На совещании ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий представил опыт вуза по обучению студентов с особыми образовательными потребностями. Об обеспечении доступности профессионального образования в ведущих образовательных организациях высшего образования говорил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов. О контрольных функциях Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при реализации инклюзивного образования проинформировал заместитель руководителя службы Александр Бисеров.
О работе Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ – ресурсного центра Республики Саха (Якутия) по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования выступил Пантелеймон Егоров. «Северо-Восточный федеральный университет уделяет особое внимание внедрению непрерывной системы инклюзивного образования в Якутии. По данным Центра карьеры в 2013 году СВФУ окончили 12 студентов с особыми образовательными потребностями, в 2014 году – 18, а в этом году на пороге выпуска стоят 39 студентов», – сказал директор.
Советник Президента России по делам инвалидов, председатель комиссии при Президенте России по делам инвалидов Александра Левицкая отметила, что необходимо создавать систему инклюзивного образования. «Сегодняшняя встреча говорит о том, что их необходимо проводить систематически, с разнообразными, углубленными вопросами повестки в системе среднего специального и высшего профессионального образования. Я бы предложила искать научно-практические форматы», – поделилась Александра Левицкая. Также она обратила внимание участников совещания на отсутствие мониторинга потребностей выпускников школ с особыми образовательными потребностями в получении среднего специального и высшего профессионального образования и подчеркнула важность вопроса трудоустройства студентов.
На совещании были представлены методические рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ высшего образования для студентов с особыми образовательными потребностями, межведомственный комплексный план мероприятий на период 2015-2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для студентов с ООП, анализ данных мониторинга ведущих образовательных организаций высшего образования по наличию образовательных программ инклюзивного образования и условий для обучения студентов с ООП и методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения студентов с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса.
Справка:
В 2010 году решением Ученого совета СВФУ была создана уникальная учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий. На базе лаборатории 30 мая 2013 года был создан Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования.
Дария ЕФИМОВА
Редакция новостей СВФУ