РИГ SAKHAPRESS.RU В этом году 12 апреля мы будем встречать светлый христианский праздник – Пасху Христову, воспевающую победу Господа нашего Иисуса Христа над смертью и адом и дарование нам жизни вечной.
Праздник отмечается весной, а это время пробуждения природы от зимнего сна. Все оживает, наполняется жизненной силой. Так и в жизни верующих, достойно подготовивших себя постом и молитвой, оживает душа и все ближе приближается к источнику жизни - Богу. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», - нет теперь власти смерти над человеком, верующий во Христа получит жизнь вечную.
Ничего в жизни не дается без труда. Так и для того, чтобы светло отметить праздник, надо к нему достойно подготовиться.
23 февраля наступает Великий пост — время воздержания и молитвы. Первый пост был установлен Богом еще в Раю. Первым людям Адаму и Еве была дана заповедь воздержания – не вкушать плодов от Дерева познания добра и зла. На важность поста указал Сам Спаситель - сорок дней Он воздерживался и молился в пустыне перед тем как выйти на общественное служение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «К чему ведет пост и покаяние? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. Войдем сами в себя …рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждает к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно».
Святой Иоанн Златоуст пишет: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздывание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
О том, как следует соблюдать Великий пост, нам рассказала пресс-секретарь Якутской епархии инокиня Евгения (Сеньчукова).
Святая Четыредесятница и Страстная седмица
На самом деле, Великий пост – это два поста. Первый пост – Святая Четыредесятница — то есть сорок дней — установлен в память того, как Христос постился сорок дней в пустыне. Постясь, мы уподобляемся Ему в Его сорокадневном подвиге.
Между прочим, число сорок в духовной жизни имеет особое значение. На сороковой день после Своего Воскресения Спаситель вознесся на небо. На сороковой день после физической смерти, считается, душа идет на частный суд к Богу.
Это число определено как особое еще Ветхим заветом. На сороковой день после рождения мать приносила ребенка в храм для совершения очистительных жертвоприношений. Поэтому на сороковой день после Рождества Христова мы отмечаем праздник Сретения Господня — в память о встрече в Иерусалимском Храме Младенца-Христа и Его Пречистой Матери с ожидавшими прихода в мир Спасителя Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, благочестивых людей.
Затем следует Страстная седмица – неделя перед Пасхой. Если сорок дней — это время очищения покаянием, то эта неделя — время непосредственной подготовки к Воскресению Христову, время следования за Христом в последние дни Его земной жизни.
Между Четыредесятницей и Страстной седмицей идут два праздничных дня - Лазарева суббота и Вербное воскресенье. В эти дни пост значительно ослабляется: в Вербное воскресенье уставом разрешается рыба, в Лазареву субботу – рыбная икра.
Интересна иконография Великого поста – иконы «Святая Четыредесятница» четырехчастная и шестичасная. В левом верхнем углу четырехчастной иконы «Святой Четыредесятницы» изображен Иоанн Предтеча – обретение его честной главы вспоминается всегда во время Постной триоди (24 февраля). К тому же в Великом Покаянном каноне, который поется дважды в течение поста, Иоанну Предтече посвящены слова о нем как о проповеднике покаяния. В правом верхнем клейме изображена Богородица с Младенцем и архангелами. Это напоминание о празднике Похвалы Богородицы, воспоминаемом в субботу пятой седмицы Великого поста. В нижних клеймах изображены святые – апостолы и святители, а также мученики и преподобные. Их сугубой помощи мы просим в этот период.
Шестичастная икона Четыредесятницы написана в 2006 году на Афоне. Здесь изображены пять событий и святых, воспоминаемых в течение Великого поста: праздник Торжества Православия, святитель Григорий Палама, поклонение Кресту Господню, преподобный Иоанн Лествичник, преподобная Мария Египетская. Также на иконе изображено Воскрешение Лазаря, венчающее Четыредесятницу.
Духовная десятина Богу
Еще в ветхозаветные времена была установлена десятина — десятая часть дохода, которую люди должны были жертвовать Богу. Да и сейчас, если у человека есть возможность отдавать Церкви десятину — это хорошо и правильно. Ведь Церковь и живет (строит и украшает храмы, платит зарплату священникам и церковным работникам) на то, что люди ей жертвуют. Именно поэтому во многих европейских странах установлен «религиозный налог» - часть дохода человек отдает на жизнь своей религиозной общины. Но в наше время в России этого нет. Во-первых, к сожалению, наше общество не слишком религиозно. У нас много людей, которые ходят в храм от случая к случаю, не являясь членами приходской общины. Во-вторых, у нас просто ниже доход населения, и обязательная десятина приведет только к тому, что люди перестанут вообще называть себя верующими. Если бы мы все отделяли Господу хотя бы свое личное время во исполнение заповеди «Помни день субботний» - это уже была бы достойная десятина.
Так вот, Великий пост — это как раз и есть духовная десятина для православных христиан. Каноническими нормами, установленными еще апостолами (каноническое право — это юридическая дисциплина, регулирующая внутреннюю жизнь Церкви; каноны устанавливались церковными соборами, начиная с собора Апостолов), в субботу и воскресенье, кроме Великой субботы, накануне Пасхи запрещается пост — это дни праздничные, в которые суровое ограничение неуместно. Под постом здесь понимается именно строгий пост — когда в течение дня пищу вообще не принимают, а если и едят, то очень умеренно, даже без растительного масла. По уставу (разумеется, в наше время требовать такого поста от всех просто невозможно) так полагается питаться в течение всей Четыредесятницы, с понедельника по пятницу, и всю Страстную седмицу. Так вот, если мы посчитаем, получится как раз десятая часть года — шесть недель по пять дней и шесть дней Страстной седмицы. Тридцать шесть дней из трехсот шестидесяти пяти, которые мы отдаем Богу.
