Организаторы совещания – Министерство образования и науки России совместно с Министерством образования и науки Чеченской Республики. В столице Чеченской республики собрались представители 34 субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, методисты и руководители образовательных организаций.
От Республики Саха (Якутия) в работе совещания приняли участие Н.В. Ситникова, руководитель отдела общего образования Минобразования РС (Я), член Координационного совета при Минобрнауки России, А.А. Федорова, заместитель начальника управления образования МР «Амгинский улус (район)» и Я.А. Лаптева, заместитель директора Нижне-Бестяхской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, обладатель звания «Лучший методист года».
Мероприятия семинара-совещания проходили на базе Чеченского государственного педагогического института, Президентского лицея и Гимназии №5 г. Урус-Мартан.
С докладом, посвященным введению в общеобразовательных организациях Чеченской Республики учебного предмета, включённого Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента «Основы религиозных культур и светской этики», сокращённо ОРКСЭ, выступила ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования Ганга Эльмурзаева.
По ее словам, реализация в общеобразовательных организациях программы по изучению исторического и культурного наследия народов России, в том числе их религиозных традиций поможет вырастить толерантное поколение, что сегодняшнему обществу так необходимо.
В Президентском лицее гости смогли ознакомиться с условиями обучения чеченских школьников в данном общеобразовательном учреждении, изучить региональный опыт поликультурного воспитания и образования детей младшего школьного возраста, посетив уроки в 1-х и 4-х классах.
С докладами во второй день выступили: заместитель министра образования и науки ЧР Ильяс Тааев; директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова; заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин; начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Данута Чернышова; ректор ФГАОУ ВПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Евгений Малеванов; заместитель Президента Российской академии образования Виктор Басюк; генеральный директор НП «Родное слово», члена комиссии Совета по русскому языку при Президенте РФ Константина Деревянко; ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования Ганга Эльмурзаева; заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Петранцова Ирина Александровна и многие другие.
«В штатном режиме с 1 сентября 2015 года по ФГОС будут обучаться 56 % всех учащихся. Это все ученики 1-5-х классов. В целом, по всем уровням общего образования этот показатель составит 70% – это, конечно, с учетом пилотного введения», – сообщил А. Благинин.
Напоминая коллегам о том, что уже должно быть сделано для эффективного введения ФГОС основного общего образования, он рекомендовал организовать проведение общеобразовательными организациями внутреннего аудита готовности к реализации стандарта основного общего образования в плановом режиме.
Особый интерес вызвали изменения в содержании основного общего образования. С пятого класса вводится предметная область «Основы духовно-нравственной культуры», с шестого класса – обществознание, по истории будет не менее 4 линий учебников. В связи с введением электронных приложений к учебникам в мае будут внесены изменения в федеральный перечень учебников.
Участники совещания обсудили также вопросы экспертизы и включения в федеральный перечень учебников по родным языкам народов Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросу изучения и обучения на русском языке, второго иностранного языка и другим актуальным вопросам внедрения ФГОС в основной школе.
Завершилась рабочая часть семинара-совещания посещением гимназий №14 г. Грозный и №5 г. Урус-Мартан. Это школы полного дня, внеурочные занятия ведутся с привлечением учреждений дополнительного образования, а также в проектном режиме. Активно используются возможности других учреждений социальной сферы, такие как музеи и библиотеки.
Материалы семинара-совещания размещены на сайте Минобразования в разделе «Федеральный государственный образовательный стандарт».
Пресс-служба Министерства образования РС(Я)