16:49 14.05

Рассказ для вас: Якутские знахари

РИГ SAKHAPRESS.RU В старину у наших предков наряду с шаманами особым уважением пользовались знахари-отосуты (от слова «от», то есть трава, значит, травники), которые лечили различные болезни, причем не только травами.

Якуты верили, что таких знахарей посылали Верхние Айыы (божества), чтобы те помогали людям, поэтому они были крепко связаны с духами природы, имели чистые помыслы, видели вещие сны. Они не только лечили от разных болезней, но и были своего рода философами, ясновидящими, провидцами.

Якутским знахарям были подвластны многие болезни, по слухам, они не могли лечить только запущенный туберкулез, рак и аппендицит. Некоторые болезни такой отосут побеждал силой слова и заклинаний или биотоками, которые исходили от его рук. Поскольку он приходил на этот свет именно как лекарь, волшебную силу имели и его глаза, уши, ум и даже слюна.

Сильный знахарь был крепче шамана или удаганки, к нему не приставали никакие болезни или кармическая «грязь», наверное, поэтому последние никогда не трогали отосутов и никогда не соревновались с ними. Видимо, они с самого рождения находились под надежной защитой Верхних Божеств Айыы. Эти люди с чистыми помыслами всегда по первому зову приходили к больным и лечили их: при помощи окружающей природы – различных растений и трав, животных, воды и почвы – создавали лекарства. Иногда помогали при помощи своих рук - прибегали к поглаживанию и легкому массажу. Детские кожные болезни, которые сейчас называют диатезом, лечили при помощи собственной слюны. Глазные болезни также лечили слюной – облизыванием языком. Другие кожные болезни лечили при помощи огня – накладывали тён, то есть делали прижигание трутом. Именно такому лечению подверглась моя мама, будучи девочкой-подростком. Как она рассказывала, однажды ее тело полностью покрылось болячками, которые страшно чесались, затем стали покрываться гнойными корочками. Жили они тогда в маленькой деревушке, до районного центра нужно было переправляться через Лену, паром не работал, да и время было самое страдное – сенокос. Все говорили, глядя на лежащую в жару девочку: мол, видимо, уже не поправится. Потом откуда-то пришел отосут и приступил к лечению: несмотря на лето, был жарко натоплен камелек, девочку раздели и положили на деревянный топчан, и знахарь, а это был уже глубокий старик, что-то вполголоса приговаривая, заранее приготовленным трутом стал прижигать болячки. Скорей от детского страха, чем от боли, мама провалилась в беспамятство. Когда очнулась, страшного старика уже не было, и бабушка отпаивала ее каким-то отваром, видимо, приготовленным тем же отосутом, и ласково успокаивала внучку, что теперь она непременно выздоровеет. И, действительно, уже через несколько дней, девочка поднялась и уже помогала сгребать сено. Что удивительно: когда короста спала, на ее месте не осталось никаких следов.

Якутские знахари весьма успешно умели лечить от такой болезни, которую называли «курданар ыарыы» (по-русски она называется «опоясывающий лишай»). Лечение должно быть своевременным, поскольку, если болезнь начиналась со спины и, сделав круг, возвращалась на спину, как правило, лечить было уже поздно: человек уже не мог оправиться от болезни. Знахарь строгал рыбий хвост и насыпал на ранки, затем крепко обвязывал шкуркой или мехом красной лисы. Кстати говоря, и я однажды откуда-то подхватила такую заразу, причем терапевт долго и нудно лечила меня совсем от другого. Я послушно ходила на уколы, выпила все выписанные лекарства, но спина не проходила. Доктор, помнится, даже пошутила: мол, если бы не ваш возраст, я подумала бы, что это детская ветрянка. И вдруг ее осенило: «Да у вас опоясывающий лишай!» Придя домой, прочитала в энциклопедии, что две эти болезни имеют вирусное происхождение и много схожих симптомов. Обычно ею болеют люди со сниженным иммунитетом или перенесшие грипп на ногах. Сестра, узнав о диагнозе, разволновалась и запретила принимать выписанные лекарства: мол, при такой болезни лучше попробовать полечиться по-якутски. Она съездила к знакомой бабушке-отосутке, которая дала ей старинный рецепт мази. Нужно было найти мех семи разных животных – черной и красной лисы, зайца, онтдатры, соболя, колонка, в общем, что найдешь, сжечь их, золу соединить со свежим деревенским маслом и смазывать этой смесью болячки несколько раз в день, затем крепко обвязаться теплым платком. И еще – ничего из аптеки не принимать! Вы не поверите, но болезнь вскоре прошла, как будто ее не было!