Весна духовная
Великий пост на английском языке называется Lent — это древнее слово, обозначает весну. И в церковных песнопениях он зовется «весной духовной». Не зря он предваряется масленицей, то есть по еще дохристианской традиции — проводами зимы. Как постепенно пробуждается природа, так просыпается и душа человека, ожидающая Воскресения Спасителя. В этом и состоит задача поста — пробудить свою душу.
Пост напоминает нам, что вера не всегда приносит комфорт. Вера — это не только вкусно пахнущие свечки и пухлые белокурые ангелочки на открытках. Вера — это труд, и труд нелегкий. Вера — это самоограничение и самоконтроль. Вера — это трезвое осознание своей слабости и постоянная тяга к духовному росту через покаяние в грехах. Вера — это долгая и вдумчивая молитва. В конце концов, вера — это предстояние перед Богом, Всемогущим и Всесильным.
В то же время, покаянное и сосредоточенное состояние, уместное во время поста, не должно быть унылым — Христос в Евангелии называет унылых постящихся «лицемерами». Даже Страстная седмица, которая пронизана скорбью о страданиях Христа, наполнена тихим торжеством, выраженным в прекрасных и глубоких богослужебных текстах, в трогательных мелодиях. Человек должен помнить, что пост нужен для его очищения, что, осознавая свою греховность, он не удаляется, а приближается к Богу, что в любой момент времени он может пребывать с Богом, размышляя о Нем, обращаясь к Нему, жертвуя ради Него определенными благами. А главное, впереди — свет Воскресения, который освещает всю дорогу Великого поста.
Великий пост – очень богатое в духовном отношении время. О посте часто говорят как о подвиге — но удивительно, что все, что мы в этот период отдаем Богу, Он возвращает нам сторицей. Поэтому можно сказать, что Великий пост – это Его подарок нам. Церковные службы в эти дни красивы и вдумчивы. Я бы посоветовала пожертвовать несколькими часами отдыха и побывать хотя бы на некоторых из них. К сожалению, большинство людей в будние дни работает и может ходить в церковь только по воскресеньям. Но таким образом тяжело прочувствовать всю красоту великопостного богослужения — ведь воскресные службы мало отличаются от воскресных служб вне поста. Если же вы попадете в храм в будний день, то вы обязательно услышите удивительные напевы, обратите внимание на глубокую поэзию песнопений и чтений...
Для людей, которые только начинают жить церковной жизнью, может стать неожиданностью, что Великий пост сопровождается трудностями и искушениями. Здесь и начинается борьба, и она состоит далеко не в том, что человек отказывается от еды или развлечений. В людях начнет увеличиваться раздражительность — как в самом постящемся, так очень часто и в окружающих. Мы не только начнем раздражаться, но и сами будем кого-то раздражать. Это вполне понятно: когда человек начинает работать над собой, на него ополчаются силы ада, они пытаются действовать в нас, они пытаются действовать через других людей.
В этом случае важно не терять бдительность, не осуждать других, держать себя в руках, не срываться. Не надо считать себя жертвой: «Я пощусь, а вы недостаточно бережно ко мне относитесь!». Не следует и фарисействовать: «Я пощусь, а вы не поститесь, поэтому я сильнее вас, лучше и ближе к Богу!».
Всем, кто будет впервые поститься, я особенно, от всей души желаю сил и крепости! Уверяю вас, усилия, которые вы приложите, будут не напрасны и вернутся вам с избытком в радости и красоте от Бога!
Покаяние и исправление
Самое главное, для чего Богом человеку заповедан пост – это время сугубой молитвы и борьбы с грехами. Вообще-то, мы должны всегда молиться и каяться, а не только во время поста, но Великий пост готовит нас к величайшему торжеству – Светлому Христову Воскресению. Чтобы встретить его достойно, мы очищаем себя духовно, усиленно каемся, глубоко и долго молимся, исповедуемся в своих грехах, причащаемся Святых Христовых Тайн. На каждой службе в эти дни произносится молитва святого Ефрема Сирина, в которой есть важные слова: «Господи, даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего». Видеть свои грехи, сосредоточиться над их исправлением, а не заглядывать в чужую жизнь, даже с целью, как может показаться, благородной: указать брату на ошибку. Христос не зря говорит, что нельзя вынуть сучок из глаза брата, когда в твоем глазу – бревно. Никакая помощь ближнему в искоренении недостатков невозможна, пока сам от греха не освободился.
Но основная задача поста, как говорил Иоанн Златоуст, – это как раз удаление от грехов. Это не значит, что в другое время мы можем грешить. Это еще раз и еще раз напоминание нам, что пост – это время работы над собой ради исцеления тех духовных недугов, в которых мы укоренились.
Вне поста мы много суетимся и почти не задумываемся о своих грехах. Например, в быту мы редко задумываемся, что сплетни – это грех. Пост нас учит молчанию. В быту мы редко задумываемся, что чревоугодие – грех. Пост нас учит воздержанию от еды.
