Поводом для вступления в ряды ведущей отраслевой организации послужил взятый на развитие собственной розницы курс.
19 марта с.г., во время визита в Москву, на правление АРПП, заместитель гендиректора «Ситима» Владимир Степанов поделился с PlanetaSMI.RU собственным видением развития розничных продаж прессы.
•Медиагруппа «Ситим» была основана в 2003 г. и сегодня является одной из крупных динамично развивающихся медиаструктур Республики Саха (Якутия). Свою деятельность «Ситим» начал с возрождения легендарных брендов СМИ Якутии, которые в 90-е годы прошлого столетия по известным причинам прекратили свое существование. Первой в 2003 г. была возрождена газета «Молодежь Якутии», основанная в 1958 г. — в стартовую эпоху индустриализации Севера. В 2004 г. началась реализация проекта по возрождению легендарной газеты «Кыым» («Искра»), которая была основана в 1921 г. и оказалась предвестником образования якутской республики.
— Владимир, медиагруппа «Ситим» — один из крупнейших издателей периодики, — не так давно вышла на новый для себя рынок продаж прессы. С чем было связано это решение?
— Всю историю существования наш издательский дом занимался только выпуском печатных изданий — газет и журналов. И лишь в прошлом году мы начали реализовывать собственный проект в системе розничных продаж. Причины этого просты: в прошлом году предприятие, с которым мы сотрудничали в этом направлении, задолжало и нам, и многим другим издателям. В итоге, по результатам арбитражный суд присудил нам их киоски. Однако сами киоски были в ужасном состоянии, все развалившиеся. Когда на улице было минус 40-50 градусов, внутри киосков температура не поднималась выше нуля, то есть киоски вообще не отогревались, настолько они были старыми. Поэтому в прошлом году мы начали ремонт этих киосков, делаем все практически по новой, чтобы было тепло. Сейчас для обогрева начали использовать инфракрасное отопление, и надеемся, что оно позволит нашим продавцам работать в более комфортных условиях.
— Да, условия не простые… Это же сколько на электроэнергию уходит?
— Действительно, условия работы у нас очень сложные, а электроэнергия дорогая. Мы платим 6,98 коп. за киловатт, это очень много. Но и остальные расходы не меньше. Например, самый ходовой у нас бензин АИ-92, который необходим для организации поставок, стоит 42 руб., тогда как в Москве — 32. Так что расходы на организацию продаж немалые… Но мы все равно, понимая ту социальную ответственность, которую несут распространители газет и журналов перед обществом, работаем в этом направлении. Все люди должны получать информацию. А в нашем регионе, где Интернет работает очень плохо, без печати вообще нельзя. У нас печатные издания по-прежнему очень востребованы.
— Однако мировые тенденции говорят об обратном…
— Если внимательно изучить мировой опыт, то можно заметить, что те СМИ, которые в свое время уходили в Интернет, теперь постепенно вновь начинают делать главную ставку именно на печатную версию. Я уверен — будущее за печатными средствами массовой информации. И самое главное — это наша общая культура. Если мы что-то делаем, что-то создаем, то мы не должны доводить процесс до какого-то момента, а потом все развалить. Нет, наша обязанность все сохранять, как-то приумножать, позволять газетам и журналам работать дальше. И только тогда государство сможет получить образованных, высокоразвитых, интеллектуальных людей, искренне любящих свою страну.
— А каковы первые результаты работы вашей сети продаж?
— При реорганизации киосков, мы сделали два из них с входом внутрь. И в результате, получаемая от них выручка начала расти. Оказывается, люди не подходили к этим киоскам зимой просто потому, что им было холодно, и они спешили скорее попасть в теплое помещение. А сейчас, когда появились входы, покупатели с удовольствием к нам заходят.
Помимо реконструкции, мы провели и большую работу в части ассортимента. Начали продавать снеки, напитки, детские игрушки, в общем — все то, что разрешается к реализации в киосках. 19 марта, на правлении АРПП президентом этой организации Дмитрием Мартыновым была озвучена Концепция развития системы распространения прессы в Москве на период до 2020 г. Должен сказать, что мой взгляд на развитие системы розничных продаж в Якутии совпадает с этой концепцией. Разница только в том, что у нас эти павильоны называют многофункциональными, а в Москве — мультимедийными. Но суть — одна и та же. И нас очень радует, что по всей стране предпринимаются шаги, направленные на возврат распространения печати в нормальное русло.
— Довольно часто к нам приходят жалобы от региональных операторов рынка на непонимание их проблем местными властями. А отношения с властью складываются у вас?
— Здесь я могу привести простой пример. О существовании приказа Минкомсвязи №197, призванного поддержать отрасль распространения прессы, мы узнали только недавно на сайте АРПП! Хотя он существует уже не первый год… В нашем регионе вообще никто и не знает, что такой приказ существует! Хотя, наверняка, он куда-то пришел и где-то лежит, но не работает в интересах рынка. У нас в Якутске происходит совершенно обратное: несколько лет назад здесь была создана концепция, по которой все нестационарные торговые точки, в том числе по продаже печати, должны быть «загнаны» в торговые центры. А в итоге получилось то, что после введения Западом санкций торговые центры начали закрываться, и где теперь продавать печать?
Киоски прессы должны стать более доступными, наполненными инновационными технологиями, удобными потребителям. Вот такую концепцию мы сегодня предлагаем городу.
— И как на нее реагирует власть?
— Власть — нормально. Но у республиканской власти до газетных киосков просто пока руки не дошли. Обычно нам, на все наши предложения, отвечали: «рынок сам все устаканит, все разложит по своим местам». Но этого не произошло… Хотя перспективы и интересные идеи есть! Например, одна из городских программ — «теплые остановки». При наших морозах, когда люди замерзают в ожидании транспорта, проект необходимый. Мы же со своей стороны предложили сделать внутри этих «теплых остановок» газетные киоски. Хотя такой проект потребует немалых инвестиций — ведь в городе порядка 400 остановок. А у распространителей прессы, сами понимаете, нет таких денег, чтобы финансировать столь затратные проекты.
Константин АКОПЯН,
Антон ГАПОНЕНКО,
Евгения ТРУШИНА
PlanetaSMI.RU