодировка обмена данными между бортом и НСУ (наземной станцией управления), возможность нести и применять ударное или радиоэлектронное вооружение у военных ДПАС.

Главное предназначение ДПАС – заменить человека (пилота) в особо опасных ситуациях, таких как противодействие систем ПВО противника, радиационное, химическое заражение районов, где выполняются задачи, тяжелые метеоусловия, когда требуется малозаметность и т.д.

В нашей республике ДПАС применяются в пожароопасный сезон, когда восходящие тепловые потоки от лесных пожаров опасны для пилотируемых аппаратов, а также при большом задымлении и ограниченной видимости. Также для решения локальных задач по воздушному наблюдению и оценке обстановки при проведении поисково-спасательных мероприятий, когда применение ДПАС дешевле и эффективнее, чем поднимать в воздух вертолет.

-- Какие случаи были в Якутии, когда ДПАС оказали неоценимую помощь?

-- Они оказали неоценимую помощь при лесных пожарах и в поиске людей в лесных массивах.

СПРАВКА: 28 июля 2014 в Службу спасения Якутии поступило заявление с просьбой в поиске пропавшего Чокурова Ивана Ивановича 1933 г.р. жителя с. Сасыльцы Томпонского улуса.

29 июля с помощью встроенной видеокамеры спасатели обнаружили на просеке в 1.5 километрах от трассы лежащего человека. По определенным БПЛА координатам была направлена поисковая группа. В 11.30.час в болотистой местности дедушка был обнаружен, состояние здоровья Иван Ивановича было критическим. Спасатели на руках вынесли из тайги пострадавшего и повезли в п. Хандыга в поселковую больницу.

-- Могут ли беспилотники работать в якутскую зиму? Какие технические характеристики ДПАС вы хотели бы улучшить?

-- Тип ДПАС, имеющихся в настоящее время на вооружении «Службы спасения РС (Я)», имеет ограничение по температуре окружающего воздуха до – 30 С.

На сегодняшний день созданы модели ДПАС различного назначения, в том числе с техническими характеристиками, которые намного превосходят ДПАС, имеющиеся на вооружении «Службы спасения РС (Я)». Хотя наши аппараты были изготовлены относительно недавно (в 2012 году), наука и технологии не стоят на месте, идет постоянное развитие технических характеристик ДПАС.

--Какие существуют перспективы для развития использования беспилотников в Службе спасения РС(Я)?

-- Во-первых, это использование более тяжелых ДПАС, способных нести улучшенную оптическую нагрузку;

Во-вторых, использование целевой нагрузки для определения радиационного уровня подстилающей поверхности.

-- Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.

-- Группа состоит из семи специалистов. Сотрудники группы, в основном, с высшим техническим образованием, но есть и математик, и геолог. И все, так или иначе, раньше соприкасались с радиомоделированием.

Все сотрудники прошли обучение в специальном авиационном центре г. Ижевск, успешно сдали экзамены с присвоением квалификации «Оператор НСУ ДПАС».

-- Что пожелаете жителям Якутии в наступающем году?

-- Доброго здоровья, удачи, терпимости и поменьше ситуаций, когда требуется помощь нашей группы!

Сахаяна ЛОПАТИНА

РИГ SAKHAPRESS.RU

Наш канал в Telegram