Поскольку во время поста мы избавляемся от развлечений, которые порождают лишние впечатления, и не отвлекаемся на вкусную пищу, мы замечаем то, что обычно проходит мимо нас. Ведь мы редко видим, как рождается грех. Мы замечаем гнев только тогда, когда накричим на кого-нибудь. А во время поста у нас есть время и возможность поразмышлять. Если нас кто-то раздражает, мы можем задуматься: «Почему этот человек меня раздражает? Может, я сам где-то недорабатываю?». То есть во время поста мы замечаем, как зарождается дурное чувство, и имеем возможность искоренить его до того, как оно превратилось в грех.
В пост мы можем поработать и над уже совершенными грехами. Такая работа называется «покаяние». Она начинается в личном осознании своего проступка или своего греховного состояния и завершается в разрешении от них на исповеди и дальнейшем исправлении.
Покаяние состоит не только в том, чтобы увидеть грех, но и в честном стремлении избавиться от него. Само слово «покаяние» - это перевод греческого термина «метанойя» - перемена ума. Если человек увидел свои грехи, но продолжает совершать их, не желая меняться – значит, он не покаялся по-настоящему. Суть покаяния – исправление того недостатка или поступка, который удаляет нас от Бога или людей, тянет на дно, в конечном итоге – ввергает в вечную погибель.
Но началом исправления может стать уже признание: «Да, я грешный человек, согрешил тем или иным словом, делом и помышлением». Следующий необходимый шаг – обращение к Господу: «Исцели мою грешную душу! Помоги мне больше не падать!». В утренних и вечерних молитвах встречаются такие слова: «Или хочу, или не хочу – спаси меня!». Удивительное дело! Мы часто знаем, что совершаем дурной поступок, но удовольствие или суета мешают нам даже захотеть от него избавляться. Эту особенность – в глубине души желать доброго, а делать все равно злое – подметил еще апостол Павел. Так вот, для начала надо захотеть захотеть измениться. «Господи, - тогда говорим мы, - помоги мне измениться! Пусть моя душа захочет отторгнуть от себя грех!».
Покаяние – это Таинство Церкви. Оно осуществляется через исповедь. Отпустить раскаянный грех может только священник, выступающий свидетелем решения человека изменить свою жизнь.
Стоит подчеркнуть, что если человек действительно раскаялся в осознанных грехах и исповедался в них, Бог дает силы впоследствии больше не совершать их, потому что человеку самостоятельно тяжело преодолевать их. Это настоящее свидетельство истинности веры, чудо Божье – человек может годами бороться с тем или иным духовным недугом, но только в тот момент, когда он, понимая свое личное бессилие, просит помощи от всесильного Бога – она приходит, и грех преодолевается.
Помимо очевидного действия благодати Божией, здесь срабатывает чисто психологический эффект: ведь человек принес свое покаяние перед другим человеком, священником – значит, он и сам приложит больше усилий сохранить свой правильный настрой, желание избавиться от греха. Между прочим, на этом же эффекте построена такая совершенно не церковная программа избавления от алкогольной зависимости, как «12 шагов»: «анонимные алкоголики» друг перед другом «исповедуют» свой недуг, признавая при этом Силу, превосходящую их возможности – то есть Бога, Который может им помочь. Разумеется, здесь мы видим скорее психологический трюк, чем религиозное чувство, но это прекрасная иллюстрация «механизма» покаяния.
Необходимо понимать, что грех не уходит навсегда. Всю жизнь нам предстоит бороться с искушениями. Грех будет стараться влезть в нашу душу снова и снова. Наша задача – противостоять ему всеми силами!
Вообще, сама обстановка поста – воздержание от пищи и лишних впечатлений, долгие молитвы и церковные службы – располагает к покаянию. Сам устав постных богослужений и постного стола создает для этого удобства. Благодаря уставу, мы не отвлекаемся на мирское и плотское, а потому лучше обращаем внимание на свои грехи и видим больше способов с ними бороться. Кроме того, Церковь предлагает нам в это время как можно чаще исповедоваться и причащаться. В первые четыре дня в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Обычно после чтения канона священник обращается с проповедью о сути покаяния. Это делается для того, чтобы в пятницу или субботу люди, подготовившись, исповедались и в воскресный день приступили к Таинству Евхаристии – причастились Святых Христовых Тайн. Причастие соединяет нас с Богом и дает силы на дальнейшую борьбу с грехом и духовный рост.
Время духовного роста
Во время поста мы отказываемся от определенной пищи и развлечений. Для чего это нужно?
Во-первых, когда человек живет только для себя и удовлетворения своих желаний и потребностей, он не думает ни о Боге, ни об окружающих. Более того: он не задумывается даже о себе, о своем самосовершенствовании. Есть такая пословица: «Сытое брюхо к учению глухо». Такая бездумная жизнь становится для человека нормой, и он все больше удаляется от Бога.
Отказываясь же от привычных удовольствий, он перестает жить только для себя, начинает видеть себя со стороны. Естественно, у него меняется взгляд на жизнь в целом: он начинает понимать, что на самом деле центр мира не он сам и что жить надо не только чтобы удовлетворять свои потребности. Он осознает, что в центре всего сущего – Бог, а все остальное вращается вокруг Бога. Человек понимает, что надо развиваться духовно – ходить в церковь, помогать ближним…
Можно привести такой пример: допустим, некто любит мясо, а в пост от него отказывается. У него начинается настоящая ломка, его всего трясет от этого. Он задумывается: «Неужели моя жизнь настолько пустая, что без мяса я не могу прожить и у меня других удовольствий больше не будет?». Спустя какое-то время он понимает, что вполне может обойтись без мяса, что есть другие, более высокие наслаждения – духовные и гуманные.. Так во время поста у человека происходит переоценка ценностей, меняется его мировоззрение, добродетель в человеке побеждает вожделеющее начало.
