РИГ SAKHAPRESS.RU В этой жизни нет ничего невозможного, уверена творческая группа «АИСТ» (создана на базе ООО «ВекторСтройСервис»), разработавшая реальный проект строительства в Якутске наземного метро, аналогов которому нет нигде в мире.
Как утверждают разработчики, их идея уникальна и вместе с тем проста, экономически эффективна и, что самое главное, абсолютно реализуема.
Речь идет о строительстве в столице крытой пешеходной зоны «Metro», которая пройдет через весь город от ГРЭСа до ДСК, захватывая все значимые объекты, начиная c аэропорта.
Выписка из проектной документации
Крытая пешеходная зона «Metro» выполняет следующие услуги:
► Постоянное пребывание людей. ► Наличие траволаторов, велосипедной и беговой дорожек. ► Поддержание благоприятного микроклимата. ► Аренда торговых площадей. ► Прочие дополнительные услуги.
Технические характеристики траволаторов:
► Месторасположение — внутри. ► Режим работы — круглосуточно. ► Ширина ленты — 800-1000 мм. ► Скорость — 0,5 м/c. ► Материал облицовки — алюминий. ► Срок монтажа — 10 дней. ► Количество пассажиров — 6000-9000 человек/час. ► Энергопотребление — трехфазное, AC 380V-50Hz. ► Подсветка — однофазная, 220V-50V.
На траволаторе, пешком и на велосипеде
По сути, «Metro» — аналог обычного наземного метро, только без поездов.
Пешеходное метро будет представлять собой крытую галерею из легких стальных конструкций и стекла, внутри которой будут находиться три дорожки: пешеходная, велосипедная и движущаяся — траволатор. Кроме этого там же предусмотрена зона для размещения торговых киосков, павильонов и кафе. Выходы из метро будут организованы по принципу остановок. Изучив статистику и генплан города, сделать их можно в максимально удобных местах.
Благодаря тому, что при строительстве будут использованы только легкие конструкции, такие галереи можно располагать на участках, где невозможно другое строительство — на заболоченных, неустойчивых грунтах. На сооружение перелетов также не потребуется много времени — строить их можно небольшим участками, один такой может быть полностью возведен за год.
Системы отопления в нем не потребуется, климат в галерее будет поддерживать система кондиционирования, которая позволит сохранять температуру на уровне 10 градусов зимой и 15-20-ти летом. Галерея будет иметь полусферическую форму, что позволит избежать сильного оседания пыли летом и снега зимой, но в любом случае затраты на чистку, мойку окон и другие эксплуатационные расходы разработчики учли при расчёте стоимости проекта.
Альтернатива автобусам
Наличие в городе пешеходного метро позволит решить транспортную проблему, которая в Якутске стоит достаточно остро, особенно в зимнее и ночное время.
Нина Якушева, автор проекта:
— Во всех крупных городах есть метро. У нас его создавать неэффективно, потому что населения в Якутске немного. А вот пешеходное метро — это то, что в Якутске действительно нужно. Прежде всего потому, что у нас проблематично передвигаться по городу после 8 вечера. Не все могут позволить себе такси, а автобусы ходят плохо. Тем, кто в центре — проще, а что делать тем, кто живет далеко? Пешеходное метро могло бы решить эту проблему. Оно позволит в любое время суток добраться до места назначения или пешком, или на траволаторе. Это очень удобная вещь — пусть и с небольшой скоростью, примерно 7 километров в час, но он все равно довезет до определенного места.
Комфортно, безопасно, эстетично
Плюс проекта «Пешеходное метро» в том, что он позволяет убить одним выстрелом сразу нескольких зайцев. После транспортной проблемы самый жирный из них — решение проблемы общественного пространства.
Нина Якушева, автор проекта:
— Стоимость двухсотметрового участка 30-35 миллионов рублей. Такие же деньги тратятся на строительство, например, одного сквера, в котором летом жарко и комары, а зимой холодно и он засыпан снегом. То есть как общественное пространство он не актуален.
А в пешеходном метро можно проводить время круглый год. Там будут предусмотрены рекреационные зоны со скамейками, детскими площадками, кафе — наподобие галерей в крупных торговых центрах. В них могут собираться люди любых возрастов и в любое время года, при этом чувствовать себя комфортно. То есть это не только способ передвижения, но и место встреч, отдыха, прогулок.
В общем, идея такая: за сравнительно небольшую плату — по нашим подсчетам, она составит порядка 10 рублей — заходишь и катишься куда угодно. Хочешь — иди пешком, хочешь — на велосипеде или со скандинавскими палками прогуливайся.
Второй «заяц» — безопасность. Даже при большом скоплении людей она будет обеспечена на 100% за счет системы видеонаблюдения, уверяют разработчики.
