А сегодня прочитал в интернете несколько заметок про пресс-конференцию Виктора Федорова, и быстренько добыл себе копию ответа Росавтодора на обращение депутата по поводу затихшего было конфликта.
Во-первых, согласен с мнением коллег из ЯСИА: какая-то нескладная пресс-конференция получилась. Виктор Николаевич обвиняет «Сургутнефтегаз», а сами «Сургуты» тем временем даже не в курсе оснований этих обвинений. Потому что никто их в известность не поставил. Это при том, что офис компании в Якутске находится в нескольких сотнях метров от здания республиканского парламента.
Во-вторых, довольно спорной выглядит и сама аргументация депутата. Так, он утверждает, что «Сургуты» нарушили закон, не включив трассу «Талаканское месторождение - поселок Витим» в Единый государственный реестр автомобильных дорог.
Но ОАО «Сургутнефтегаз» - очень мощная компания мирового уровня, и вряд ли ее юристы могли просто так допустить столь грубую ошибку. Я несколько раз слушал заместителя генерального директора компании Александра Оглы в Ленске, когда он выступал перед протестантами из Витима, общался с депутатами районного совета и членами местного Общественного совета.
Так вот, как я понял из его выступлений, компания не считает построенную ее собственными силами технологическую трассу автомобильной дорогой. Ни общего, ни необщего использования. И как только мы упираемся в этот аргумент, все рассуждения уважаемого депутата о категориях дорог, их предназначении и пр, и др., сразу же теряют хоть какую-то актуальность.
Еще один момент касается так полюбившегося некоторым нашим согражданам публичного сервитута на автодороги. Тут я вынужден процитировать отрывок из написанного в «лучших» традициях отечественной бюрократии ответа Росавтодора:
«По вопросу правомерности установления публичного сервитута для прохода и проезда в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных на правах аренды в качестве полосы отвода частной автомобильной дороги, сообщаем, что в соответствии с частью 4.2 статьи 25 Федерального закона от 8 сентября 2007 г. №257-ФЗ допускается установление публичного сервитута для использования гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЧАСТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ».
То есть, если даже сделать допущение, что «Сургуты» признают свою трассу частной автомобильной дорогой, все равно публичный сервитут на такой дороге не возможен.
А согласен с Виктором Федоровым я в главном – решать проблему надо с помощью третьей ветви власти, через обращение в суд. Об этом витимским протестантам много раз при мне говорил полковник полиции Олег Лебедь. Но почему-то никто до сих пор с иском в суд не обратился.
И еще: я ведь не только с Александром Оглы разговаривал. В марте, посреди ночного Ленска мы взяли большое телеинтервью у Виктора Бронникова, главы «Транснефть-Восток». К сожалению, по не зависящим от нас причинам оно так и не вышло в эфир.
Писали в течение часа. За это время проблему проезда «обкашляли» со всех сторон. В том числе, с точки зрения права. Так вот, Бронников рассказал группе журналистов из Якутска, что вообще-то его компания вправе полностью закрыть проезд по своей притрассовой дороге. Тем более, что за прошедшие годы накопилось достаточно большое количество фактов вандализма со стороны проезжающих.
Это не было угрозой. Перед нами сидел усталый человек, который очень буднично, без особых эмоций рассказывал о работе и проблемах своего предприятия. При этом подчеркивая, что понимает нужды местных жителей и не собирается предпринимать никаких радикальных мер.
Так зачем нам нагнетать обстановку и ссориться с людьми, которые этого совсем не хотят? Может быть, стоит и дальше искать приемлемый для всех консенсус? Тем более, что люди готовы публично обсуждать все спорные вопросы. Так, как это было в марте этого года в Ленске. С участием общественности, депутатов и журналистов.
Афанасий ЕГОРОВ.