Можно привести и другой пример, для многих очень актуальный. Некий человек тратит много времени в пустой болтовне в соцсетях (я не говорю о тех, кто в сети черпает знания, обменивается конкретной информацией и так далее), в постоянном бессмысленном обсуждении новостей, пересудах и упражнениях в острословии. Учитывая то, что общение в сети — публичное, ко всему добавляется еще и страсть тщеславия. Если человек на один день откажется от соцсетей, к которым испытывает зависимость, у него тоже начнется самая настоящая ломка. В этот период он задумается: «Чего я стою без соцсетей?». И если окажется, что жизнь без этого суррогата общения пуста, то неужели и сам он настолько пуст, что без привычных удовольствий лишается всякой радости?
Итак, время поста мы посвящаем Богу, отказываемся от пищи и удовольствий ради преображения своей души. Но, повторю еще раз, Бог настолько милосерден, что отданное Ему возвращает с избытком: именно во время поста Он дает нам возможность вглядываться в себя, находить свои грехи и искоренять их. Чем тщательнее мы соблюдаем пост, тем больше нам вернется.
Воздержание в пище и делах
Мы отказываемся от развлечений и плотских удовольствий — не только от греховных и низменных, но и просто от слишком земных. Ведь пост - это время радости духовной, когда мы специально освобождаем от каких-то житейских переживаний. Слишком сложно сохранять духовное состояние скорби о своих грехах, желание исцелиться от них, измениться и начать новую жизнь, если мы перегружаем себя новой информацией и впечатлениями — они мешают себя настроить на этот правильный покаянный лад.
В то же время, стоит помнить, что мы совсем недавно вернулись к вере, а условия жизни у нас непростые. Не следует требовать от людей того, чего им не под силу. Например, еще святитель Иннокентий (Вениаминов) установил правило соблюдения поста для жителей Севера: рыба разрешается, кроме сред и пятниц.
Если у человека не получается выполнять какие-то требования поста или он не выдерживает искушений — это не повод не поститься вообще. Значит, надо соблюдать хотя бы те требования, которые получается. В таких случаях полезно бывает посоветоваться со священником. Если вы все же во время поста поддались искушениям, вам нужно исповедаться в этом священнику.
Пост — это не диета. Диетический эффект может быть сопутствующим, но никак не главным. Пост также не время экономии в пище (есть такое мнение, что он потому и установлен, что к концу зимы запасы заканчиваются). Пост вообще не «про еду», а «про душу». Идеальное отношение к пище во время поста — вообще не задумываться о еде. Еда должна быть простая и недорогая: каша, картошка, овощные и грибные консервы, на Севере — рыба.
Я, пока жила в средней полосе, любила готовить сытные постные супы. Хорошо насыщает и несложно готовится чечевичная похлебка — варите чечевицу с тертой морковью и мелко рубленным луком (их можно обжарить) и приправами — куркумой, черным перцем, паприкой и тмином (тмин можно добавить в овощи во время жарки). В конце приготовления добавляете сушеную или свежую зелень.
Очень вкусный и сытный суп — валаамские щи. Основные ингредиенты этого блюда — капуста и сушеные грибы. У нас в семье его готовили сразу литров пять, чтобы хватило на несколько дней.
В Якутии я освоила рыбные пельмени. Фарш, конечно, вкуснее делать с добавлением красной рыбы, но лично меня устраивает и «неблагородная» ряпушка. Рыба и лук прокручиваются через мясорубку, соль и перец — по вкусу. Тесто — самое простое, из воды и муки с небольшим добавлением соли и растительного масла. Варить в соленой воде с лавровым листом и перцем горошком. Пельменей можно налепить в какой-нибудь выходной день на две недели вперед — о еде тогда можно вообще не задумываться.
Полагаю, у каждой хозяйки найдется целый список постных блюд.
По уставу в Великий пост не вкушают мясные, молочные, рыбные и яичные продукты, а пять дней в неделю вообще полагается сухоядение, то есть пища без растительного масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В Лазареву субботу позволительна рыбная икра, а в Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — рыба. Правда, в этом году Благовещение выпадает на Страстную седмицу, так что рыба отменяется. Но я никому не советую экспериментировать с сухоядением, это очень тяжело, особенно в наших условиях. Так поститься могут те, у кого здоровый организм, нет сопутствующих заболеваний, нет тяжелой физической и интеллектуальной работы. Ведь даже в монастырях в Великий пост хозяйственные работы значительно ослаблялись, да и миряне в этот период работали значительно меньше. Это было время углубленной молитвы. Повторяю еще раз: святитель Иннокентий разрешил северянам есть рыбу в течение постов. Нужно соизмерять свои силы и не брать на себя неподъемное иго.
Также по уставу в субботу и воскресенье можно есть морских гадов: каракатиц, креветок, кальмаров. Сейчас, когда такие продукты есть во многих продуктовых магазинах, это очень удобно.
Также в пост мы отказываемся от чтения развлекательной литературы. Здесь трудно давать общие советы: один человек может читать в Великий пост даже глубоко страстного Ги де Мопассана, и его душа от этого не искажается, а у другого человека и вне поста при чтении этого автора начинают бушевать страсти.