Каждый метр метро предполагается охватить видеонаблюдением, это несложно в таких конструкциях. Тревожные сообщения будут поступать на дежурный пульт полиции или охраны метро. Ну и потом есть надежда, что граждане, зная о том, что за ними постоянно наблюдают, предпочтут ничего не нарушать. Третий «заяц» — повышение эстетической привлекательности городского пространства. Сооружение будет представлять собой стеклянную галерею с подсветкой, что само по себе будет выглядеть красиво. Кроме того, в некоторых местах оно позволит скрыть от глаз некрасивые трубы наземных городских коммуникаций.
Идея на миллион
Говоря о социальных плюсах проекта, авторы не скрывают: «Пешеходное метро» — прежде всего бизнес-проект, причем имеющий все шансы на успех.
Реализация идеи, конечно, требует инвестиций, но она настолько хороша, что инвесторы найдутся, уверена автор проекта Нина Якушева. Будучи малозатратным, прибыль проект обещает гораздо большую, прежде всего за счет сдачи в аренду торговых площадей.
Примерная стоимость участка пешеходного метро протяженностью 200 метров составляет порядка 30-40 миллионов рублей, его содержание также не потребует серьезных затрат.
Нина Якушева, автор проекта:
— У нас есть достаточно обеспеченные люди, которые могут вложить в это 5-10 миллионов рублей. Я считаю, что это не такая большая сумма за свой собственный участок реального метро. Вы думаете, не найдется таких людей? Это инвестиционный проект, который обязательно принесет доход. Даже если не будет платы за вход, только одна сдача площадей в аренду принесёт колоссальный доход. Во всем мире метро — очень прибыльное предприятие как раз за счет аренды. Я живу в центре города и вижу, что по вечерам на улицах бывает очень много людей. Думаю, они будут готовы заплатить 10 рублей за то, чтобы так же гулять в метро. Так что по части дохода я даже не сомневаюсь, что проект окупится.
Мороз и солнце
Одни мерзнут на остановках в зимнем Якутске, другие прячутся от зноя в Дубае. Обе ситуации, как оказалось, способствуют творческому озарению.
Сегодня проект существует в виде, пусть и технически полностью обоснованной и просчитанной, но только идеи. Возможно, он ею и останется. А возможно, что, как это иногда случается, найдутся люди, которые сумеют воплотить ее в жизнь, и тогда лет эдак через «цать» предложение проехаться на метро станет чем-то обыденным для якутян.
Нина Якушева, автор проекта:
— Идея пешеходного метро пришла несколько лет назад. Я тогда преподавала в СВФУ у студентов-заочников, занятия у которых заканчивались поздно вечером. И вот однажды после восьми часов я вышла на остановку, простояла полчаса в ожидании автобуса, очень замерзла. В итоге автобуса я так и не дождалась и пошла пешком. Вот тогда и подумала, что если бы у нас было такое метро, я бы с удовольствием прошлась куда мне нужно.
Идею с системой отопления мы подсмотрели в Дубае. Меня там удивило то, что в трёхмиллионном городе практически нет людей на улицах. Все потому, что в Эмиратах очень жарко и пыльно из-за песка и на улице гулять невозможно. Поэтому люди предпочитают находиться в помещениях — свободное время проводят в торговых центрах, на работу и с работы перемещаются в кондиционированных автобусах, которые ждут внутри кондиционированных же остановок. Получается, что больше трех минут в открытом пространстве не находишься и при этом никто не страдает от нехватки воздуха, наоборот, там очень комфортно жить. Когда я увидела эти остановки, подумала — они прячутся от жары, а мы от холода, почему бы нам не использовать их опыт. Так постепенно все и сложилось в единый проект «Пешеходное метро».
Обосновать социальную значимость
Ирина Алексеева, председатель Правления Союза архитекторов Якутии
Возможно, такой проект необходим в городе, но, чтобы говорить определённо, нужен анализ градостроительной ситуации. Необходимо точно просчитать протяженность линии, место расположения, обосновать, почему выбрано именно это место. Пока же проектировщики предлагают только техническое обоснование объекта протяженностью всего 200 метров.
Сама идея вроде бы импонирует, но это наша общая мысль, что хорошо было бы организовать теплые автостоянки, остановки, общественные пространства, где люди могли бы находиться в холодный период.
С точки зрения решения пространства проект мне не очень понравился, по сути это просто галерея без какой-либо архитектуры.
Потом я вижу в нем больше деловой интерес, чем социальную значимость. Например, теплые остановки — у этого проекта четкая и ясная социальная задача, в городе они нужны. Возможно, если авторы смогут обосновать социальную значимость пешеходной зоны, город пойдет навстречу и рассмотрит возможность реализации проекта.