12:42 24.03

От Луганска до Якутска: Дорога длиною в год

РИГ SAKHAPRESS.RU «Мне ничего не нужно. Вы на девочку мою что-нибудь подберите…»

Она стояла, улыбаясь тихой улыбкой. Только теперь я поняла, что означает это выражение. А 11-летняя Ксюшка, серьезная, вдумчивая девочка с пшеничными волосами и едва заметными конопушками, уже снимала свой пуховик. От просьбы «Помогите семье из Луганска» до их появления в нашей редакции едва ли прошел час.

«Украли одежду»

На девочке – застиранная, явно с чужого плеча белая водолазка с огромным несмываемым желтоватым пятном. Примеряет симпатичный джемпер на пуговках в разноцветную полоску с длинным рукавом. Он сидит на ней, как влитой, сразу пришелся впору. «Мам, смотри», - Ксюшка вертится перед мамой. Татьяна смотрит на дочь с затаенным отчаянием и материнской радостью – красавица выросла, умница.

- У нас из одежды – так получилось – ничего нет. Все, что есть, то на нас надето. Приехали в Якутск недавно, 9 марта, жилье нашли, дочку в школу устроили. А там учителя требуют форму, да и вообще одежда нужна. Я-то ладно, а она - девочка, комплексы разные… Мы пока сюда добирались самолетом, поездом, у нас пропали сумки. Не все, конечно, но по стечению обстоятельств именно те, где были детские вещи – Ксюшины и Владика. Ему всего один годик и три месяца.

Из редакции Татьяна с Ксюшей (особенно довольна была девочка) ушли с несколькими пакетами. Кое-что из постельного белья, покрывала, небольшое одеяло и тюль на окна. На малыша в редакции нашелся пуховичок. Еще кое-какие вещи собрала Олеся – наследство своего сына. Досталось малышу и детское питание. Спасибо добрым людям. Девочка прижимала к себе пакет с канцелярией, огромную книжку раскрасок, а в руках теребила браслеты из ярких бусин. Ксюшка приоделась: теперь у нее есть джинсы, блузки, футболочки, и ей не стыдно будет ходить в школу и выходить во двор прогуляться. Хотя, когда мы увидели этот двор, мелькнула мысль: лучше уж Ксюхе дома сидеть…

Кривой-косой, и пьют на подъезде

На машине юристов агентства «Ваше право», которые практически всегда сопровождают нас в поездках по семьям, мы осторожно ехали по окраине 17 квартала. Я размышляла о том, что нелепость и сермяжную правду выражения «окраина 17 квартала» может понять только тот, кто живет в Якутске. Где самые помоистые помои и едва ли не самые развалистые развалюхи. «А вот и наш дом!» - машет рукой Ксюшка. «Домом» она называет двухэтажку, которая уже давно находится в свободном «плавании» в прямом и переносном смысле: ее линии напоминают волну, как рисуют ее дети. А уж весной, во время таяния снега, так вообще тонет в лужах и фекалиях.

Вот и он - кривой-косой подъезд, на котором, удобно устроившись на топчане, пили и закусывали молодые парни. Скошенные в левую сторону и покрытые остатками льда ступени на второй этаж жалобно скрипели и обещали обвалиться, заодно погребя нас под своими обломками. «Вчера здесь было сто-о-олько льда! С крыши накапало и замерзло», - доверительно шепчет Ксюша. Мать на нее шикает, ей неудобно, что она ведет нас в гости в такие «хоромы». Мы всякое видали, но - честное слово! - забраться на второй этаж без риска для здоровья могут только люди, привыкшие здесь балансировать ежедневно. Идем, стараясь не поскользнуться, и входим в двухкомнатную квартиру.

«Наш дом разбомбили»

- Здесь все – хозяйское. У нас и нет ничего. Одну комнату занимает отец мужа, ему 66 лет, но он практически обездвижен. У него в комнате стоит телевизор, а Ксюша даже мультики посмотреть не может. В другой – все мы. Кроватку детскую нам отдали добрые люди, а коляску я везла из самой луганщины…

Во второй комнате - три кровати и два стола: один из них Ксюшин, где она учит уроки, читает и рисует. Вещи все еще хранятся в чемоданах и сумках: нет ни полок, ни шкафа. На стенах висят несколько мягких игрушек. «Красиво я украсила?» - спрашивает Ксюша. Ох уж, эти девочки, с их тягой к красоте и уюту даже в таких условиях!

- У нас на родине было две квартиры. Теперь возвращаться некуда – все разбомбили. Ксюше, наверное, труднее всех, она у нас девочка, привыкшая к хорошей жизни, а тут сразу – ничего. Ни друзей, ни дома, ни знакомых, которые могли бы помочь, никакой поддержки.