В пост можно почитать какой-нибудь поучительный роман русских классиков, например, Достоевского. Вообще, можно сказать, чтение всей русской классической литературы подходит к Великому посту, ведь она проникнута состраданием и вниманием к человеку. Хотя я бы не советовала читать тех авторов, в произведениях которых читатель мысленно ставит себя на место героев. Лично я не люблю читать в Великий пост Льва Толстого — он слишком тонкий психолог, я постоянно думаю, как бы я поступила на месте Наташи Ростовой или Анны Карениной. У того же Достоевского герои настолько индивидуальны, что ты понимаешь, что никогда не окажешься на их месте.
Хорошо в это время читать Диккенса — его творчество тоже проникнуто состраданием. Автор дает возможность вглядеться в человека, почувствовать его боль.
Вообще, мне кажется очень важным в это время учиться сопереживать. Для христианина естественно делать добрые дела и помогать ближнему, потому что возлюбить ближнего как самого себя — это не просто заповедь. Это должно быть нормой для человека. Нам не нужны дополнительные мотивы гуманизма или филантропии, мы должны быть добрыми не для какой-то награды (в том числе и не для того, чтобы попасть в рай) — доброе дело свидетельствует о нашей вере. О том, что у нас она вообще есть.
Мне нравится перечитывать в пост классическую фэнтези — Льюиса, Толкиена. Хоть в их книгах и не говорится о Боге прямо (кроме, собственно, теологических трактатов), оба автора — глубоко верующие люди, мотивация их героев и цель произведений всегда христианские. Например, «Хоббита» и тем более «Властелина Колец» можно истолковать как притчу о порабощении грехом и освобождении от него. Кстати, день, когда главный герой, хоббит Фродо, уничтожает кольцо Всевластья — темный талисман, порабощающий душу человека и угрожающий всей жизни на земле в целом, — 25 марта, Благовещение Пресвятой Богородицы по старому стилю. А по одной из древних традиций в этот день много веков назад праздновали Пасху.
Советую читать детективы Честертона об отце Брауне — это очень хорошие, успокаивающие, настраивающие на добрый лад рассказы.
Не будет греха и в современной литературе: исторической, во многих советских романах и повестях о войне - Василь Быков, Борис Васильев... Роман «Завтра была война» - я считаю, как раз подходит для поста. Это очень человечная книга, невольно заставляющая задуматься о промысле Божием.
Безусловно, прекрасное чтение для Великого поста — книги Ивана Шмелева и Бориса Зайцева, которые сами были глубоко верующими людьми и писали о вере.
Вообще, если есть внутренняя потребность полностью ограничить себя от светской литературы (в старину, кстати, так и делали), в период Великого поста весьма полезно и утешительно читать жития святых, как в изложении святителя Димитрия Ростовского, так и в более современных переложениях. Особого внимания заслуживают жития новомучеников — эти святые близки нам по времени, а значит — очень понятны нам. Одна из моих любимых книг — житие преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны, написанное Любовью Миллер.
Иными словами, читать нужно то, что заставляет задуматься о вечном, учит сострадать людям, помогает ограничивать себя от зла.
Что касается музыки — инструментальную музыку слушать можно, только не очень быструю и не танцевальную. Но опять же это индивидуально, ведь люди разные. Кто-то может слушать шансон, пропуская нецензурную брань мимо ушей, а для кого-то и Моцарт — развлечение. Мое личное мнение — в пост в целом неуместны песни (кроме духовных кантов), даже народные и романсы.
В пост не следует ходить на концерты, кроме разве что классической музыки. Кстати, до революции в посты оставались концерты фольклорной и симфонической музыки. Классика оказывает успокаивающее воздействие на психику человека, у большинства людей она не пробуждает страстей — то есть от нее не бушуют эмоции. Но у каждого человека есть автор, с которым надо быть осторожными. Например, я не могу в пост слушать Вивальди, потому что мне от его музыки хочется думать о светских радостях и развлечениях.
Точно так же, на мой взгляд, не стоит в пост смотреть развлекательные фильмы, хотя в просмотре исторического, поучительного и вообще человеческого кино, скажем, в субботу или воскресенье после службы я не вижу ничего плохого. Можно посмотреть старые советские военные фильмы, например, «Летят журавли».
Казалось бы, совсем не православный, но очень добрый и воспитывающий ответственность и уважение к человеку фильм-спектакль М. Захарова «Обыкновенное чудо» по пьесе Е. Шварца. Мне кажется, очень хороши фильмы Эльдара Рязанова. Они называются «комедиями», но на самом деле в них мало комического. Они просто очень жизненные и местами, кстати, довольно грустные.
В пост стоит воздержаться от походов в театр — думаю, даже на духовные постановки. Ведь театр — очень чувственное искусство, театральная игра предполагает очень сильную экспрессию: человек погружается в мир героев, их эмоции даже больше, чем в жизни. Театр гораздо экспрессивнее, чем кино.
Недопустимое развлечение в Великий пост — танцы. Танец, как одиночный, так и групповой и тем более парный — это эмоция. Балет включает в себя эстетику тела, которая в пост совершенно неуместна. Поскольку в пост мы ограничиваем себя от всевозможных впечатлений — от еды до зрелищ, у нас могут возникать дурные ассоциации — похотливое отношение к телу. Это необязательно будут именно блудные помыслы — это может быть просто потребительское отношение к телу и человеку. Танцующий человека может нами восприниматься исключительно как услада для наших глаз, что совершенно неверно.