От болезни печени, желтухи, существовало такое лечение: не предупредив самого больного, неожиданно клали на живот живую щуку. Если лечение шло впрок, рыба, тут же пожелтев на глазах, сдыхала. А выздоровевший не должен был никогда в жизни есть щуку. Хотя на практике вряд ли кто применяет такое лечение. Впрочем, есть еще более странный якутский рецепт от болезни печени: нужно где-то найти, а еще желательнее купить у кого-нибудь (!) семь живых вшей и, предварительно положив их в варенье, съесть их живьем.

Иногда у детей возле губ и носа, под глазами появляются гнойные болячки, которые долго не проходят. Как вспоминает одна женщина, в детстве у нее часто донимали такие гнойнички. Однажды их увидела женщина-знахарка и вылечила при помощи...черной собаки. Она намазывала лицо девочки молочной пенкой и за руку отводила во двор к собаке, которая облизывала своим языком ее лицо. Вскоре болячки зажили, остались только следы от них, но и те скоро прошли. Также побеждали отосуты и панариций, который почему-то называли «кёрер аырыы» (буквально «смотрящая болезнь»). Привязывали на больной палец собачьи экскременты или теплое тесто и трижды обвязывали конским волосом.

* * *

Настоящий знахарь знал в совершенстве лечебные качества разных трав и растений и умело применял их на практике. Делали отвары и порошки, смешивали с маслом или со спиртом. Знахари имели свою специализацию, кто-то был костоправом, кто лечил накладыванием рук (по-якутски – илбийии), кто-то применял кровопускание, иглоукалывание (по-якутски – тонулаасын), кто-то делал прижигание или лечил при помощи сильных заклинаний. Впрочем, последнее – магию слов – применяли все знахари. Кроме лекарственных растений, якутские знахари применяли жир, желчь, струю, кости различных животных и рыб, лечили они и при помощи пищи. Так, при сильном кашле или при простуде полагалось пить горячий чай со сливками, отвар из брусники, земляники или красной смородины, есть саламат или кашу из тара – мерзлой простокваши. Весной вилюйские якуты употребляли в пищу сыма – заквашенную в специальных ямах вместе с суоратом мелкую рыбу. В течение долгой зимы кости растворялись в молочной кислоте, так что такая еда спасала якутскую бедноту от цинги. Кстати, и настоящий якутский кумыс из кобыльего молока сам по себе являлся лекарством от многих легочных и простудных болезней. Кроме прочего, в старину якуты широко применяли в пищу дикорастущие растения: полевой лук и чеснок, щавель и хрен, из которых во время сенокоса делали окрошку или похлебку с добавлением суората, также употребляли в пищу корни сарданы, зонтичный сусак, колбу, дягиль, ложечник, в которых хорошо разбирались. Весной с сосны снимали кору и снимали обнаженное лыко, которое долго кипятили в воде, чтобы исчезли запах и вкус сосновой смолы, затем резали на мелкие кусочки и варили похлебку с добавлением муки, заправляли сливками или таром. Такая еда заменяла, видимо, витамины.

Таким образом, в те далекие времена, когда не было медиков, наши предки, наблюдая и изучая природу и ее дары, успешно лечились сами.

Яна ПРОТОДЬЯКОНОВА,

«Эхо столицы»

Наш канал в Telegram