РИГ SAKHAPRESS.RU На вопросы об итогах работы в 2014 году и нововведениях в Федеральном законе о контрактной системе отвечает начальник Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска Алексей Юрьевич Попов.
- Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, с какими итогами закончило год Управление муниципальных закупок?
- В 2014 году, в связи с вступлением в силу Федерального закона №44 «О контрактной системе», перед Управлением муниципальных закупок стояла задача полностью перестроить систему управления закупками, совершенствовать механизм управления закупками в соответствии с целями и задачами нового законодательства. С чем, я считаю, мы успешно справились. Управление закупок как уполномоченный орган осуществляет закупки за муниципальных заказчиков городского округа «город Якутск»: это бюджетные образовательные учреждения, школы, детские сады, казенные учреждения, структурные подразделения Окружной администрации г. Якутска. В 2014 году было размещено 1 783 заказа на общую сумму более 6 млрд. рублей, экономия бюджета по результатам проведенных закупок составила порядка 208 млн. рублей. Надо отметить, что по сравнению с 2013 годом количество заявок на закупку увеличилось в 1,5 раза, это связано с появлением новых способов определения поставщика такие как запрос предложений, открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс, отсутствием одноименных закупок с квартальной привязкой по гражданско-правовым договорам, по запросу котировок.
- Какие ключевые нововведения внесены в Закон о контрактной системе?
– В Федеральном законе о контрактной системе произошли ряд изменений, нововведений. В качестве основных можно выделить следующие:
-введено понятие «наименование страны происхождения товара» в порядок подачи заявок в конкурсе и электронном аукционе, вместо ранее «информация о стране происхождения товара», «наименование производителя товара»;
-отменено согласование заключения контракта с единственным поставщиком в случаях признания электронного аукциона несостоявшимся, когда подана только одна заявка на участие и соответствует требованиям или когда соответствует требованиям только одна вторая часть заявок на участие в аукционе;
-появилась возможность осуществления закупки у единственного поставщика не только услуг по «содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику», но также услуг по водо-, тепло-, газо-и энергоснабжению, услуг охраны, услуг по вывозу бытовых отходов. К тому же, данный контракт может быть заключен в любой форме согласно Гражданского кодекса РФ и информация о контрактах в реестр контрактов не включается;
-изменились сроки вступления в силу отдельных положений Закона;
-в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия отстраняет участника на любом этапе проведения электронного аукциона.
Также отдельно хотелось бы отметить временные изменения на 2015 год, внесенные в Закон о контрактной системе, связанные, видимо, с нынешней экономической ситуацией в стране:
-заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации;
-в порядке, установленном Правительством Российской Федерации допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, количества товаров, объема работ, услуг.
-Закон устанавливает полномочие Правительства Российской Федерации определять дополнительные случаи и условия при которых требование обеспечения исполнения контракта будет правом, а не обязанностью заказчика.
- Алексей Юрьевич, поддерживается ли участие субъектов малого предпринимательства в городском округе «город Якутск» и какие меры принимаются для этого?
– Согласно статьи 30 ФЗ№44 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не менее чем пятнадцать процентов от совокупного годового объема. В 2014 году в городском округе «город Якутск» было проведено закупок для СМП на 23% от общего годового объема. Из этого следует, что муниципальные заказчики следуют требованиям законодательства. Но тут надо добавить, что большая половина наших поставщиков, подрядчиков и исполнителей это индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, то есть, они все являются субъектами малого предпринимательства.
- Велика ли конкуренция среди предпринимателей при участии в закупках?
– К сожалению, следует признать, что несмотря на поддержку, конкуренция среди предпринимателей в закупках слабая. Возможно, это связано по некоторым видам закупок с региональными особенностями, низкой правовой или технической культурой предпринимателей. Например, в 2014 году по городскому округу «город Якутск» около половины всех осуществляемых закупок признаны несостоявшимися, в виду подачи заявки единственным участником. Если анализировать, то это, в основном, закупки по оказанию различных услуг. В связи с этим, мы запланировали 6 февраля 2015 года семинар и приглашаем принять участие предпринимателей и всех заинтересованных лиц. На семинаре будут рассмотрены вопросы нововведений в законе о контрактной системе и разъяснены положения закона для поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и необходимый минимум для участия в торгах. Семинар состоится в Большом зале Окружной администрации города Якутска с 09ч.30мин.
- Какие главные задачи стоят перед муниципальными закупками в 2015 году?
-- Главные задачи Управления муниципальных закупок на сегодняшний день – это, конечно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Выполнение этой задачи непосредственно связано с автоматизацией закупок, поэтому в планах 2015 года предусмотрена полная автоматизация закупок городского округа «город Якутск». С января начала функционировать муниципальная автоматизированная информационная система (МАИС – закупки Якутска), основа которой состоит из системы управления закупками «АЦК-Госзаказ» (Бюджетные финансовые технологии). Наверно, все участники закупочного процесса понимают, что автоматизация процессов закупок необходима для координации и контроля за ходом осуществления закупок товаров, работ, услуг, для формирования единого реестра закупок товаров, работ, услуг, объединения в единое информационное пространство всех участников процессов закупки (заказчиков, уполномоченный орган, поставщиков, контрольные органы).
Управление муниципальных закупок ОА г.Якутска