Устав рекомендует в пост воздерживаться от супружеских отношений. Но здесь надо рассчитывать силы более слабого супруга. Сейчас часты ситуации, когда вступают в брак люди совершенно разного духовного уровня. Если более верующий заявит: «У меня пост, я не могу вступать в брачные отношения», - есть риск, что через несколько лет семья распадется. Даже у апостола Павла сказано: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор.7:5). Если один супруг не постится, какое тут может быть согласие и совместное упражнение в посте?
Не следует в пост употреблять алкоголь. По уставу разрешается вино в субботу и воскресенье, в праздник Благовещение, в день памяти Сорока мучеников Севастийских (22 марта) и в Великую Субботу. Церковь не считает грехом употребление вина. Апостол Павел сказал своему ученику Тимофею, что можно употребить немного вина для пользы желудка. Грехом считается пьянство. Недопустимо употреблять алкоголь до состояния, при котором не помнишь себя. Поэтому повторюсь: в пост, за исключением субботы и воскресенья, следует от алкоголя воздерживаться.
Поскольку у нас в стране пьянство — это бич, мне кажется, не будет грехом воздерживаться от алкоголя вообще, а не только во время поста. Все знают, что алкоголь делает человека невменяемым — значит, если есть риск, что не соблюдешь меры, не употребляй алкоголь вообще.
От алкоголя отказываются не столько даже из-за него самого, сколько из-за сопутствующих ему грехов. В состоянии опьянения человек раздражителен, пьянство — это драки и грубость. Тот же апостол Павел предупреждал: «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд». Даже на субботу и воскресенье в уставе есть ограничение на алкоголь: три «красовули». Красовуля бывает большая и малая. Большая — большая бутылка. Но в уставе имеется в виду красовуля малая, что-то около трех наших стопок.
Все это говорится о вине. Водку в пост вообще лучше исключить. Ведь ее пьют не для утоления жажды и не для здоровья, а просто для пьянства.
Управление страстями и эмоциями
Человек во время поста отказывается от материальных благ, к которым привык и без которых ему уже трудно обойтись. Страсти бывают разные, греховные и внешне вполне невинные: у кого-то это телевизор, у кого-то интернет, у кого-то чревоугодие, у кого-то — страсть к сладостям, у кого-то доходит до страсти тяга к чтению художественной литературы. Таким образом, пост как ограничение от развлечений и пищи – это средство борьбы со страстями.
Важно понимать, что в пост нужно ограничивать себя не от всех впечатлений, а от того, что вводит нас в немирное состояние духа. Например, телевидение предлагает множество полезных для ума, сердца и души передач – ту же «Словесную лампаду», программы канала «Культура». Можно найти множество православных страниц в интернете.
А вот от лишнего просмотра новостей, особенно если они у вас вызывают слишком живой отклик в душе, лучше отказаться. Вы все равно не сможете остановить падение цен на нефть или войну на Украине. А уберечь себя от уныния, озлобления, осуждения и так далее хотя бы на эти полтора месяца – легко. Просто не включайте новостные передачи и отпишитесь от новостных лент в интернете.
На худой конец – ограничьтесь православными сайтами. В конце концов, если случится что-то радикально важное, затрагивающее жизнь каждого человека, вы это не пропустите – на такие события последует реакция Церкви.
Помните, что любая злая мысль, любое осуждение, любое проявление гнева разрушают душу. Вот почему важно учиться управлять своими эмоциями – для этого и дано нам время поста. Старайтесь не гневаться, не обижать и не обижаться, прощать обидчиков и врагов, не сквернословить, соблюдать заповеди Божии.
Это очень сложная, но необходимая работа. Все дурные эмоции нужно вытеснить или преобразить в пользу положительных. Например, естественным образом возникает желание ответить на оскорбление. Но ты должен его полюбить – ведь Господь завещал любить и благословлять даже врагов.
Первое время будет очень нелегко. Вы будете сомневаться, мучиться, вас будет грызть, как вам будет казаться, чувство справедливости: «Как я могу прощать несправедливую обиду? Как я могу терпеть окружающее зло?». Единственный совет – молитесь. Если обида нанесена вам – отвернитесь и молитесь. Если обида нанесена другому, а ваше чувство справедливости и сострадания к пострадавшему ближнему претворяется в гнев и возмущение – утешьте обиженного, вообще не думая об обидчике. Для этого – снова молитесь.
Если вы не победите и не уничтожите эти негативные чувства, в конечном итоге, они победят и уничтожат вас.
Я могу привести очень горький пример. Молодая женщина, отзывчивая и порядочная, делающая много добрых и полезных дел, каждое дурное событие принимала слишком близко к сердцу. Если ее обижали, она немедленно требовала объяснений. Если при ней кого-то оскорбляли, она вставала на защиту пострадавшего, доходя в своем гневе до проклятий и сквернословия. Даже новости из телевизора могли ее привести в ярость – так чутко она реагировала на любое страдание и на любую подлость.
Постепенно ее доброе сердце стало каменеть. Я не смогла больше с ней общаться, потому что заметила: она уже ищет повода обидеться за себя и за других, ее «праведный» гнев уже стал совсем неправедным, она легко оправдывает любую ответную жестокость. Уже не было видно с ее стороны добрых дел – были слышны только призывы разобраться с негодяями, покарать грешников и так далее.
Виной всему было нежелание побороться с обычной вспыльчивостью.
