17:46 11.03

Цена ошибки: Годовалая крошка «сгорела» на глазах у медиков

РИГ SAKHAPRESS.RU Не передать словами горе, которые испытывают родители, потерявшие ребенка.

Месяц назад все горожане сочувствовали семье, потерявшей восьмилетнюю дочку, заболевшую пневмонией. Трагедия вызвала широкий общественный резонанс и серьезный конфликт между родителями и медиками. Последние пытались косвенно обвинить в случившемся родных погибшей девочки, а те, в свою, очередь считали, что болезнь не распознала педиатр.

На фоне этого скандала «потерялся» другой случай: незадолго до этого, в конце 2014 года, скончалась от менингита годовалая малышка. Убитые горем родители не афишировали свою беду, не торопились никого обвинять… Пока в конце февраля не получили официальные заключения.

Их ребенка можно было спасти. Врачи «недооценили ситуацию».

Обе трагедии объединяет еще один факт — девочек наблюдали в одной и той же ГБУ РС(Я) «Поликлиника №1». Александра, мама годовалой малышки (по просьбе родителей мы изменили имена девочки и мамы):

— Моя дочь Виктория — единственный долгожданный ребенок в семье. (Показывает фотографию малышки, позирующую на камеру телефона. — Т.К.). Она родилась абсолютно здоровым ребенком, имела полноценное и своевременное развитие. Никогда не болела. Если бы не халатное и недобросовестное отношение медицинских работников: врача-педиатра поликлиники №1 Александра К., заведующей кишечным отделением Детской городской инфекционной больницы Елены Х. и врача-реаниматолога Ивана О. из этой же больницы, моя дочь осталась бы жива.

«РЕЖУТСЯ ЗУБКИ»

14 ноября родные Вики отметили её первый день рождения. А 19 ноября в их дом постучалась беда. У малышки поднялась температура и отёк правый глаз. Мама вызвала на дом участкового педиатра из поликлиники, к которой они относились по месту жительства. Молодой врач, осмотрев ребенка, решил, что у нее просто режутся зубки, выписал жаропонижающие: «Цефекон Д» и детский парацетамол.

В тот же день в половине одиннадцатого вечера состояние девочки ухудшилось. Температура не спадала, несмотря на прием прописанных лекарств. Родители вызвали скорую помощь. На карете службы «03» Вику с мамой увезли в Национальный центр материнства и детства республики, где врач-педиатр поставила ей диагноз «Острый менингит» и дала срочное направление на госпитализацию в Городскую инфекционную клиническую больницу.

— Это единственные специалисты, к которым у меня никаких претензий, — говорит Александра. — В направлении четко был указан диагноз — «Острый менингит». Увы, этот диагноз был проигнорирован.

В приемном покое дежурный педиатр и дежурный врач-реаниматолог, со слов матери, лишь визуально осмотрели ребенка. На «глазок» поставив диагноз «Ротавирусная инфекция», они поместили маму с ребенком в кишечное отделение.

Из лекарств назначили глюкозу, раствор «Рингера» и антибиотик. Самое главное — анализ (пункцию) на определение наличия вирусной инфекции «острый менингит» — девочке никто не сделал. Это и определило судьбу маленькой Вики. СДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ!

Состояние девочки ухудшалось с каждым часом. Температура не снижалась, глаза не открывались, по всему телу появились отеки. Ночью при поступлении в больницу малышка плакала, двигалась, открывала глазки, но уже утром ни на что не реагировала, не двигалась и не отзывалась. Только стонала. Мамино сердце рвалось от боли.

Александра, мама:

— Я несколько раз обращалась к заведующей кишечным отделением с просьбой принять какие-нибудь меры. На мои просьбы врач отвечала, что это обычная реакция детского организма на высокую температуру и посоветовала делать обтирание тела и давать обильное питье. Несмотря на ухудшение состояние здоровья моего ребенка, врач Елена Х. два (!) дня ничего не предпринимала и продолжала лечить Вику от ОРВИ… Моя дочь не умерла бы, если бы у нее своевременно взяли анализы и подтвердили ранее поставленный диагноз, начали целенаправленное лечение! РЕАНИМАЦИЯ

21 ноября женщина поняла, что ее просьбы и жалобы на врачей совершенно не действуют. К спасению девочки подключились все родственники. Они звонили главврачу Детской инфекционной клинической больнице, обратились с заявлением в Минздрав республики, и только тогда в рядах медиков началось какое-то движение.

После обеда в палате появилась лечащий врач и уже другой врач-реаниматолог. Они, наконец (!), взяли у ребенка анализ на менингит, и диагноз тут же подтвердился. Малышку немедленно забрали в реанимацию, оценив ее состояние как стабильно тяжелое.