Хождение по мукам

Незаметно с горестей Ксюши мать переходит на свои. Дедушка – инвалид, плохо ходит, страдает астмой, на Украине получал пенсию по инвалидности. Здесь, для того чтобы получать хоть что-то, нужно для начала иметь временную регистрацию и полностью пройти обследование для заключения врачебной комиссии, получить гражданство России. А этого пока нет. По той же причине семья не увидит детских и иных пособий, не будет получать питание с молочной кухни, не сможет поставить маленького Владика в очередь на место в детском саду.

Муж Андрей – строитель широкого профиля, 20 лет трудился на стройках. Теперь каждое утро у него начинается с обзвонов потенциальных работодателей и посещений строек.

- Но везде нужны бригады. Одиночек не берут. Да и временная регистрация еще не оформлена, - говорит Андрей.

Татьяна продолжает:

- Мы понимаем, что без знакомств и протекций на хорошую работу тяжело устроиться даже местным, что уж говорить о нас, о беженцах, - устало махнула рукой супруга. Она очень переживает: и за психологическое состояние дочки, и за мужа – человеку, который привык во всем обеспечивать семью и не сидеть без дела, вынужденное состояние хронического поиска оптимизма не добавляет. Теперь он засыпает и просыпается с одной мыслью: найти работу.

Наверное, единственный человечек, который все – бегство от войны, скитание по пунктам передержки, смену городов и часовых поясов, самолетов и поездов – переносит более-менее спокойно, – это годовалый малыш Владик. Потому что рядом есть мама и папа, которые и защитят, и накормят, и приласкают…

Не остаться б на улице…

Трудоустройство Андрея – самое главное. «Остальное заработаем, купим, пробьемся», - говорит Татьяна. Семья трудовая, рассчитывает на свои силы, но порой через силы бюрократии пробиться без посторонней помощи нереально. 10 тысяч подъемных рублей и деньги, которые для них собрали в Нерюнгри прихожане церкви адвентистов, уже на исходе. На них семья сняла квартиру за 15 тысяч. Приближается срок оплаты аренды. А если до этого Андрей не найдет хоть какую-нибудь работу, семья рискует оказаться на улице. Со всем своим скарбом, детьми и дедушкой-инвалидом.

«Мы хотим остаться здесь»

То, как семья с двумя детьми, один из которых совсем еще младенец, и с обезноженным пожилым человеком, добиралась из Луганска в Якутск – через Архангельск, Нерюнгри, на самолетах и поездах – тема отдельная. Это не приятное путешествие. И даже не приключение – это сплошной трэш. Начиная с того, что в Архангельске им не дали полагающихся подъемных, а быстренько «спихнули» в Нерюнгри, сказав на прощание: мол, мы ничем вам не обязаны, деньги получите там, где решите основательно осесть. В Нерюнгри их группу из десяти человек – две семьи – никто не ждал. «Мы им как снег на голову свалились. Кто такие, откуда, почему не предупредили… Пока документы делали, посылали запросы в Архангельск, действительно ли мы беженцы, пока подтверждался статус, прошло еще время».

Путь семьи из Луганска на новую для них родину длился почти год – девять месяцев. Мы надеемся, что к украинской семье судьба окажется более благосклонной, и люди не останутся на улице, без работы, без крыши над головой и без средств к существованию. Мама, папа, дед-инвалид, девочка и малыш - пусть у вас все будет хорошо!

Семье нужно:

· детские принадлежности – постельное белье, подгузники («пятерка») влажные салфетки и иные средства гигиены;

· постельное белье, подушки, одеяла;

· посуда, кухонная утварь;

· раскладной диван, платяной шкаф или шифоньер, полки, бытовая техника;

· телевизор, у кого есть возможность – ДВД и диски для девочки;

· продукты питания;

· одежда для взрослых.

Обращаться к кураторам

«Эхо столицы» запустила благотворительный проект адресной помощи малоимущим семьям «ЛЮДИ - ЛЮДЯМ» совместно с КДН г. Якутска. Наши кураторы будут лично посещать семьи, которые по разным причинам нуждаются в поддержке общества. Вся связь с подопечными производится через кураторов.

Редакция обращается ко всем неравнодушным людям, организациям и предприятиям. Если вы можете помочь чем-нибудь этим семьям, отзовитесь.

Кураторы проекта – Дана Бубякина (8-924-177-26-37) и Олеся Войтович (717-940).

Мы поможем организовать адресную помощь.

ВНИМАНИЕ! НУЖНЫ ВОЛОНТЕРЫ!

Для помощи семьям нужны волонтеры с автомобилями, которые помогли бы перевозить нам различную мебель и бытовую технику для нуждающихся!

«Эхо столицы» приглашает неравнодушных горожан зарегистрироваться на сервисе «Волонтерство» на портале oneclickyakutsk. Здесь же вы можете публиковать истории семей, нуждающихся в помощи горожан.

Дана БУБЯКИНА.

"Эхо столицы"

Короткая ссылка на новость: http://www.exo-ykt.ru/~AspmC

Наш канал в Telegram