Духовная литература
За свою многовековую историю Церковь накопила огромный опыт святых и передает его следующим поколениям в многочисленных книгах. Чтобы настроиться на духовную жизнь, можно читать «Лествицу» преподобного Иоанна Синайского, «Невидимую брань» Никодима Святогорца, «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея, творения преподобного Ефрема Сирина… По времени нам ближе Феофан Затворник – его «Письма», «Чтение на каждый день года», «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться» написаны простым и доступным языком. Большим подспорьем для многих являются труды святителя Игнатия (Брянчанинова).
Великолепное чтение на период поста – проповеди и труды митрополита Антония Сурожского: «Школа молитвы», «О встрече». Глубокие и в то же время понятные книги замечательного богослова русского зарубежья протоиерея Александра Шлемана: «Великий пост», «Евхаристия», «Литургия смерти»…
В эти дни подготовки к празднику Пасхи можно посоветовать почитать книгу уже совсем современного богослова – митрополита Илариона (Алфеева) «Христос – Победитель ада».
Сейчас выходит много афонской литературы – четыре тома старца Паисия Афонского, уже прославленного святого, жившего всего два десятилетия назад, могут помочь в дни Великого поста. Вообще, старчество – неиссякаемый источник мудрости и духовной пользы. В течение Великого поста хорошо перечитывать жизнеописания и письма Оптинских старцев…
Очень полезны книги о жизни Церкви: «Отец Арсений», «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова), книга «Я полюбил страдание» святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В издательстве «Никея» регулярно выходят книги из серии «Люди Церкви» - полтора года назад увидел свет сборник «Монахи», совсем недавно – «Люди Грузинской Церкви».
Мы уже говорили о житиях святых – современные переложения житий святых и толкования Священного Писания на каждый день есть в интернете: например, на сайтах pravoslavie.ru и pravmir.ru.
Если вы хорошо знаете Евангелие, очень полезно читать классические толкования на него – Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского... Вообще, главное чтение Великого поста – Святое Евангелие. Многие священники рекомендуют за этот период прочитать его целиком.
Особенности богослужения
В Великий пост на одних службах поют «со сладкопением» - более протяжно, чем обычно, с развитой мелодией, на других – напротив, более монотонно (например, «Господи, помилуй» звучит на одной ноте). Много текстов, посвященных покаянию, если радости – то очень тихой. На Страстной седмице много текстов, посвященных евангельским сюжетам.
В Великий пост есть несколько уникальных богослужений, которые в другое время не совершаются.
В первые четыре дня Четыредесятницы главной службой считается Великое повечерие с великим покаянным каноном Андрея Критского. За постный период его читают два раза: все четыре части собираются воедино на утрене дня памяти Марии Египетской (четверг пятой седмицы; утреня совершается вечером накануне). Эта служба называется Мариино стояние – за ней также читается житие преподобной Марии.
Великий покаянный канон Андрея Критского имеет непосредственное отношение к житию Марии Египетской. (Напомню: канон - это богослужебная поэма, состоящая из восьми песней. Великий покаянный канон состоит из девяти песней, в них 250 тропарей – строф.) В среду и четверг первой седмицы перед некоторыми тропарями поется припев: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!».
Основная сюжетная линия Великого канона – приложение образов Ветхого завета к жизни каждого конкретного человека. Например, Моисей убил Египтянина, бьющего раба-еврея – подобным образом душа должна уничтожить грехи и греховные помышления.
Это одно из самых красивых богослужений в Православной Церкви. Сама служба «пробивает» до слез: полутемный храм, паникадила не зажигаются, чтение при свечах, тихое пение хора…
По средам и пятницам в течение всего Великого Поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это тоже очень интересная служба. Раньше она совершалась вечером – и после строгого поста люди за этой службой причащались. Сейчас Литургию Преждеосвященных Даров служат обычно утром, а если вечером, то разрешено поститься меньше времени.
Литургия Преждеосвященных Даров – это не совсем литургия. Литургией называется богослужение, за которым совершается Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Литургия Преждеосвященных Даров – это вечерня с причащением верующих Дарами, освященными накануне.
В первую неделю Великого поста вспоминается чудо, связанное с мучеником Феодором Тироном, пострадавшем в IV веке. После императора Константина Великого, когда христианство стало религией Римской империи, к власти пришел император Юлиан Оступник, который пытался возродить язычество. Он гнал христиан, но не столько мучил их, сколько просто издевался над верой.
В один прекрасный день он приказал окропить кровью жертвенных животных всю пищу, которая была на рынке. Христиане об этом не знали. Ночью епископу является Феодор Тирон и говорит, что пища осквернена. «Вари пшеницу с медом и корми ею людей!» - сказал святой.
Епископ так и сделал, и люди не осквернились. Внимательный читатель Писания может удивиться: апостол Павел же говорил, что все, продающееся на торжище, можно есть без смущения, не боясь того, что это жертва идолам – от чего же предостерег святой Феодор? Дело не в том, что христиане бы осквернились. Дело в том, что язычники бы думали, что христиане осквернились, а они, соответственно, победили. Святой великомученик Феодор Тирон предупредил издевательство над верой. В память этого события в пятницу первой седмицы Великого поста после литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен с каноном Феодору Тирону с освящением колива – вареной пшеницы с медом.