Уже на следующий день ее состояние из стабильного стало крайне тяжелым из-за долговременной высокой температуры. У малышки начались судороги, и ее ввели в искусственную кому. А потом Виктории не стало. Спустя месяц, под самый Новый год, ребенок скончался, не приходя в сознание. Александра, мама:

— Если бы в течение первых двух суток поступления в инфекционную больницу моему ребенку оказали своевременное специализированное лечение, она была бы жива. Едва оправившись после похорон, мы написали жалобы во все инстанции, Росздравнадзор, Минздрав. Врачи, виновные в смерти ребенка, должны ответить за свою халатность. Правда, из-за новогодних каникул проверки затянулись. ПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ПЕРЕВОДА НЕ БЫЛО

На письмо родителей в Минздрав от 24 ноября (девочка была еще жива) пришел бодрый официальный ответ:

«Госпитализация больной была проведена своевременно и по назначению. В момент поступления и в последующий день показаний для перевода в реанимационное отделение больницы не было. В связи с прогрессированием общемозговой симптоматики на фоне проводимой терапии в отделении 21 ноября 2014 года ребенок был переведен в реанимацию. К сожалению, антибактериальная терапия не имела эффекта, что потребовало изменения тактики, применения искусственного дыхания легких, проведения интенсивной терапии».

«…По состоянию на 1 декабря 2014 года состояние ребенка остается крайне тяжелым, относительно стабильным».

Далее шла пара фраз, что медики «инфекционки» приложили все усилия для оказания «достаточной и квалифицированной помощи».

Оснований для замечаний нет. РОСЗДРАВНАДЗОР: НАРУШЕНИЯ БЫЛИ

Уже после смерти Вики по результатам обращения ее родителей сотрудники Управления Росздравнадзора по республике провели внеплановые проверки, которые выявили нарушения в действиях врачей и ГБУ РС(Я) «Поликлиника №1», и Детской инфекционной больницы.

Их выводы совпадают со словами безутешной матери: врач Александр К. не организовал своевременное квалифицированное обследование и лечение ребенка. Недооценил состояние крохотной пациентки, не собрал достаточный анамнез, не принял меры по направлению девочки в стационар.

Специалисты Детской городской больницы тоже признаны виноватыми.

Дежурные врачи, оказывавшие Вике помощь, не имели дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по инфекционным болезням. Получается, они ненадлежащим образом исполняли свои должностные обязанности.

В результате недооценили тяжесть состояния больной, не провели диагностические мероприятия, не взяли ту самую пункцию, о которой умоляла их мать ребенка. В отсутствие точного диагноза были несвоевременно назначены противовирусные препараты, нерационально и неправильно применено лечение антибиотиками. И еще целый ряд таких НЕ.

Материалы проверки направлены в Минздрав, республиканскую прокуратуру и Следственный отдел СУ СК РФ по городу Якутску. МЕРЫ ПРИНЯТЫ: ЗАВОТДЕЛЕНИЕМ ОТСТРАНЕНА

Учитывая, какой оборот приобрели события, ответ Минздрава на вторую жалобу родителей был совершенно иным. И более человечным.

Родителям ребенка принесли соболезнования по поводу тяжелой утраты. И если опустить все пространные оговорки и объяснения, ошибку врачей признали. Комиссия согласилась, что врачи недооценили тяжесть состояния пациентки, поздно начали проводить интенсивную терапию.

В настоящее время заведующая отделением Елена Х. отстранена от занимаемой должности. Врач-реаниматолог в инфекционной больнице не работает. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Александра, мама:

— Мою доченьку не вернешь, и я не руководствуюсь чувством мести. Меня не устраивает ответ Минздрава республики. Заведующую просто сместили с должности, врач вообще ушел в неизвестном направлении. Мне даже говорили, что чуть ли не на повышение. По сути, за смерть ребенка никто не ответил?

Хорошо, что я успела снять копии с нашей истории болезни, так как всерьез опасалась, что эти документы «не доживут» до суда и потеряются где-то в ходе проверок. Впереди суды, мы также написали письма в правоохранительные органы, администрацию президента РФ Владимира Путина и Министерство здравоохранения РФ. Очень надеемся, что будет проведена независимая проверка.

Что творится в нашей медицине? Почему у нас так часто умирают дети? Вику не вернешь, но, возможно, наши усилия в будущем могут спасти чью-то жизнь. Только этим себя и утешаю. Татьяна КУТЕРГИНА

"Якутск вечерний"

Наш канал в Telegram