РИГ SAKHAPRESS.RU Всем известно, что в своей основе дипломатия является умением строить и поддерживать отношения между государствами. Но не все задумываются о том, что работа посла может сыграть весьма важную роль в истории.
…Осенью 1942 года накал борьбы на советско-германском фронте достиг высшего предела. Внимание всего мира было приковано к Сталинграду. Там развернулось сражение, исход которого много значил не только для положения дел на полях Великой Отечественной войны, но и для всего мира. Турция в войне не участвовала, но ориентировалась на Германию. В Москве не исключали, что Турция под давлением фашистской Германии может вступить в войну на стороне Гитлера против СССР. Намерения Турции оставались загадкой, и Советский Союз держал на границе с этой страной большую группу войск.
В это время послом СССР в Турции работал С.А. Виноградов. На вопрос Сталина о том, начнет ли Турция войну против СССР, посол твердо ответил: нет. Сталин сразу дал указание снять войска, прикрывавшие нашу границу с Турцией и перебросить их под Сталинград, и они усилили нашу армию в решающий момент битвы величайшего исторического значения. Такой ответ Виноградов дал не потому, что располагал точной секретной информацией, а на основе собственных наблюдений за настроениями в Турции и её руководстве.
Это яркий пример того, что иногда один посол может стоить нескольких армий.
Сегодня, в свете последних политических событий, работа дипломата становится очень значимой. Умные, эрудированные дипломатические работники на вес золота. Дипломатов у нас в России готовят Московский государственный институт международных отношений, Дипломатическая академия МИД России, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и др.
Успешно учатся на дипломатов и студенты из Якутии. Например, Марк Гаврильев является одним из блестящих (не побоюсь этого слова) студентов факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Он стипендиат Альфа-банка, а такое хорошее поощрение дается только тем, кто входит в рейтинг 10 лучших московских студентов. Малика Ко-Сен-Дин закончила факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, здесь же учится Ульяна Данылив. Александр Перепеченов – студент отделения иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Анатолий Храмов проходит обучение в Институте зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета, Марк Максимов учится в Московском государственном институте международных отношений на факультете международных экономических отношений, Андрей Латышев, Дмитрий Мегежекский и Никита Корнилов – в Дипломатической академии МИД России на факультете международных отношений и т.д. Самое интересное заключается в том, что они все в свое время становились абсолютными победителями и финалистами республиканского конкурса среди старшеклассников «Будущий дипломат».
Идея организовать этот конкурс пришла в далеком 2006 году в светлую голову Марии Петровой, которая работала тогда директором Республиканского центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания детей. Ее поддержали Николай Дьяконов, представитель МИД РФ в г. Якутске и Фаина Соколова, заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям РС(Я).
Сегодня утром состоялось торжественное открытие уже девятого по счету состязания юных дипломатов. Сюда съехались 36 учащихся, прошедших тройной жесткий отбор на школьном, улусном и зональном этапах. Серьезные, подтянутые, в строгих костюмах, как подобает настоящим дипломатическим работникам, они проходят в зал и чинно садятся в ряд. Их ждут серьезные испытания: публичные выступления на темы международных отношений, дебаты, проверка знания английского языка, конкурс ораторов.
«Конкурс «Будущий дипломат» перевернул всю мою жизнь, – рассказывает Юрий БОРИСОВ, гимназист из Верхневилюйска. – Раньше я хотел стать программистом, но после участия в зональном этапе конкурса решил посвятить себя дипломатии. Каждый день, забыв про лень, я усиленно готовился к республиканскому этапу. Участвовать в конкурсе было очень трудно не только для меня, но, как я думаю, для всех участников. Конкурс действительно дал мне очень многое: новые знания, друзей, бесценный опыт».
Родион Бескровный, ученик СОШ № 5 п. Айхал, поделился с нами с сокровенным: «В детстве я мечтал стать военным, чтобы героически защищать Родину. Но с возрастом понял, что война – это худшее, что приходится пережить человечеству. В условиях современной политической напряженности только преданные своему Отечеству дипломаты и политики способны не допустить войны. Поэтому будущее я хочу связать с политической сферой, мечтаю стать политиком с большой буквы».
По словам Семена Иванова, директора Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения, «в этом году в качестве соорганизатора выступает Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, иными словами, «Будущий дипломат» получает признание на федеральном уровне. Конкурсантам есть за что бороться. Абсолютный победитель конкурса номинируется на грант Президента РФ. Один из суперфиналистов награждается стипендией Главы Якутии. Кроме того, суперфиналисты получают рекомендации на целевые места в МГИМО, ФЭИ и ИЗФиР СВФУ. Призеры награждаются путевками во Всероссийские детские центры «Океан» и «Орленок», участвуют в сессии Международной школы молодежной дипломатии при МГИМО, в деловой игре «Министр» и т.д.».
Как правильно заметил Эдуард Кондратьев, заместитель министра образования республики, конкурс для старшеклассников «Будущий дипломат» не имеет аналогов в России, является наиболее престижным и нужнейшим для детей проектом. Это особенный конкурс, помогающий правильно сделать жизненный выбор.
Так что игра стоит свеч.
Октябрина КАПИТОНОВА