По воскресеньям совершается литургия Василия Великого. Она длиннее совершающейся обычно литургии Иоанна Златоуста – в молитвах, произносимых священником, больше размышлений, а Божия Матерь воспевается не краткой молитвой «Достойно есть…», а замечательным в своей красоте гимном «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», написанным святым Иоанном Дамаскиным.
Вообще, Литургия Василия Великого совершается очень редко: 14 января (в день памяти Василия Великого), в рождественский и крещенский сочельники (6 и 18 января), в Великий Четверг и Великую Субботу.
Вечером в среду пятой седмицы пятого поста служится утреня с Великим каноном – уже упомянутое Мариино Стояние. Очень долгая служба с протяжным пением канона, с чтением поучительного для каждого христианина жития преподобной Марии.
Вечером в пятницу пятой седмицы поется Акафист Божией Матери – этот праздник называется «Похвала Богородицы».
В Лазареву Субботу и Вербное воскресенье совершается Литургия Иоанна Златоуста, в эти дни, как уже говорилось, пост ослабляется.
Поминание усопших
Вторая, третья и четвертая субботы - родительские. В эти дни Церковь особо поминает усопших. Дело в том, что суббота – это вообще день покоя, она всегда в той или иной степени посвящена усопшим. Великим же постом в течение недели Литургии не совершаются – таким образом, усопшие остаются без поминовения. Живые могут помолиться о себе, а участь усопших зависит от наших молитв. Поэтому Церковью установлены родительские субботы для сугубой молитвы за наших почивших ближних.
В пятницу накануне во многих храмах совершается утреня с заупокойным богослужением - парастасом.
Записки о поминовении усопших можно подавать вечером в пятницу или утром в субботу, минут за десять до Литургии, чтобы священник, совершая проскомидию, успел прочитать их.
Также можно принести на канон пожертвование – какие-нибудь постные продукты (кстати, и в непостное время мясо жертвовать в храм не принято), кроме алкоголя (разрешается, правда, приносить вино).
Есть неверное мнение, что в родительские субботы не причащаются. Это неправда. Более того, мы таким образом соединяемся с Церковью в целом – в том числе, и Церковью Небесной, то есть нашими усопшими.
Благовещение Пресвятой Богородицы
На Великий пост приходятся два двунадесятых праздника – Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим (в 2015 году – 5 апреля). Благовещение – это начало евангельской истории, первое событие, связанное с Иисусом Христом. Деве Марии, обрученной мужу, Иосифу, является архангел Гавриил и говорит, что Она станет Матерью Господа. Она очень осторожно переспрашивает, каким образом произойдет это чудо. Архангел отвечает: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя».
Мария вполне удовлетворяется этим объяснением и предается воле Божией. Также архангел сказал Ей, что для Бога нет ничего невозможного и Ее пожилая родственница Елисавета тоже беременна.
После этого Мария идет к Елисавете, будущей матери Иоанна Предтечи, чтобы удостовериться в этом. Убедившись в истинности слов Ангела, Она воздает хвалу Господу: «Величит душа Моя Господа! Отыне ублажат Меня все роды».
Обратим внимание на духовную трезвость Девы Марии: сначала Она осторожно выясняет, возможно ли такое чудо, потом смиренно принимает волю Бога, а затем, убедившись, что нет никакой ошибки, воздает Ему хвалу за это дивное чудо.
Обратим внимание и на Ее подвиг. Она отправилась из Назарета в Иерусалим – это три-четыре дня пути, тяжелая дорога по пустыне!
Через девять месяцев после Благовещения мы отмечаем Рождество Христово.
Существует давняя добрая традиция в праздник Благовещения пускать голубей. Она связана с тем, что Святой Дух изображается в виде голубя – в таком виде Он являлся на Иордане при Крещении Спасителя. И Святой Дух сходит на Пречистую Деву, и Она зачинает Своего Божественного Сына.
В Благовещение голубь взлетает, тем самым символизируя осенение Святым Духом всех присутствующих. Подобно тому, как Христос выпускает из ада души, предстоятель (священник или епископ) выпускает белоснежного голубка.
Изначально на волю выпускали на волю пойманных птиц в знак освобождения души, сейчас же традиция стала символической – выпускают ручных голубей, которые все равно возвращаются в голубятню. На самом деле, это хорошо: выращенные в неволе птицы могут погибнуть, если не вернутся домой.
В этот праздник разрешается вкушение рыбы, поэтому существует традиция на Благовещенье печь рыбные пироги. Но если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, как в этом году, то рыба в этот день не разрешается.
Вход Господень в Иерусалим
Последние дни Своей жизни Христос провел в Иерусалиме. К этому моменту Он совершил много чудес и в первую очередь – воскресил четырехдневного покойника, Лазаря. Его встречают как пророка и Мессию. В Иерусалим Он въезжает на ослице и осленке, в соответствии с пророчеством пророка Захарии, а также – с восточной традицией царю въезжать на осле при объявлении мира. Ему постилают дорогу одеждой, пальмовыми ветвями (символ победы). Люди надеются, что Он возьмет власть в Свои руки и освободит Израиль от римлян…
У нас в стране этот праздник называется Вербным воскресеньем, потому что к этому моменту в средней полосе распускаются пушистые вербы. Священники кропят вербные веточки святой водой, люди разбирают их и ставят в своих домах – в вазу или на полочку с иконами до следующего Вербного воскресенья. После нового Вербного воскресенья старые вербные ветки благочестивые люди сжигают.
Через неделю после праздника Входа Господня в Иерусалим наступает Пасха Христова.
Юрий АКСАМЕНТОВ